Файл: сахалинский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

Приемы косвенного воздействия:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».

• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».
2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Прямые педагогические приемы:

• ролевое участие в игре

• участие в сговоре детей

• показ образца игрового действия

• предложение готового сюжета игры

• предложение готовой темы игры

• совет по ходу игры

• разъяснение

• беседа о содержании предстоящей игры

• о распределении в ней ролей

• помощь в распределении ролей

• подборе игрушек, атрибутов

• обучение ролевому поведению.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);


• обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу;

• проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом.

Воспитатель - партнер и помощник в игре (средняя группа)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);

• вопросы;

• предложение темы игры;

• совет в игровой форме;

• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);

• беседа о распределении вещей;

беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);

• напоминание о том, что наблюдали;

• подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой.

Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно- ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том
, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

Краткие выводы по первой главе




  1. Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

  2. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

  3. Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). 2. Прямое руководство (с вмешательством в игру). Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

Заключение


Теоретический анализ, учебно-методических, научных, периодических источников по проблеме исследования «сюжетно ролевая игра в жизни дошкольников» позволяет заключить следующее:

  1. Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни

  2. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.


Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

  1. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Список использованных источников


Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
1. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре М.: Просвещение, 1982. 210 с. (дата обращения .7.01.2019)

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. М.: Просвещение, 1978. 321 с. (дата обращения .7.01.2019)

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М.: Просвещение, 1988. 336 с. (дата обращения .7.01.2019)

4. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. М.: Просвещение, 1989. 284 с. (дата обращения .7.01.2019)

Электронные источники удалённого/локального доступа

  1. MAAM.RU [Электронный ресурс] Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста: [сайт]. [2016]. URL http://www.maam.ru/ (дата обращения .7.01.2019)



Глоссарий







Понятие

Определение



Игра

- тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.



Игровая деятельность

- естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым



Сюжетно ролевая игра

- это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения



Роль

- средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь



Игровой замысел

-. это общее определение темы игры, определение во что и как будут играть дети..