Файл: Министерство энергетики, промышленности и связи ставропольского края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский химико-технологический колледж»

(ГБПОУ «НХТК»)


Предметно-цикловая комиссия

ИТиПБ








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических работ
по ОП.07 Основы проектирования баз

данных (Часть 2)

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

базовый уровень подготовки

2020 г





УДК

C


Рассмотрено на заседании

ПЦК ИТиПБ протокол №___

«_____»___________20 г






Методические указания к выполнению практических работ по ОП.07 Основы проектирования баз данных

/ сост.Селедцова А.М. - Невинномысск: НХТК, – 2020.- 46с


Методические указания составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базового уровня образования

Методические указания содержат рекомендации по разработке приложений в FoxPro.

Данное пособие в первую очередь предназначается для студентов 4 курса специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базового уровня образования, а также для всех, кто желает познакомиться с программной средой FoxPro.

УДК

© Селедцова А.М. 2020

© ГБПОУ НХТК, 2020
Содержание

1

1

Общие положения 5

Практическая работа №1 6

Практическая работа №2 13

Практическая работа №3 15

Практическая работа №4 27

Практическая работа №5 35

Практическая работа №6-7 41


Общие положения




  1. Методические указания предназначены для студентов, выполняющих практические задания по ОП.07 Основы проектирования баз данных. Объем часов практических занятий составляет 34 часа.

  2. Методические указания содержат рекомендации по выполнению практических работ.

  3. При выполнении практических заданий студенты должны освоить работу с FoxPro.

  4. Критерии оценки выполнения практических заданий:


  • Оценка «отлично» ставиться, если студент научился создавать проект, и осуществил:

  • Ввод данных;

  • Выборку из БД;

  • Удаление данных;

  • Изменение данных;

  • Вывод отчетов.

  • Оценка «хорошо» ставиться, если студент научился создавать проект, и осуществил:

    • Ввод данных;

    • Выборку из БД;

    • Удаление данных;

    • Изменение данных;

  • Оценка «удовлетворительно» ставиться, если студент научился создавать проект, и осуществил:

    • Ввод данных;

    • Выборку из БД;



Практическая работа №1


Тема: «Создание базы данных и таблиц средствами языка SQL»

Цель: научиться создавать базу данных и ее объекты средствами SQL, познакомиться с типами данных, научиться вносить изменения в таблицы базы данных, задавать ограничения целостности.
Задание: создать базу данных и ее таблицы средствами языка SQL по общему и индивидуальному заданию.
Ход работы:

  1. Изучите пояснения к работе;

  2. Для предметной области, описанной ниже, постройте концептуальную модель, выполните логическое и физическое проектирование.

«Учебная часть» должны быть реализованы запросы:

- список студентов группы;

- успеваемость студента по дисциплинам;

- количество студентов, имеющих по итогам сессии задолженности по дисциплинам;

- численность групп.

  1. Создайте базу данных Uch.

  2. Откройте созданную вами базу данных.

  3. Создайте таблицы в соответствии с концептуальной моделью.

  4. В таблицу, содержащую сведения о студентах, добавьте атрибуты «дата рождения», «пол» и «место рождения».

  5. Добавьте в таблицу, содержащей сведения о группе, поле «Классный руководитель».

  6. Удалите из таблицы, содержащей сведения о студентах, атрибут «Место рождения».

  7. Выполните индивидуальное задание в соответствии с вариантом, указанным преподавателем:

    1. По описанию предметной области (таблица 1) составьте концептуальную модель, выполните логическое и физическое проектирование.

    2. Создайте базу данных и необходимые таблицы. Приведите команды.

  8. Оформите отчет. Содержание отчета:

    1. Тема, цель работы.

    2. Концептуальное, логическое и физическое проектирование для общего задания.

    3. Приведите команды, которыми выполнялись задания для работы.

    4. Индивидуальное задание.


Типы данных SQL

Символьные типы данных – содержат буквы, цифры и специальные символы.

  • CHAR или CHAR(n) – символьные строки фиксированной длины. Длина строки определяется параметром n. CHAR без параметра соответствует CHAR(1). Для хранения таких данных всегда отводится n байт вне зависимости от реальной длины строки.

  • VARCHAR(n) – символьная строка переменной длины. Для хранения данных этого типа отводится число байт, соответствующее реальной длины строки.

Целые типы данных – поддерживают только целые числа (дробные части и десятичные точки не допускаются). Над этими типами разрешается выполнять арифметические операции и применять к ним агрегирующие функции (определение максимального, минимального, среднего и суммарного значения столбца реляционной таблицы).

  • INTEGER или INT – целое, для хранения которого отводится, как правило, 4 байта. Интервал значений от – 2147483647 до +2147483648.

  • SMALLINT – короткое целое (2 байта), интервал значений от -32767 до +32768. Вещественные типы данных – описывают числа с дробной частью.

  • FLOAT и SMALLFLOAT – числа с плавающей точкой (для хранения отводится обычно 8 и 4 байта соответственно).

  • DECIMAL(p) – тип данных аналогичный FLOAT с числом значащих цифр p.

  • DECIMAL(p,n) – аналогично предыдущему, p – общее количество десятичных цифр, n – количество цифр после десятичной запятой.

Денежные типы данных – описывают, естественно, денежные величины. Если ваша система такого типа не поддерживает, то используют DECIMAL(p,n).

  • MONEY(p,n) – все аналогично типу DECIMAL(p,n). Вводится только по тому, что некоторые СУБД предусматривают для него специальные методы форматирования.

Дата и время – используются для хранения даты, времени и их комбинаций. Большинство СУБД умеет определять интервал между двумя датами, а также уменьшать или увеличивать дату на определенное количество времени.

  • DATE – тип данных для хранения даты.

  • TIME – тип данных для хранения времени.

  • INTERVAL – тип данных для хранения временного интервала.

  • DATETIME – тип данных для хранения моментов времени.

В заключение следует сказать, что для всех типов данных имеется общее значение NULL – «не определено». Это значение
имеет каждый элемент столбца до тех пор, пока в него не будут введены данные. При создании таблицы можно явно указать СУБД могут ли элементы того или иного столбца иметь значение NULL (это не допустимо, например, для столбца, являющего первичным ключом).
Создание базы данных выполняется с помощью команды:

CREATE_DATABASE__[_DatabaseName__|_]'>CREATE DATABASE [DatabaseName | ?]

[DatabaseName | ?] – указывается имя базы данных или открывается диалоговый блок Create для указания имени базы данных и места на диске для сохранения. Если опустить параметры, то откроется диалоговый блок Create.
Удаление базы данных выполняется с помощью команды:

DELETE DATABASE DatabaseName | ? [DELETETABLES][RECYCLE]

DatabaseName – задается имя удаляемой базы данных. Заданная база данных не может быть открытой. Имя DatabaseName может включать описание пути к базе данных.

? – отображается диалоговое окно удаления, в котором задается имя базы данных, удаляемой с диска.
Открытие базы данных выполняется командой:

OPENDATABASE[FileName|?][EXCLUSIVE|SHARED][NOUPDATE][VALIDATE]

FileName – задается имя открываемой базы данных. Если опустить параметр FileName, отобразится диалог открытия файла.

? – отображается диалог открытия файла, с помощью которого можно выбрать существующую базу данных или ввести имя для создания новой базы данных.

EXCLUSIVEоткрывается база данных для монопольного использования. Если открывается база данных для монопольного использования, другие пользователи не смогут получить к ней доступ и попытка получить такой доступ будет завершаться ошибкой.

SHARED – открывается база данных для совместного использования.

NOUPDATE – указывает, что в базе данных не могут быть сделаны никакие изменения. Другими словами, база данных открывается с доступом только на чтение (read-only). Параметр NOUPDATE не оказывает влияния на режим работы с таблицами, включенными в базу данных. Для того, чтобы предотвратить изменение данных в таблицах, входящих в базу данных, включите параметр NOUPDATE в команду USE при открытии таких таблиц.

VALIDATE – указывает, что необходимо проверить корректность ссылок в базе данных.
Создание таблицы выполняется командой:

CREATE TABLE <имя_таблицы>

(<имя_столбца><тип_столбца>

[NOT NULL]

[UNIQUE | PRIMARY KEY]

[REFERENCES <имя_мастер_таблицы>[<имя_столбца>]],…)

Пользователь обязан указать имя таблицы и список столбцов. Для каждого столбца обязательно указываются его имя и тип, а также опционально могут быть указаны параметры:


  • NOT NULL - в этом случае элементы столбца всегда должны иметь определенное значение (не NULL)

  • Один из взаимоисключающих параметров UNIQUE – значение каждого элемента столбца должно быть уникальным или PRIMARY KEY – столбец является первичным ключом.

  • REFERNECES <имя_мастер_таблицы>[<имя_столбца>] – эта конструкция определяет, что данный столбец является внешним ключом и указывает на ключ родительской таблицы.


Удаление таблицы осуществляется с помощью команды:

DROP TABLE <имя_таблицы>
Модификация таблицы:

Добавить столбцы

ALTER TABLE <имя_таблицы> ADD

(<имя_столбца><тип_столбца>

[NOT NULL]

[UNIQUE | PRIMARY KEY]

[REFERENCES <имя_мастер_таблицы>[<имя_столбца>]],…)

Удалить столбцы

ALTER TABLE <имя_таблицы> DROP (<имя_столбца>,…)

Модификация типа столбцов

ALTER TABLE <имя_таблицы> MODIFY

(<имя_столбца><тип_столбца>

[NOT NULL]

[UNIQUE | PRIMARY KEY]

[REFERENCES <имя_мастер_таблицы>[<имя_столбца>]],…)


Таблица 1 – Индивидуальные задания к практической работе №1.

варианта

Содержание задания

1

Гостиница

Вы работаете в гостинице. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны ее работы.

Ваша деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет номера клиентам на определенный срок. Каждый номер характеризуется вместимостью, комфортностью (люкс, полулюкс, обычный) и ценой. Вашими клиентами являются различные лица, о которых вы собираете определенную информацию (фамилия, имя, отчество и некоторый комментарий). Сдача номера клиенту производится при наличии свободных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При поселении фиксируется дата поселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.

2

Ломбард

Вы работаете в ломбарде. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны его работы.

Деятельность компании организована следующим образом: к вам обращаются различные лица с целью получения денежных средств под залог определенных товаров. У каждого из приходящих к вам клиентов вы запрашиваете фамилию, имя, отчество и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара вы определяете сумму, которую готовы выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяете срок возврата денег. Если клиент согласен, то ваши договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается у вас. В случае если в указанный срок не происходит возврата денег, товар переходит в вашу собственность.


3

Реализация готовой продукции

Вы работаете в компании, занимающейся оптово-розничной продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны ее работы.

Деятельность компании организована следующим образом: компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется наименованием, оптовой ценой, розничной ценой и справочной информацией. В вашу компанию обращаются покупатели. Для каждого из них вы запоминаете в базе данных стандартных данных (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с покупателем количество купленного им товара и дату покупки.

4

Ведение заказов

Вы работаете в компании, занимающейся оптовой продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны ее работы.

Деятельность компании организована следующим образом: компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется ценой, справочной информацией и признаком наличия или отсутствия доставки. В вашу компанию обращаются заказчики. Для каждого из них вы запоминаете в базу данных (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с заказчиком количество купленного им товара и дату покупки.

5

Бюро по трудоустройству

Вы работаете в бюро по трудоустройству. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность бюро организована следующим образом: бюро готово искать работников для различных работодателей и вакансии для ищущих работу специалистов различного профиля. При обращении к вам клиента-работодателя его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. При обращении к вам клиента-соискателя его стандартные данные (фамилия, имя, отчество, квалификация, профессия, иные данные) также фиксируются в базе данных. По каждому факту удовлетворения интересов обеих сторон составляется документ. В документе указываются соискатель, работодатель, должность и комиссионные (доход бюро).

6

Нотариальная контора

Вы работаете в нотариальной конторе. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность нотариальной конторы организована следующим образом: фирма готова предоставить клиенту определенный комплекс услуг. Для наведения порядка вы формализовали эти услуги, составив их список с описание каждой услуги. При обращении к вам клиента его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. По каждому факту оказания услуги клиенту составляется документ. В документе указываются услуга, сумма сделки, комиссионные (доход конторы), описание сделки.

7

Фирма по продаже запчастей

Вы работаете в фирме, занимающейся продажей запасных частей для автомобилей. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны компании.

Основная часть деятельности, находящейся в вашем ведении, связана с работой с поставщиками. Фирма имеет определенный набор поставщиков, по каждому из которых известны название, адрес и телефон. У этих поставщиков вы приобретаете детали. Каждая деталь наряду с названием характеризуется артикулом и ценой (считаем цену постоянной). Некоторые из поставщиков могут поставлять одинаковые детали (один и тот же артикул). Каждый факт покупки автозапчастей у поставщика фиксируется в базе данных, причем обязательными для заполнения являются дата покупки и количество приобретенных деталей.

8

Курсы повышения квалификации

Вы работаете в учебном заведении и занимаетесь организацией курсов повышения квалификации.

В вашем распоряжении имеются сведения о сформированных группах студентов. Группы формируются в зависимости от специальности и отделения. В каждую из них включено определенное количество студентов. Проведение занятий обеспечивает штат преподавателей. Для каждого из них у вас в базе данных зарегистрированы стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, телефон) и стаж работы. В результате нагрузки вы получаете информацию о том, сколько часов занятий проводит каждый преподаватель с соответствующими группами. Кроме того, хранятся сведения о типе проводимых занятий (лекции, практика), предмете и оплате за 1 час.


9

Определение факультативов для студентов

Вы работаете в учебном заведении и занимаетесь организацией факультативов.

В вашем распоряжении имеются сведения о студентах, включающие стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Преподаватели вашей кафедры должны обеспечить проведение факультативных занятий по некоторым предметам. По каждому факультативу установлены определенное количество часов и вид проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со студентами у вас появляется информация о том, на какие факультативы записался каждый из них. Существует некоторый минимальный объем факультативных предметов, которые должен прослушать каждый студент. По окончании семестра вы заносите информацию об оценках, полученных студентами на экзаменах.

10

Распределение учебной нагрузки

Вы работаете в высшем учебном заведении и занимаетесь распределением нагрузки между преподавателями кафедры.

В вашем распоряжении имеются сведения о преподавателях кафедры, включающие на ряду с анкетными данными информацию об их ученой степени, занимаемой административной должности и стаже работы. Преподаватели вашей кафедры должны обеспечить проведение занятий по некоторым предметам. По каждому из них установлено определенное количество часов. В результате распределения нагрузки у вас должна получиться информация следующего рода: «Такой-то преподаватель проводит занятия по такому-то предмету с такой-то группой».