Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление



Введение_________________________________________________

3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий____________________


9

    1. Сущность понятия «универсальные учебные действия», их виды_____________________________________________


9


1.2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на ступени начального образования______________________



17


1.3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами_______________________



29


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий__________________________________________



38


2.1. Констатирующий этап эксперимента ___________________

38

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по

формированию коммуникативных универсальных учебных действий_________________________________________



46


2.3.Диагностика результативности по формированию универсальных учебных действий______________________


56


Заключение_______________________________________________

67

Список использованной литературы___________________________

70

Приложения_______________________________________________

76

Введение
Актуальность исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.


Сегодня в российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.

2011 учебный год для многих школ является первоначальным этапом к внедрению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить новые умения, одним из которых является универсальные учебные действия составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов со времен Л.С. Выготского.

Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта сделало обучение фокусом внимания. А.Н.Леонтьев  выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно - смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задачи и способ выделения ориентировочной основы). Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно-социального опыта и операционализировано содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов формирования. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал  единство и взаимообусловленность развития  мотивационно - смысловой и операционно - технической сфер личности в ходе осуществления  системы видов деятельности, прежде всего, ведущей.


Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» -  к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования. В настоящее время этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как педагогика развития Л.В.Занкова,  психопедагогика «живого знания» В.П.Зинченко, проектирование универсальных учебных действий в начальной школе А.Г.Асмолова и его группы, личностно-ориентированное образование В.Д.Шадрикова, В.И.Слободчикова, И.С.Якиманской, В.Серикова. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности.

Повышается научный интерес сегодня и к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандартов второго поколения. Поэтому проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и  умений  для успешности школьного обучения вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению  в школьное обучение  не производилось. Стихийность развития коммуникативных универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения. Т.е. наблюдаются противоречия между провозглашением и пониманием проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
.

Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Проблема исследования. Каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»?

Цель исследования- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Объект исследования.Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет исследования. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Гипотеза исследования. Если в процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут использоваться следующие психолого-педагогические условия:

- организация и осуществление совместной деятельности;

- ориентация на формирование речевой деятельности;

- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;

- применение комплекса диагностических методик;

то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников повысится.

Задачи исследования:

-проанализировать психолого - педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;

-выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективности использования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий;

-подобрать методики для диагностики результативности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий;

-экспериментальным путем подтвердить условия эффективности в использовании формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Методы исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы;

Педагогическое наблюдение;


Методы математической обработки;

Выполнение диагностических заданий;

Эксперимент.

Этапы исследования.

I Этап (2010 г., июнь - октябрь)

Отбор и анализ литературы, формулировка проблемы, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования, проведение констатирующего этапа исследования, написание введения.

II Этап (ноябрь 2010 – март 2011)

Написание теоретической главы, организация и проведения формирующего эксперимента.

III Этап (апрель - май 2011)

Анализ результативности, математическая обработка результатов, литературное оформление.

Практическая значимость. Представленные материалы опытно- экспериментальной работы по проблеме эффективного использования формирования коммуникативных универсальных учебных действий, в условиях стандарта второго поколения,окажут большое практическое значение для учителей начальных классов, воспитателей и педагогов дополнительного образования, родителей и студентов педагогических факультетов.

Апробация. Выступление с докладом на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающего мира» на районном фестивале методических и педагогических идей, посвященной Неделе науки в Ульяновской области (февраль 2011г.). Материалы выступления переданы в районный методический кабинет.

База исследования. Старомостякская средняя общеобразовательная школа - муниципальное общеобразовательное учреждение Старокулаткинского района Ульяновской области; 3 класс – экспериментальный, 9 учеников. Класс обучается по программе «Зеленый дом», автор учебника «Окружающий мир» - А.А.Плешаков; УМК «Школа России».

Структура исследования:квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения из 16 наименований. Список литературы включает 63 источника.


Глава 1. Теоретические основы универсальных учебных действий


    1. Сущность понятий универсальных учебных действий


В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М.Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.