Файл: Особенности функционирования олигополий в российской экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время олигополистические модели конкуренции получили большое распространение и превалируют в отдельных отраслях экономики развитых стран, именно поэтому изучению олигополистических структур следует уделять значительное внимание. Знание всех причин определенного поведения участников олигополий и тонкостей реакции компаний на то или иное событие может обеспечить возможность влияния на своих конкурентов, а, следовательно, и возможность влияния на рынок в целом.

Олигополия представляет собой фактор стабилизирующего воздействия на поддержания конкурентной среды в качественно-эффективном положении для ведения хозяйственной деятельности субъектами разной величины. При этом создавая среду для развития предпринимательства с усилением крупных предприятий путем расширения субъектов хозяйственной деятельности среднего знания.

Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности функционирования олигополий в российской экономики.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

- изучение понятия «олигополия»;

- выявление роли олигополии в современной экономике;

- оценка олигополистической конкуренции на примере российского рынка мобильной связи;

- проанализировать особенности олигополии на рынке авиастроения;

- выявить особенности государственного регулирования олигополий.

Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в сферах деятельности олигополий и их государственного регулирования.

Предметом исследования выступают теоретические положения и проблемы, касающиеся государственного регулирования олигополий.

При написании курсовой работы были использованы такие специальные методы научного познания, как общенаучный, диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, формально-юридический, статистические методы и др.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследования и разработанные теоретические положения систематизируют и углубляют научные знания в области государственного регулирования олигополий.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


1. Теоретические основы олигополии

1.1. Сущность олигополистической рыночной структуры

Сущность олигополии заключается в том, что на рынке товаров и услуг существует несколько производителей. При этом любой из них имеет возможность повлиять на прибыли остальных производителей. Таким образом, между фирмами проявляется взаимозависимость. Так вот эта зависимость влияет на поведение фирм [12, с. 8].

Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Точного определения олигополии не существует. В экономической науке можно выделить, на наш взгляд, два подхода к определению сущности олигополии:

- правовой подход. Согласно юридическому словарю, олигополия – это тип рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых странах, при которой небольшое количества крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт определенных товаров и рынок этих товаров и ведут между собой неценовую конкуренцию. Данное определение является верным, так как оно полностью раскрывает суть олигополии [13, c. 382].

- экономический подход. Согласно экономико-математическому словарю, олигополия – такая ситуация на рынке (структура рынка), когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Данное определение является неверным, так как неполно отражает суть олигополии [2, c. 16].

В экономическом словаре даётся следующее определение олигополии. Олигополия – существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной; вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено; особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Данное определение является верным, так как оно охватывает практически все черты, характерные для олигополистической фирмы, а именно: ограниченное кол-во фирм; ограниченный доступ в отрасль; высокие барьеры входа; взаимозависимость фирм в принятии решений.

Позиции некоторых исследователей в определении термина олигополии представлены в таблице 1.


Таблица 1

Понятие олигополии

Олигополия - форма несовершенной конкуренции, которой свойственны черты: немногочисленность участников, а именно сюда относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами; дифференцированная продукция (многообразие ассортимента), что, несомненно, очень влияет на спрос и предложение; очень высокие барьеры.

Ф.М. Сысоева, Р.А. Приходько [15, c. 187].

Олигополия — это такая ситуация, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

И.С. Гулевич [6, c. 23]

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

.Ф. Максимова [9, c. 84]

Олигополия - рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты

З.С. Чецкая [18, c. 9]

Современной экономической теории известно достаточно большое количество моделей поведения фирм на олигополистическом рынке. Олигопольные рынки различают по тому, действуют ли на них фирмы сообща или независимо друг от друга. При анализе поведения олигополистов, действующих независимо друг от друга, определяющее значение играют реакция и действия конкурента. В зависимости от того, выберет предприниматель в качестве управляемой переменной цену или величину выпуска, различают количественную олигополию или олигополию выпуска продукции.

К моделям количественной олигополии относятся: модель Курно, модель Штакельберга. В данной работе рассмотрены оба эти варианта взаимодействия фирм.

Одной из наиболее простых, и, следовательно, распространенных моделей является модель Курно, сформулированная французским экономистом Антуаном Огюстен Курно в 1838 году.

В своей постановке проблемы Курно предполагал, что каждая фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов изменения цен или объемов выпуска (Рис.1) [3, c. 25].

Рис.1. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У, где D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки

Согласно «ценовой» вариации теории Курно каждая фирма устанавливает цену так, как будто она ожидает, что другие фирмы отрасли оставят свои цены неизменными. Равновесие в данной модели характеризуется тем, что ни одному из олигополистов не выгодно менять свое поведение до тех пор, пока не изменится поведение конкурентов.


Ещё одна теория равновесия была выдвинута в 1934 году немецким ученым Генрихом фон Штакельбергом. В ситуации равновесия по Штакельбергу одна из фирм принимает зависимое положение, то есть рассматривает выставляемые ей условия, а другая − независимое, причём лидер всегда задаёт такую модель отношений, которая удовлетворяет каждую из сторон. Лидер знает функцию затрат последователя, в то время, как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера [4, с. 88]. Коалиция, основанная на равновесии Штакельберга, является устойчивой коалицией, так как межпроизводственная кооперация способствует обмену информацией, а информация нивелирует поведенческую асимметрию. Так же как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь. Штакельберг показал, что равновесие в этой модели будет несимметричным, в отличие от модели Курно.

Общий выпуск в модели Штакельберга при прочих равных условиях превышает выпуск в модели Курно. Таким образом, появление в отрасли лидера положительно сказывается на общественном благосостоянии. Однако, следует отметить, что прибыль и рыночная доля фирмы-лидера существенно увеличиваются по сравнению с моделью Курно, следовательно, стратегия лидера имеет безусловные преимущества. Фирмы-последователи же, при таких условиях, наоборот, теряют в прибыли и рыночной доле. При рассмотрении двух моделей, выяснилось, что при линейных функциях отраслевого спроса и общих затрат дуополистов в модели Штакельберга рыночная цена будет ниже, чем в модели Курно. Следовательно, предпринимателю намного выгоднее действовать по модели Курно.

Предприятия в условиях олигополии стремятся к увеличению своей рыночной доли и масштабов деятельности. Это позволяет им становится лидерами и диктовать условия фирмам-последователям, как показывает модель Штакельберга. Наиболее активные используют стратегии слияний и поглощений для ускоренного роста масштабов деятельности и получения значительной рыночной власти. Следование такой стратегии позволяет получать существенно более высокие прибыли по сравнению с конкурентами.

Олигополистической конкуренцией считается та рыночная структура, при которой только несколько фирм осуществляют контроль над всей отраслью.

Олигополия представляет собой такой тип рынка, на котором большая часть рынка контролируется группой крупнейших фирм, осуществляющих производство необходимого всем экономическим субъектам продукта. Это так называемая промежуточная форма власти между монополией и совершенной конкуренцией.


Характерными чертами, присущими фирме - олиполисту являются:

- небольшое количество производителей;

- каждая фирма располагает значительной частью рыночной власти, как и при чистой монополии, не принимает цены извне;

- фирмы занимаются производством стандартных и дифференцированных товаров, что дает возможность использовать не только ценовые методы конкуренции, но и неценовые;

- вхождение в отрасль достаточно сложное, т.к. существуют барьеры, как и на рынке чистой монополии;

- ограниченность в получении полной и достоверной информации; необходимость учета действий конкурентов при установлении цен и объемов выпуска.

Можно сделать вывод, что в реальной действительности олигополия эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях, разработке и внедрении новых продуктов и технологий в производство.

1.2. Роль олигополии в современной экономики

Решающим моментов в определении действий фирмы - олигополиста является его ограниченность в формировании цен и объема выпуска, т.к. конкурентные фирмы всегда отвечают на любые действия других предприятий.

Ключевые причины существования олигополии:

1. Положительный результат масштаба производства.

2. Экономические препятствия – очень большие расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры – Владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

3. Результат слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной компании вызовет ответную реакцию у ее конкурентов. Подобные обстоятельства побуждают компании к слиянию и приводят к картелизации сектора экономики, собственно имеет возможность обеспечить повышение части рынка участвующих в сговоре компаний, повысить рыночную власть, отдать вероятность настоятельно просить наиболее невысоких тарифов на ресурсы, выступая в роли «большого клиента».

Олигополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Основоположником теории олигополии является французский экономист Курно [1, с. 16].