Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине Базы данных.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Даталогическое проектирование


На этапе даталогического проектирования должна быть выполнена разработка концептуальной даталогической модели базы данных в терминах реляционной модели (т.н. Physical Model ERwin [10]).

В качестве целевой должна быть выбрана конкретная СУБД. ER-диаграмма должна быть сопровождена спецификациями структуры нормализованных реляционных таблиц с указанием первичных ключей, альтернативных ключей и ключей связи (внешних ключей).

В этом же разделе должны быть сформулированы динамические (параметрические, настраиваемые) запросы на языке реляционной модели SQL.

Рабочее проектирование


Рабочее проектирование (реализация) выполняется в среде конкретной СУБД, например MS Access. На этом этапе должна быть построена схема реляционной базы данных - совокупность связанных нормализованных таблиц с «включенным» контролем целостности данных. Результаты работы на этом этапе должны быть представлены «схемой данных» учебной базы данных.

Здесь же должны быть выбраны средства прикладного программирования: интерфейс прикладного программирования (например, ODBC), среда разработки прикладных программ (Delphi, Builder C++ , VBA и т.д.) ‑ и разработаны элементы интерфейса конечного пользователя в виде пользовательских меню, экранных форм, шаблонов печатных документов.

Должен быть создан прототип базы данных, наполненный содержательной информацией в объеме, достаточном для многоцелевого тестирования базы данных и прикладных программ, и разработаны соответствующие контрольные примеры.

На этапе рабочего проектирования следует разработать также инструкцию для конечного пользователя, в соответствии с которой реализуются основные алгоритмы работы с базой данных: наполнение и редактирование базы данных, а также выполнение содержательных запросов.

оформление курсовой работы


Пояснительная записка по курсовой работе оформляется в соответствии со стандартом предприятия СТП УГТУ-УПИ 1-96 [16] и должна содержать:

  • титульный лист;

  • задание на проектирование;

  • содержание;

  • введение;

  • основную часть;

  • заключение;

  • библиографический список.

Объем пояснительной записки не регламентируется.


Разделы основной части разбиваются на подразделы и пункты. Для структурных элементов основной части применяется иерархическая нумерация: для разделов - 1, 2, 3 и т.д., для подразделов ‑1.1, 1.2, 1,3,…, 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

Заголовки частей пояснительной записки и разделов выполняются прописными (заглавными) буквами, подразделов - строчными, первая - прописная.

Структура титульного листа приведена на рис. 3.

В «шапке» титульного листа указываются наименование министерства, университета и кафедры.

Ниже указываются тема работы (без слова «тема»), категория работы (курсовая), вид документа (пояснительная записка).

Далее указываются обозначения текстового документа:

  1. Шестизначный номер учебной специальности, например 220100.

  2. Код классификационной характеристики по ЕСКД. При его отсутствии заполняется нулями.

  3. Порядковый регистрационный номер, например номер студента по журналу (001).

  4. Вид документа (пояснительная записка) ‑ ПЗ.

Ниже указываются данные преподавателя-руководителя курсовой работы и студента-исполнителя.

Задание на проектирование обычно оформляется на специальном бланке.

В содержании (оглавлении) указывают обозначение и наименование всех разделов, подразделов, пунктов и номера страниц, на которых размещаются соответствующие материалы. В содержание включают также все приложения (если они имеются) с указанием их номеров и заголовков.


Министерство образования и науки Российской Федирации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ»

Кафедра «Вычислительная техника»

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа

Пояснительная записка

220100 000000 001 ПЗ


Преподаватель П.П. Петров

доц., канд. физ.-мат. наук

Студент И.И. Иванов

группы Фт-328

2005



Рис. 3. Пример оформления титульного листа пояснительной записки



Рисунки сопровождаются подписью и обозначаются словом «Рис.». Подпись рисунка располагают под ним. Для рисунков используется иерархическая нумерация, например «Рис.3.1» (первый рисунок третьего раздела). Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки на рисунки оформляют следующим образом «рис.3.1».



Таблицы сопровождаются подписью и обозначаются словом «Таблица». Подпись к таблице располагают над ней в правом верхнем углу. Таблица может иметь заголовок. Заголовок таблицы начинают с прописной буквы и помещают над таблицей. Для таблиц также используют иерархическую нумерацию, например «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Если таблица не размещается на одной странице, допускается делить ее на части. Над продолжением таблицы пишут «Продолжение табл. 1.2». На все таблицы должны быть ссылки в тексте пояснительной записки. Таблицы располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки на таблицы оформляют следующим образом «табл.1.2».

Библиографический список составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографический список настоящих методических указаний можно использовать в качестве примера.

Структура пояснительной записки к курсовой работе содержит следующие разделы:

  1. Описание предметной области и определение цели проектирования информационной системы (введение).

  2. Анализ предметной области и инфологическое проектирование.

    1. Функциональная модель предметной области.

    2. Информационная модель предметной области.

    3. Спецификации сущностей.

    4. Спецификации атрибутов.

    5. Спецификации связей.

    6. Ограничения ссылочной целостности.

    7. Запросы пользователей.

  3. Даталогическое проектирование.

    1. Даталогическая модель базы данных.

    2. Спецификации таблиц.

    3. Спецификации связей.

    4. SQL-запросы.

  4. Рабочее проектирование.

    1. Схема данных.

    2. Интерфейс конечного пользователя.

    3. Инструкция для пользователя.

  5. Выводы (заключение).

  6. Библиографический список.

Описание предметной области и определение цели проектирования


Описание предметной области проектируемой информационной системы выполняется в произвольном стиле на естественном (русском) языке. Цель этого раздела заключается в том, чтобы в результате неформализованного описания были понятны проблемы предметной области. Например: «База данных предназначена для хранения данных о приобретенных библиотекой книгах, информации о местонахождении отдельных экземпляров (переплетов) каждой книги и сведений об абонентах. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещается в аннотированных каталожных карточках и т.д.».

Из описания предметной области должно быть понятно, что создание учебной базы данных если и не обосновано экономически, то хотя бы имеет положительное значение в плане совершенствования профессиональной деятельности в предметной области.

Должны быть указаны границы предметной области, например технологические аспекты функционирования объекта исследования (или другие). Например: «Технология работы библиотеки реализуется через ее комплектование книгами, справочно-библиографическое и абонементное обслуживание».

Рекомендуется сформулировать семантические условия (бизнес-правила), определяющие функционирование предметной области. Например: «абонент библиотеки однозначно идентифицируется его шифром», «абонентами могут быть сотрудники и студенты», «экземпляр книги идентифицируется его инвентарным номером».

Желательно описать алгоритмы выполнения тех или иных операций исполнителей конкретных видов работ или действий.

Здесь же должна быть сформулирована цель разработки учебной базы данных, например «Автоматизация профессиональной деятельности в конкретной предметной области» (или другая).

Анализ предметной области и инфологическое проектирование


В разделе «Функциональная модель предметной области» должны быть приведены результаты функционального моделирования предметной области учебной базы данных, выполненного в среде BPwin. Словесные описания особенностей функционирования предметной области должны сопровождаться изображениями контекстной диаграммы предметной области, диаграмм декомпозиции, иерархической схемы функций (Node Tree-диаграммы BPwin) (рис. 4-6), а также сводными таблицами (табл. 1 и 2) описаний работ (функций) и стрелок (данных).

Р
ис. 4. Пример контекстной диаграммы предметной области "Библиотека"

Рис. 5. Пример диаграммы декомпозиции предметной области "Библиотека"






Р ис. 6. Пример иерархической диаграммы функций предметной области "Библиотека"




Таблица 1

Описание работ

Имя работы

Номер работы

Описание работы

Работа библиотеки

А0

Под работой библиотеки имеются в виду технологические аспекты ее функционирования

Комплектование библиотеки и хранение новых книг

A1

Комплектование библиотеки предполагает приобретение новых книг, их хранение и списание

Справочно-библиографическое обслуживание

A2

Справочно-библиографическое обслуживание предполагает занесение сведений о книгах в каталог и поиск книг в каталоге

А бонементное обслуживание

A3

Абонементное обслуживание, в том числе:

1) запись на абонемент

2) поиск книг в каталоге

3) оформление заявки в хранилище

4) выдача книг

5) прием возвращенных книг

Комплектование библиотеки

A11

Комплектование библиотеки предполагает приобретение новых книг и списание пришедших в негодность. При комплектовании каждому экземпляру книги присваивается инвентарный номер

Хранение книг

A12

Экземпляры книг хранятся в хранилище и выдаются по заявкам абонентов во временное пользование

Занесение в каталог

A21

Вновь приобретенные книги регистрируются в каталоге

Библиографический поиск

A22

По запросу абонента осуществляется поиск информации о книге в каталоге

Запись на абонемент

A31

Посетители библиотеки могут быть записаны в качестве ее абонентов

Поиск книг

A32

Поиск сведений о книге выполняется по заявке абонента

Выдача книг

A33

Затребованные книги при наличии их в хранилище могут быть выданы

Оформление заявки

A34

При наличии свободного экземпляра книги в хранилище оформляется заявка на затребованную книгу

Возврат книг

A35

Выданные книги подлежат возврату и размещению их в хранилище