Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников (на примере ИП Зайчикова Т.И.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Полная себестоимость услуг

руб.

1995604

2356671

2475224

361067

18,09

118553

5,03

Затраты на один рубль

реализации

руб.

0,76

0,75

0,74

-0,01

-1,32

-0,01

-1,33

Прибыль от реализации услуг

руб.

625063

788129

873151

163066

26,09

85022

10,79

Рентабельность продаж

%

31,3

33,4

35,2

2,1

-

1,8

-

Объем реализации услуг в денежном выражении возрастал: в 2014 г. на 19,99 % относительно 2013 г., а в 2015 г. – на 6,47 % относительно 2014 г. Положительным в работе предприятия является снижение затрат на 1 рубль объема реализации услуг на протяжении всего исследуемого периода: в 2014 г. он сократился на 1,32 %, а в 2015 г. – на 1,33 %. В результате этого прибыль от реализации услуг в 2014 г. на 26,09 % выше показателя 2013 г., а в 2015 г. на 10,79 % выше, чем в 2014 г.

Увеличивающаяся прибыль от реализации услуг предприятия говорит о положительной динамике показателей его деятельности и о положительной перспективе развития предприятия на данном рынке.

2.2. Качественный и количественный анализ персонала

Задача анализа состояния и использования трудовых ресурсов состоит в изучении обеспеченности мехового салона «Аллегро» работниками различных категорий, выявления возможности снижения текучести и повышения квалификации персонала.

Первым этапом анализа состояния персонала мехового салона «Аллегро» является анализ обеспеченности его трудовыми ресурсами (по всем категориям). В процессе анализа использованы данные первичного и статистического учета за 2013-2015 гг. При этом 2013 г. принят за базовый. Динамика обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами представлена в таблице 2.


Таблица 2

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами мехового салона «Аллегро» за 2013-2015 гг.

Категории работающих

Среднесписочная численность

Абсолютные

отклонения, (+,-)

Темп прироста, %

2013 год

2014 год

2015 год

2014/

2013

2015/2014

2014/ 2013

2015/ 2014

Основные рабочие

18

18

19

1

1

5,56

5,56

Служащие (руководители)

8

7

7

-1

-

-12,50

-

Всего

26

25

26

-

1

-

4,00

В 2014 г. численность персонала сократилась на одного работника (за счет сокращения численности руководителей), а за 2015 г. вновь возросла до 26 чел. (за счет приема еще одного рабочего).

В процессе анализа состояния и использования трудовых ресурсов необходимо представить динамику изменения структуры персонала мехового салона «Аллегро» за 2013-2015 гг. Структура персонала представлена на рисунке 3.

2013 год

2014 год

2015 год

Рисунок 3 - Структура численности работающих мехового салона «Аллегро» по категориям за 2011-2013 гг., %

В 2015 г. наблюдается улучшение структуры персонала: удельный вес основных рабочих возрос на 1,08 п.п.

Показатели движения персонала представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели движения кадров

Год

персонал

2013

2014

2015

Всего, чел.

26

25

26

Принято, чел.

5

5

6

Уволено, чел.

в том числе по причине текучести кадров, чел.

6

6

4

4

4

4

Коэффициент приема кадров, %

19,23

20,00

15,38

Коэффициент выбытия кадров, %

23,08

16,00

15,38

Коэффициент оборота кадров, %

42,31

36,00

30,77

Коэффициент текучести кадров, %

23,08

16,00

15,38


Из представленных данных видно, что показатель текучести в 2013 г. составил 23,08 %, в 2014 г. – 16 %, а в 2015 г. 15,38 %. В 2013-2015 гг. имеет место тенденция снижения текучести, однако, несмотря на это она остается высокой.

Далее проведем анализ структуры кадров по половозрастному, профессиональному составу и стажу работы.

Исходные данные для анализа представлены в таблице 4.

Из представленных данных видно, что все работники мехового салона «Аллегро» женщины. Более 60 % работников в 2015 г. находятся в возрасте старше 36 лет. В 2015 г. увеличилась численность персонала в возрасте до 25 лет: в 2013-2014 гг. она составляла 12 % от общей численности персонала, в 2015 г. возросла на 3 пункта и составила 15. В то же время удельный вес группы в возрасте старше 46 лет растет (с 19 % в 2013 г. до 23 % в 2015 г.). В целом же существенных изменений возрастной структуры персонала в 2013-2015 гг. не происходило, однако, необходимо отметить тенденцию увеличения удельной доли трудовых ресурсов старшей возрастной группы.

Таблица 4

Данные о половозрастной, образовательной структуре и стаже работников мехового салона «Аллегро»

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонения 2014/

2013

Отклонения 2015/

2014

Численность чел.

Удельный вес, %

Численность чел.

Удельный вес, %

Численность чел.

Удельный вес, %

Численность чел.

Удельный вес, %

Численность чел.

Удельный вес, %

Пол

Женщины

26

100,00

25

100,00

26

100,00

-

-

-

-

Возраст

от 20 до 25 лет

3

11,54

3

12,00

4

15,38

-

0,46

1

3,38

от 26 до 35 лет

7

26,92

6

24,00

6

23,08

-1

-2,92

-

-0,92

от 36 до 45 лет

11

42,31

11

44,00

10

38,46

-

1,69

-1

-5,54

от 46 до 55 лет

5

19,23

5

20,00

6

23,08

-

0,77

1

3,08

Образование

Административно-управленческий персонал

Среднее профессиональное

4

50,00

4

57,14

4

57,14

-

7,14

-

-

Высшее

4

50,00

3

42,86

3

42,86

-1

-7,14

-

-

Рабочие

Среднее

4

22,22

4

22,22

4

21,05

-

-

-

-1,17

Среднее профессиональное

13

72,22

13

72,22

14

73,68

-

-

1

1,46

Высшее

1

5,56

1

5,56

1

5,27

-

-

-

-0,29

Стаж работы по специальности

до 3 лет

3

11,54

2

8,00

2

7,69

-1

-3,54

-

-0,31

от 4 до 10 лет

4

15,39

5

20,00

5

19,23

1

0,61

-

-0,77

свыше 10 лет

19

73,08

18

72,00

19

73,08

-1

-1,08

1

1,08

Стаж работы в меховом салоне «Аллегро»

до 3 лет

3

11,54

3

12,00

4

15,39

-

0,46

1

3,39

от 4 до 8 лет

17

65,38

17

68,00

17

65,38

-

2,62

-

-2,62

свыше 8 лет

6

23,08

5

20,00

5

19,23

-1

-3,08

-

-0,77


В 2014 г. снизился удельный вес руководителей, имеющих высшее образование (уволился мастер с высшим образованием). В 2015 г. изменения в образовательной структуре управленческого персонала не происходило.

Существенных изменений в структуре рабочих по уровню образования. В исследуемом периоде не происходило. Однако, отметим положительный факт снижения удельного веса рабочих, имеющих лишь среднее образование (с 22,22 % в 2013-2014 г. до 21,05 % в 2015 г.).

Анализируя структуру персонала по стажу работы по специальности, отметим, что более 70 % работников трудятся по своей специальности более 10 лет. Из них 1,23 % (по данным 2015 г.) более 8 лет работают в меховом салоне «Аллегро». С одной стороны, большой стаж работы положительным образом отражается на качестве труда, но, с другой, опытные специалисты имеют хорошие шансы трудоустройства, а, следовательно, существует большой риск их потери, если предприятие не принимает усилий для закрепления работников за предприятием.

2.3. Оценка организации адаптации вновь принятого персонала

В меховом салоне «Аллегро» должность специалиста по персоналу штатным расписанием не предусмотрена. Все основные функции управления персоналом возложены непосредственно на директора, который:

  • осуществляет планирование потребности в кадрах, набор, подбор и расстановку персонала;
  • определяет систему оплаты труда и стимулирования персонала;
  • принимает решения о повышении квалификации персонала;
  • контролирует обеспечение оптимальных условий труда на предприятии;
  • регулирует социально-психологический климат в коллективе и разрешает возникающие конфликты.

Адаптация вновь принятого персонала сводится к тому, что работника знакомят с правила трудового распорядка и представляют коллективу. К работнику прикрепляют наставника, однако, этот процесс является, зачастую, формальным. Функции и обязанности наставника не регламентированы, срок наставничества не определен, а его результаты не оцениваются. Фактически наставничество заключается в том, что для новичка определяют члена коллектива, к которому он может обратиться с возникающими вопросами.

Собственно система повышение квалификации персонала на предприятии отсутствует. Мероприятия по повышению квалификации сводятся к тому, что вновь принятый персонал обучается приемам работы его наставником (в случае, если такая необходимость присутствует). Кроме того, при освоении новой технологии работники проходят обучение, которое, как правило, проводят начальники участка.


Важнейшая проблема предприятия, требующая принятия управленческих решений, - это низкая квалификация вновь принятого персонала. В 2013-2015 гг. в меховом салоне «Аллегро» всего было принято по 5 работников, из них ежегодно 2 работника имели только среднее образование и отсутствие стажа работы по специальности. В 2015 г. было принято 6 работников, из которых 3 имели среднее образование, у двух работников стаж работы по специальности отсутствовал, а у одного – составлял 1,5 года. Работникам, не имеющим специального образования и стажа работы, требуется значительное время, для того, чтобы выйти на производительность труда среднюю по предприятию.

На рисунке 4 представлено сравнение среднемесячной выработки в среднем по предприятию и по новичкам.

Рисунок 4 – Сравнение среднемесячной выработки в среднем по работникам мехового салона «Аллегро» и «новичкам», имеющим среднее образование и малый опыт работы по специальности

По данным рисунка видно, что в среднем выработка работников, имеющих лишь среднее образование и малый стаж работы по специальности в первые месяцы работы составляет лишь 60 % от средней выработки по работникам предприятия. Таким образом, очевидно, что необходимо совершенствование системы обучения вновь принятых работников.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: адаптация вновь принятого персонала проводится наставниками, однако, функции и обязанности наставника не регламентированы, срок наставничества не определен, а его результаты не оцениваются. Недостатки в системе адаптации персонала приводят к низкой производительности труда вновь принятого персонала в виду его низкой квалификации и отсутствия опыта.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования системы адаптации персонала в меховом салоне «Аллегро».

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ АДАПТАЦИИПРИНЯТОГО персоналА в меховоМ салонЕ «Аллегро» И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Проведенное исследование показало, что система адаптации принятого персонала в меховом салоне «Аллегро» практически отсутствует. В силу того, что предприятие является малым и финансовые ресурсы на использование внешнего обучения у него ограничены, для мехового салона «Аллегро» целесообразно усовершенствовать систему наставничества.