Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая прибыль будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Следовательно, первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам или MC=MR (рис. 1).
Рис.1
В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR
Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Покажем, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (MR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой MR и кривой МС, между Q1 и Q*.
Рис.2
На рис.2 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q
*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Q* и Q2.
Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3)2. Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q*. Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).
Рис.3
Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.
Основные цели, ради которых получают прибыль, - если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.
Эти цели в то же время можно считать и своеобразным источником прибыли, так как средства, полученные от прибыли и вложенные в дальнейшее производство, в итоге порождают ту же прибыль, идет постоянный кругооборот капитала. Тем более важными и основополагающими становятся эти цели.
Заметим, что все это, особенно последняя цель, характерно как для несовершенной конкуренции, так и для чистой монополии, ведь в последнем случае нет конкурентов, но остается другая «противостоящая» монополисту сила - потребители. Также нужно заметить, что фирмы-монополисты гораздо лучше фирм свободной конкуренции могут реализовывать эти цели, в частности уменьшение риска банкротства.
Этим двум целям соответствуют стимулирующая и распределительная
функции прибыли. А саму прибыль можно считать как конечный результат функционирования производства.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс. Образование монополий характеризует стремление предприятий, фирм и корпораций к получению дополнительных прибылей путем завоевания рынков в процессе конкуренции. Это завоевание может быть достигнуто за счет уменьшения издержек производства, улучшения качества и количества выпускаемой продукции. Значительную роль в таком процессе играет применение новых достижений научно-технического процесса. Формирование монополий свидетельствует о дальнейшей концентрации, централизации и обобщении производства
Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Следовательно, необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Рис.1
В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR
Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Покажем, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (MR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой MR и кривой МС, между Q1 и Q*.
Рис.2
На рис.2 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q
*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Q* и Q2.
Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3)2. Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q*. Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).
Рис.3
Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.
2.3.ФУНКЦИИ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ. ФАКТОРЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ.
Основные цели, ради которых получают прибыль, - если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.
Эти цели в то же время можно считать и своеобразным источником прибыли, так как средства, полученные от прибыли и вложенные в дальнейшее производство, в итоге порождают ту же прибыль, идет постоянный кругооборот капитала. Тем более важными и основополагающими становятся эти цели.
Заметим, что все это, особенно последняя цель, характерно как для несовершенной конкуренции, так и для чистой монополии, ведь в последнем случае нет конкурентов, но остается другая «противостоящая» монополисту сила - потребители. Также нужно заметить, что фирмы-монополисты гораздо лучше фирм свободной конкуренции могут реализовывать эти цели, в частности уменьшение риска банкротства.
Этим двум целям соответствуют стимулирующая и распределительная
функции прибыли. А саму прибыль можно считать как конечный результат функционирования производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс. Образование монополий характеризует стремление предприятий, фирм и корпораций к получению дополнительных прибылей путем завоевания рынков в процессе конкуренции. Это завоевание может быть достигнуто за счет уменьшения издержек производства, улучшения качества и количества выпускаемой продукции. Значительную роль в таком процессе играет применение новых достижений научно-технического процесса. Формирование монополий свидетельствует о дальнейшей концентрации, централизации и обобщении производства
Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Следовательно, необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. -
Курс рыночной экономики / Под ред. Г. И. Рузавина. М.: ЮНИТИ, 1994. -
Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России» / Вопросы экономики 1995 год № 11. -
В. Миронов, А. Зимогляд, А. Яковлев «Российский монополизм и приватизация» / Экономист 1995 год № 6. -
Экономикс. / Макконнелл К., Брю С. М. 1992. -
Принципы экономикс. / Грегори Мэнкью Н. Спб. Питер, 2001. -
Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000. -
Монополистическое ценообразование / Под ред. С. М. Никитина.- М: "Наука", 1980. -
С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика.- М., 1993.