ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема. ИССЛЕДОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ
-
Что такое маркетинговые исследования и какие задачи они решают? -
Виды маркетинговых исследований.
-
ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, И КАКИЕ ЗАДАЧИ ОНИ РЕШАЮТ?
Сегодня мы живем в условиях рыночной экономики. Независимо от того, начинаете ли вы только строить свой бизнес или уже много лет ведете бизнес-деятельность, исследование рынка является важнейшей и первоочередной частью вашей работы. Ведь произведенная, но не реализованная на рынке продукция, как бы хороша она ни была, не приносит пользы (прибыли) ни вам, ни обществу.
Изучение, анализ и обработка информации о состоянии рынка называется
маркетинговым исследованием.
Такие исследования производят специализированные компании, маркетинговые службы крупных организаций и холдингов или их делают «специалисты-любители». От правильности, полноты и объективности таких работ зависит как судьба маленького бутика в торговом центре, так и эффективность многомиллиардных инвестиций. Ни одна серьезная компания в мире не принимает даже тактических (не говоря уже о стратегических) решений без анализа рынка, перспектив сбыта нового товара или совершенствования технологии. Но вы и сами можете провести базовые исследования. Они помогут сэкономить ваши деньги и время, ведь лучше узнать в самом начале, есть ли спрос на вашу идею, и готовы ли люди за нее платить.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями: желанием понять, как продавать товар, какую стоимость стоит поставить, какой нужен ассортимент, как выстраивать отношения с клиентами, где продать товар и как его
рекламировать.
-
ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Единой системы классификации маркетинговых исследований не существует, поскольку имеется множество признаков, обуславливающих наличие, по крайней мере, нескольких способов их выполнения. Кроме того, нужно учитывать особенности бизнес- идеи, над которой вы работаете.
В зависимости от того, какая у вас цель, выделяют следующие виды маркетинговых исследований: реклама, коммерческая деятельность и ее экономический анализ, ответственность фирмы, разработка товаров, сбыт и рынки.
Виды маркетинговых исследований | |
Реклама |
|
Коммерческая деятельность и ее экономический анализ |
|
Ответственность фирмы |
|
|
|
Разработка товаров |
|
Сбыт и рынки |
|
Любое маркетинговое исследование подразумевает сбор и обработку информации, которая нужна для решения определенной проблемы или получения инсайтов. В некоторых случаях достаточно произвести изучение лишь вторичной информации, которая уже существует (опубликована в различных источниках – статьи, отчеты, интернет-ресурсы, сайты конкурентов, отзывы). В данном случае говорят о кабинетном исследовании. А вот изучение первичной информации относится к полевому методу (когда вам необходимо выйти из-за стола и самому провести опрос вашей потенциальной аудитории). Очень часто в зависимости от поставленных задач применяют комбинации кабинетных и полевых маркетинговых исследований.
Типы конкурентов
Говоря о конкурентах, полезно знать, какие виды конкурентов могут быть у вашего бизнеса:
-
Прямые (если у вас суши-ресторан, то ваш прямой конкурент – другой суши- ресторан). -
Косвенные (если у вас суши-ресторан, то все другие места общепита и даже кулинарии становятся вашими косвенными конкурентами, потому как они также удовлетворяют потребность клиента где-нибудь пообедать).
Задание 1
Приведитепримерыпрямыхикосвенныхконкурентов(какможнобольше)дляследующих бизнесов:
-
кофейня; -
магазиндетскихигрушек; -
ивент-агентство; -
прокатвелосипедов; -
веб-студия.
Кабинетные исследования
Кабинетные исследования применяются для решения следующих задач:
-
определение размеров рынка: для этого используются официальные статистические данные, данные по импорту и экспорту товаров, а также проводятся вычисления с учетом данных по численности населения, потребления тех или иных продуктов, уровня доходов и т. д. (можно брать у ассоциаций, на сайте гос. статистики или через поиск в интернет-поисковиках поинтересующемузапросу); -
выявление рыночных трендов, основываясь на динамике отдельных показателей и публикаций экспертных мнений (можно отследить количество лайков в Instagram, приростаудитории конкурентовит.д.); -
составление карты конкурентов, используя открытые отчеты, сайты, новости, государственные программы (2gis, OLX, Satu.kz или специализированные сайты, к примеру,Krisha.kz); -
ценовые и продуктовые предложения, опубликованные на сайтах производителей
(нестесняйтесьсами запрашиватьинформациюподвидом потенциальныхпокупателей).
Полевые исследования
Первичные данные собираются исключительно для определенных заранее целей исследования. Для их получения необходимо обратиться непосредственно к клиентам или другим носителям информации, например, можно вступить в диалог с клиентами конкурентов, опросить их и понаблюдать за их поведением. Эти данные можно получить только на «поле боевых действий» (обычно среди потребителей), поэтому такие исследования называются полевыми.
Это метод сбора и оценки данных касается непосредственно самого исследуемого объекта. Такие данные регистрируются при помощи опроса, наблюдения или эксперимента в момент их появления. Каждое полевое исследование требует наличие самого исследователя для того, чтобы он смог получить первичную информацию. А вот какие именно данные необходимо получить определяет сформулированная цель этих исследований. Пример цели: вы хотите запустить производство мороженого и с помощью полевых исследований узнать, какие вкусы мороженого предпочитает ваша целевая аудитория. Для этого вам нужно будет опросить вашу целевую.
При этом методы получения информации могут быть следующими:
-
опрос (по телефону, на улице, через социальные сети); -
анкетирование (онлайн или офлайн); -
наблюдение (дайте потребителям попробовать ваше мороженое и по их выражению лица вы поймете, понравилось оно или нет); -
эксперимент (предложите два вкуса на выбор); -
имитация (если мороженого у вас еще нет, можно распечатать картинки или рассказать, в чем его особенности).
Как мы уже говорили, в реальной жизни кабинетные и полевые маркетинговые исследования производятся параллельно. При этом кабинетное исследование обязано предшествовать более затратному полевому исследованию.
Задание 2
Максат решил открыть сервис по ремонту компьютерной техники. Чтобы понять,ктоегоцелевая аудитория,какуюценунужноставить,инасколько востребованаегоуслугавегорайоне,ондолжен:
Задачи | Цели | Инструмент |
Используя доступные сервисы,узнать,сколькоконкурентовестьв егорайоне | Узнать сколькоконкурентов врайоне | Составление картыконкурентов |
Прозвонитьконкурентовиузнатьценынаихуслуги | Узнатьценынауслугиконкурентов | Ценовые и продуктовыепредложения |
Используя интернет-ресурсы,узнатьспроснаегоуслуги,проанализироватьотзывынаконкурентовиихУТП(уникальноеторговое предложение) | Узнатьспроснасвоиуслуги,проанализироватьотзывынаконкурентовиихУТП | Определениеконкурентныхпреимуществконкурентов и их коммуникационнойактивности |
Узнать,чтосейчаснеобходимоклиентам,какиепроблемыунихсейчасестьисколькопотенциальныхклиентовможетунегобыть | Узнать,чтосейчаснеобходимоклиентам,какиепроблемыунихсейчасестьинасколькопотенциальных клиентов можнорассчитывать | Определение рыночныхтрендовиемкостирынка |