Файл: Исследование государственной поддержки сельскохозяйственного сектора экономики на примере Красноярского края.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при покупке оригинальных и элитных семян у российских селекционных научно-исследовательских институтов сельхоз-товаропроизводителям предоставляется купон на скидку в размере 15 % на приобретение необходимых механизмов, машин и оборудования для эффективного возделывания культуры (рис. 1).

Рисунок 1 – Модель государственной поддержки при внедрении новых сортов сельскохозяйственных культур на региональном уровне

Таким образом, финансовые средства будут использоваться по целевому назначению, что позволит в более короткие сроки снабдить техникой сельскохозяйственных предприятия и внедрить новые сорта в производство. При этом предприятия могут получать субсидии из средств областного бюджета на приобретение элитных семян и использовать купон на приобретение машин, механизмов и оборудования. Применяя эту модель государственной поддержки при внедрении новых сортов, можно увеличить у селекционных научно-исследовательских институтов объемы реализации и объем выручки; у сельхозтоваропроизводителей – площади посева и валовых сборов; у предприятий сельхозмашиностроения – объемы реализации технических средств, необходимых для возделывания сельскохозяйственных культур[[7]].

Система инновационного развития должна быть поддержана на всех уровнях власти, необходимо создать условия устойчивого функционирования отечественного АПК на инновационной основе. При этом главным звеном в системе внедрения инноваций должны стать квалифицированные молодые специалисты, способные освоить и применить инновации в практической деятельности.

Решить проблему закрепления молодого специалиста в сельской местности, по нашему мнению, можно только объединив усилия государства, образовательных организаций и предприятий агробизнеса [[8],[9]].

Проведенный авторами опрос работодателей показал, что руководители сельхозпредприятий хотят видеть у себя в организации ≪практика≫, а не ≪теоретика≫. Переход на образовательные стандарты третьего поколения и реализация комплексного подхода в образовании – определенный шаг вперед, который нацеливает на повышение качества практической подготовки кадров, но все же не решает данную проблему полностью. Предприятия и организации АПК, являющиеся потребителями кадров, должны не только участвовать в разработке компетенций и учебных планов, предъявлять свои требования и давать оценку современному образованию, но и в полной мере разделить ответственность за практическую подготовку специалистов за счет реального непосредственного включения работодателей в учебный процесс.


Проведенные исследования позволили сформулировать следующие направления совершенствования деятельности учебных заведений сельскохозяйственного профиля в рамках закрепления молодых специалистов в сельской местности (рис. 2).

Рисунок 2 - Направления совершенствования деятельности аграрных вузов

Одним из вариантов решения данной задачи может быть использование предлагаемой инновационной модели практико-ориентированного аграрного образования (рис. 3).

Рисунок 3 - Инновационная модель практико-ориентированного аграрного образования

Примера может служить подготовка бакалавров в аграрных вузах, длительность которой согласно образовательным стандартам составляет 4 года. Сложившаяся система обучения предполагает на каждом курсе распределение времени студента на следующие виды учебной деятельности: теоретическое обучение с аудиторной и самостоятельной работой; прохождение различных видов практики, общая продолжительность которых, по нашему мнению, необоснованно занижена; каникулы.

В рамках традиционной системы предполагается, что студент приобретает фактические умения и навыки преимущественно во время прохождения различных видов практики. Базой практического обучения могут являться подразделения вузов и НИИ, а также другие организации. Выбор предприятий и организаций АПК для прохождения практик жестко не регламентирован и осуществляется самим вузом или студентом на договорной основе; по итогам практики студенты готовят отчеты, которые рассматриваются и оцениваются в вузе. Данная система практического обучения, к сожалению, не гарантирует приобретение реального практического опыта студентами.

Передовые предприятия, применяющие современные технологии, инновационные формы и методы организации и управления производством, располагающие современной материально-технической базой, имеются практически в каждом регионе России. Предприятия – региональные лидеры агробизнеса являются хорошей базой практической подготовки кадров аграрного профиля и научно-инновационной деятельности. Привлечение их в учебный процесс позволило бы существенного повысить качество аграрного образования и науки [[10]].

Механизмы привлечения предприятий и организаций реального сектора экономики к процессу подготовки кадров аграрного профиля могут быть различными. В Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова в этом направлении уже сделаны определенные шаги и имеется опыт взаимодействия с сельскохозяйственными предприятиями. Из числа передовых сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Саратовской области аграрным университетом при поддержке регионального правительства сформирована сеть учебно-базовых хозяйств, в которых проходят практику студенты различных направлений и специальностей, проводятся научные исследования учеными университета.


Руководство университета инициировало решение вопроса об экономической поддержке данных хозяйств на региональном уровне для повышения их заинтересованности в сотрудничестве с вузом. Необходимо, используя имеющийся опыт, развивать данное направление и полностью переходить на инновационную модель практико-ориентированного аграрного образования, что позволит решить одну из важнейших задач в рамках модернизации АПК – существенно повысить качество практической подготовки кадров для данной стратегически значимой отрасли экономики страны.

Реализация такой модели подготовки кадров требует пересмотра и дальнейшего совершенствования образовательных стандартов, что сложно сделать достаточно оперативно. На первоначальном этапе целесообразно было бы реализовать пилотные проекты по апробации данных моделей, а затем уже принимать решения, связанные с совершенствованием всей системы профессионального образования [[11]].

Таким образом, предлагаемая нами модель могла бы существенно повысить качество подготовки молодых специалистов, которые могли бы отвечать требованиям работодателей сельскохозяйственных организаций. Переход на практико-ориентированную модель образования позволит руководителям получить специалиста, способного освоить инновационные технологии на практике и внедрить их в производство.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что в нашей стране необходимо масштабно и эффективно внедрять инновации в аграрном секторе. Для этого необходим комплекс организационно-экономических мер и эффективный менеджмент, способный обеспечить получение реальных результатов.

1.2 Специальный инвестиционный контракт – механизм развития сельского хозяйства

Сельское хозяйство в России имеет огромный потенциал для своего развития. Введение Россией в 2015 году эмбарго в отношении ряда стран привело к сокращению импорта продовольствия, сельскохозяйственного сырья и обозначило рост производства отечественной сельхозпродукции. Государственные программы поддержки и техническая модернизация отрасли, система агрострахования и кредитования, позволили улучшить показатели развития отрасли. Индекс производства сельхозпродукции в 2015году составил 103%. В рамках дальнейшего политического курса на импортозамещение и поддержку российских производителей, разработан новый механизм поддержки промышленности и развития территорий – специальный инвестиционный контракт (СПИК).


Предприятиям сельскохозяйственного машиностроения специнвестконтракт необходим как инструмент конкурентной борьбы с другими игроками рынка. Специальный инвестиционный контракт – нефинансовый инструмент, мотивирующий бизнес на создание новых производственных мощностей в России, представленный в форме договорных отношений между государством и бизнесом. Специнвестконтракт предусмотрен Федеральным законом № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации», который, регулирует государственную политику в области промышленного производства; вводит понятие «Специальный инвестиционный контракт»; определяет юридические основания государственного стимулирования в отраслях[[12]].

Правила заключения определены Постановлением Правительства № 708 от 16 июля 2015 г. «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности», где устанавливается порядок заключения специальных инвестиционных контрактов, определяется типовая форма контракта и порядок работы межведомственной комиссии по оценке возможности заключения СПИК. Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.

Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с РФ – 750 млн. руб. Для получения ряда льгот и мер стимулирования минимальный объем инвестиций может быть выше. По законопроекту участником специального инвестиционного контракта сможет стать любой инвестор, способный создать или модернизировать 4 промышленное производство.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона №488-ФЗ инвестор, заключивший специальный инвестиционный контракт, создаёт, модернизирует или осваивает промышленное производство на территории России, а государство (в лице Российской Федерации и (или) субъекта Федерации, муниципального образования) обязуется предоставить ему меры стимулирования деятельности, предусмотренные действующим законодательством, и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса и предоставление льгот и преференций по федеральному и (или) региональному законодательству.

Инвестор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, берущий на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением других лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории России, на континентальном шельфе России, в исключительной экономической зоне России.


Тиражирование СПИКа может оказаться наиболее правильным способом увеличения инвестиционной привлекательности России, внедрения лучших зарубежных технологий, модернизации производства, в том числе в области сельскохозяйственного машиностроения.

Так, Правительство рекомендовано Минпромторгу оказывать поддержку тем контрактам, в ходе которых будут созданы импортозамещающие производства сельскохозяйственной техники, аналоги которой не производятся на территории РФ, либо планируется, что у этой техники появятся существенные конкурентные ценовые преимущества. Кроме того, ведомству предстоит разработать порядок представления перечней перспективных потребностей в продукции машиностроения для реализации инвестиционных проектов[[13]].

В рамках Петербургского международного экономического форума правительство России в лице Министерства промышленности и торговли 17 июня 2016 года подписало Специальный инвестиционный контракт (СПИК) с российским заводом «КЛААС», выпускающим сельскохозяйственную технику немецкого бренда CLAAS. Тем самым за компанией официально закрепился статус «российского производителя сельхозтехники», закупка продукции которого может осуществляться при финансовой поддержке государства. В свою очередь, компания берет на себя обязательства по дальнейшей локализации производства и выполнению всех технологических операций на российском заводе по условиям постановления Правительства № 719.

На сегодняшний день модернизированный в конце 2015 года краснодарский завод «КЛААС» является самым современным предприятием сельскохозяйственного машиностроения в Европе, общий объем инвестированных в его развитие средств превысил 120 млн. евро.

Для выхода на плановые объемы мощностей в 2000 зерноуборочных комбайнов в год необходимы равные условия рыночной конкуренции с другими игроками рынка, а также возможность участия в федеральных программах наряду с 35 другими российскими компаниями, которые в 2015 году получили около 5,2 млрд. руб. господдержки. 5 Специнвестконтракт – это действенный механизм создания условий для насыщения внутреннего рынка национальным продуктом, последовательное решение которого позволит сократить долю импорта и увеличить долю российского рынка промышленного производства. Локализация производства и создание новых рабочих мест, предусмотренных в рамках реализации СПИК обеспечат стабильное поступление налогов в бюджет.