Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение_________________________________________________ | 3 |
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий____________________ | 9 |
| 9 |
1.2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на ступени начального образования______________________ | 17 |
1.3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами_______________________ | 29 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий__________________________________________ | 38 |
2.1. Констатирующий этап эксперимента ___________________ | 38 |
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по формированию коммуникативных универсальных учебных действий_________________________________________ | 46 |
2.3.Диагностика результативности по формированию универсальных учебных действий______________________ | 56 |
Заключение_______________________________________________ | 67 |
Список использованной литературы___________________________ | 70 |
Приложения_______________________________________________ | 76 |
Введение
Актуальность исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Сегодня в российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.
2011 учебный год для многих школ является первоначальным этапом к внедрению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить новые умения, одним из которых является универсальные учебные действия составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов со времен Л.С. Выготского.
Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта сделало обучение фокусом внимания. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно - смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задачи и способ выделения ориентировочной основы). Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно-социального опыта и операционализировано содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов формирования. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно - смысловой и операционно - технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего, ведущей.
Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» - к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. В настоящее время этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как педагогика развития Л.В.Занкова, психопедагогика «живого знания» В.П.Зинченко, проектирование универсальных учебных действий в начальной школе А.Г.Асмолова и его группы, личностно-ориентированное образование В.Д.Шадрикова, В.И.Слободчикова, И.С.Якиманской, В.Серикова. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности.
Повышается научный интерес сегодня и к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандартов второго поколения. Поэтому проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности школьного обучения вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития коммуникативных универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения. Т.е. наблюдаются противоречия между провозглашением и пониманием проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;
б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;
в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».
Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Проблема исследования. Каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»?
Цель исследования- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Объект исследования.Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования. Если в процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут использоваться следующие психолого-педагогические условия:
- организация и осуществление совместной деятельности;
- ориентация на формирование речевой деятельности;
- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;
- применение комплекса диагностических методик;
то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников повысится.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого - педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
-выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективности использования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий;
-подобрать методики для диагностики результативности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий;
-экспериментальным путем подтвердить условия эффективности в использовании формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы;
Педагогическое наблюдение;
Методы математической обработки;
Выполнение диагностических заданий;
Эксперимент.
Этапы исследования.
I Этап (2010 г., июнь - октябрь)
Отбор и анализ литературы, формулировка проблемы, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования, проведение констатирующего этапа исследования, написание введения.
II Этап (ноябрь 2010 – март 2011)
Написание теоретической главы, организация и проведения формирующего эксперимента.
III Этап (апрель - май 2011)
Анализ результативности, математическая обработка результатов, литературное оформление.
Практическая значимость. Представленные материалы опытно- экспериментальной работы по проблеме эффективного использования формирования коммуникативных универсальных учебных действий, в условиях стандарта второго поколения,окажут большое практическое значение для учителей начальных классов, воспитателей и педагогов дополнительного образования, родителей и студентов педагогических факультетов.
Апробация. Выступление с докладом на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающего мира» на районном фестивале методических и педагогических идей, посвященной Неделе науки в Ульяновской области (февраль 2011г.). Материалы выступления переданы в районный методический кабинет.
База исследования. Старомостякская средняя общеобразовательная школа - муниципальное общеобразовательное учреждение Старокулаткинского района Ульяновской области; 3 класс – экспериментальный, 9 учеников. Класс обучается по программе «Зеленый дом», автор учебника «Окружающий мир» - А.А.Плешаков; УМК «Школа России».
Структура исследования:квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения из 16 наименований. Список литературы включает 63 источника.
Глава 1. Теоретические основы универсальных учебных действий
-
Сущность понятий универсальных учебных действий
В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М.Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.