Файл: Изучение положения России в системе международных кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как справедливо отмечает С.Н. Пасько, ЕАЭС выступает механизмом евразийской экономической интеграции [10, c. 15].

Цель создания данного Союза обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных государствами-союзниками в Договоре о ЕАЭС и международными договорами между ними. В рамках ЕАЭС функционирует ЕАБР, являющийся международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, а также расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством осуществления инвестиционной деятельности. ЕАБР был учрежден на основании межгосударственного соглашения в 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В настоящее время участниками банка, кроме его учредителей, выступают: Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный - 1,5 млрд. долл., и капитал до востребования - 5,5 млрд. долл.[13, c. 34]

Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий.[10, c. 16]

ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государствучастников под председательством министра финансов РФ А.Г. Силуанова.[11, c. 5]

В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:

- координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;

- совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;


- изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.

Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:

- финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;

- инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;

- гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере.[13, c. 35]

Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:

1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;

2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями. [5, c. 118]

Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве. [10, c. 17]

За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011) и Таджикистану (2010) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд. долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов.[5, c. 118]

Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %. Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн. долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн. долл. и 80 млн. долл., соответственно. [10, c. 18]


Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.[13, c. 37]

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

С начала 90-х годов Россия начала принимать активное участие в международных кредитных отношениях. До определенного периода времени, Российская Федерация выступала, как правило, в качестве заемщика денежных средств, которые должны были быть направлены на преодоление сложностей перехода к рыночной экономике.

В последствие, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена.

В последние годы в отношении России были введены международные санкции, которые стали следствием определенных внешнеполитических противоречий. Международная кредитная дискриминация, которая была применена к России в качестве инструмента давления, заставляет руководство страны искать внутренние резервы развития, а также принимать активное участие в создании международных кредитных союзов преимущественно в азиатско-тихоокеанском региона.

Исходя из этого, объективной является тенденция к тому, что увеличивается круг субъектов долговых отношений с участием России за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.

3 Анализ России в международных экономических отношениях


3.1 Современное развитие экономики в России экономический отношение

В экономике России в последние 13 лет отмечался рост ВВП, за исключением 2009 года (в 2000 году - 10%, в 2001 - 5,1%, в 2002 - 4,7%, в 2003 - 7,3%, в 2004 - 7,2%, в 2005 - 6,4%, в 2006 - 8,2%, в 2007 - 8,5%, в 2008 - 5,2%, в 2010 - 4,3%, в 2011 - 4,3%, в 2012 - 3,6%, в 2013 - 1,5%), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007 году). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования - на 91%, текстильного и швейного производства - на 46%, производства пищевых продуктов - на 64%.

По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9%, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве. В 2009 году валовой внутренний продукт (ВВП) России оценивался в 2 109 млрд дол. Аналогичный ВВП имеют Великобритания (2 281 млрд долл.), Франция (2 097 млрд долл.) и Бразилия (2 030 млрд долл.). ВВП на душу населения России - 14 900 дол., В Соединенном Королевстве - 35 900, Франции - 33 100, в Бразилии - 10 600 долл. Осенью 1999 внешний долг России (включая долг СССР) достиг 160 млрд долл., и по этому показателю она вышла на первое место в мире, но этот долг был фактически полностью ликвидирован в 2005-2007 гг.

Рисунок 1 - ВВП России, млрд. долларов США

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0%, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС. В 2011 году ВВП России, согласно оценкам, вырос на 4,2%. Объем промышленного производства в РФ за 2012 год увеличился лишь на 2,6% по сравнению с результатом 2011 года, когда был зафиксирован рост промпроизводства на 4,7%. За 2012 год объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности - на 4,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось на 1,2%.


Еврокомиссия ожидает, что экономика России в 2014 году вырастет на 2,0-2,5%. Эти показатели существенно ниже тех, которые прогнозировались в начале 2013 года - 3,5-3,7%.

Согласно данным специалистов ЕК, несмотря на то, что Россия быстро восстановилась после резкого спада в экономике в 2009 году, мировой кризис также отразился на ее состоянии. Так, в 2012 году ВВП РФ вырос всего на 3,4% против 4,3% в 2011 году. «Заглядывая вперед, нужно прежде всего ответить на вопрос, сможет ли Россия противостоять этой тенденции, не поднимая цен на товары. В 2012 году дефицит бюджета России составил всего 0,1% ВВП, однако ненефтяной дефицит бюджета увеличился значительно и составил 10,6% ВВП», - сказано в докладе. Ввиду перечисленных слабых показателей в Еврокомиссии считают, что России будет сложно достичь прогнозируемых показателей ВВП в 2014 году. По данным европейских экономистов, для этого российским властям потребуется принять меры для существенного подъема в экономике.

Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская экономика может расти на 3-4% в год с помощью разных стимулирующих мер, даже если цена на нефть не будет драйвером. По ее словам, прежде всего нужно начать со стимулирования внутреннего спроса. Однако конец 2013 года показал, что России крайне сложно будет достичь даже таких темпов роста без проведения структурных реформ и привлечения инвестиций.

Начало года заставляет не только строить прогнозы на будущее, но и подводить итоги. При этом итоги не только прошедшего года, но и всего десятилетия, которое, по преобладающим оценкам, было особым периодом в мировой экономике – периодом быстрого роста благосостояния, финансовых рынков и пузырей, и одновременно периодом тяжелейшего глобального кризиса.

Эта противоречивость отчетливо проявляется и в отношении России, которая, с одной стороны, за 2000–2013 гг. практически удвоила подушевой ВВП в валютном выражении и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%(см. сноску 1)), но, с другой, одновременно отстала и от пелетона стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала, что хорошо видно при анализе межстрановых рейтингов. А в них хорошо прослеживается, что положение России не соответствует ее базовому потенциалу, высокий уровень которого определяется большим внутренним рынком, а также тем, что она наделена не только природными ресурсами (они есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и весьма качественной рабочей силой.

Если же посмотреть на рейтинги, которые, по замыслу их создателей, говорят не о прошлом и настоящем, а о будущем, то перспективы экономического выживания России в новом мире в статусе «перспективного гиганта» – под большим вопросом. Впрочем, если взглянуть на рисунок 2, то видно, что темпы роста российской экономики в 2000–2013 гг. не были сверхвысокими по сравнению со странами-конкурентами, а в целом соответствовали уровню ее развития, а провал ВВП в 2009 г. на 8% убрал все «сливки».