Файл: Реферат дисциплина "История" по теме " История русского рока".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во многом рок-музыке помогли выйти из подполья экономические причины, а не сменившаяся идеология. «Мелодия» осознала, что выгоднее записывать популярных рок-музыкантов, а не идеологически песни. А появившиеся кооперативные агентства позволили и самим группам зарабатывать на концертах.

7.2 Свобода девяностых и поп-рок



Разумеется, самое важное событие этого десятилетия — распад СССР и развитие рыночной экономики. Классические рок-музыканты в это время вовсю ездили с концертами по стране и отмечали всевозможные юбилеи. «Бригада С» и Nautilus Pompilius на долгие годы задали тренд на концерты с приглашёнными друзьями.

Самое необычное событие на рок-сцене девяностых — массовое участие групп в избирательной кампании Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь». Мотивы понятны: его главным конкурентом на пост президента был коммунист Геннадий Зюганов. В акции приняли участие «Чайф», «Алиса», «Агата Кристи» и множество других рок- и поп-артистов.

Из новичков можно отметить Сергея Чигракова. Строго говоря, он начал играть намного раньше: сначала в родном Дзержинске в «Группе продлённого дня», потом в Харькове в «Разных людях» Александра Чернецкого Именно работая с Чернецким, Чиж выпустил первый сольный альбом «Буги-Харьков». В 1993 году Чиграков перебрался в Северную столицу и при поддержке Бориса Гребенщикова записал альбом «Чиж». Затем он собрал новую команду из местных музыкантов, тоже не слишком усложняя название — «Чиж & Co». Группа в своём звучании сочетала классический рок и почти народную музыку под аккордеон. Позже Чиграков всё больше будет склоняться к блюзам, а с 2001 года и вовсе перестанет писать новые песни, выступая со старыми хитами

Кстати, не все помнят, что и многие ранние песни Чигракова — каверы. Самый известный альбом «О любви» примерно на две трети составлен из композиций его друзей, в том числе и заглавный трек. Да и один из самых массовых хитов группы «Фантом» — обработка старой дворовой песни.

7.3 Колхозный панк и страшные сказки



Массовую популярность обрёл «Сектор Газа» Юрия Клинских. Он сумел совместить панковский драйв с типичными уличными частушками и смешными байками. Но всё же народность вкупе с простейшим построением песен и обилием ненормативной лексики и сделала песни «Сектора газа» популярными среди молодёжи.

Но, конечно, главный поставщик страшных сказок под панковскую музыку в девяностых — «Король и Шут» Михаила Горшенёва и Андрея Князева. Первый отвечал за драйв, музыку и хулиганский имидж, второй написал большую часть текстов группы — тех самых историй про вурдалаков, зомби и прочих мистических существ. В 1996 году вышел их первый альбом «Камнем по голове». Звучание «Короля и Шута» смягчилось на «Акустическом альбоме», который записывали почти без участия Горшенёва. Он тогда лежал в больнице и появился только для записи вокала. Это и позволило Князеву реализовать свои старые наработки: многие песни он придумал ещё во время службы в армии. Соответствуя названию, альбом оказался более лёгким, в
мелодиях стала играть важную роль скрипка, а в текстах появился юмор.

Тогда в группе и возникли первые споры о дальнейшем развитии. Но всё же «Король и Шут» просуществует как дуэт двух вокалистов аж до 2011 года, и команда выдаст несколько ярких альбомов. После чего Андрей Князев создаст сольный проект.

Михаил Горшенёв скончается двумя годами позже. Остатки группы переименуются в «Северный флот» и продолжат музицировать.

7.4 Брит-поп и рокапопс



«Сплин» Александра Васильева ссылался на типичный брит-поп. Эта команда образовалась в начале девяностых записала демо-альбом «Пыльная быль», с которого тут же пошли в народ и на радио песни «Жертва талого льда» и «Сказка». Через пару лет «Сплин» превратился в одну из самых известных рок-групп нового времени. В 1998 году у команды вышел «Гранатовый альбом» с двумя хитами: «Выхода нет» и «Орбит без сахара». И ровно тогда же представители The Rolling Stones выбрали «Сплин» в качестве разогрева для своего московского концерта. Группа с переменными взлётами и падениями популярности существует и по сей день. Их звучание не слишком меняется, но всегда всё держится на голосе Александра Васильева и его текстах.

Кстати, в конце девяностых продюсер группы «Сплин» Александр «Хип» Пономарёв взялся за продвижение культового коллектива — «Би-2». Фактически история группы уходит корнями в 1985 год, когда её основатели Шура (Александр Уман) и Лёва (Егор Бортник) решили вместе выступать, в 1989 году объединившись в группу «Би-2». В те годы группа называла себя «припанкованной». В 1991 году музыканты переехали в Израиль, а позже — в Австралию. В 1998 году «Би-2» записала альбом «Бесполая и грустная любовь», который из-за кризиса вышел в 2004 году. В девяностые услышать песни группы можно было, в основном, на радио. В сентябре 1999 года они вернулись в Россию. После выступления на «Нашествии» и съёмок в фильме Алексея Балабанова «Брат 2» дела пошли в гору. В 2000 году вышел альбом «Би-2», а благодаря успеху фильма песня «Полковнику никто не пишет» стала хитом.

Параллельно со «Сплином» набирал популярность коллектив «Мумий тролль». Эта команда тоже начала своё существование намного раньше — в восьмидесятых, но Лагутенко уехал из страны. Полноценно артист вернулся к музыке только в 1996 году. Вскоре первый альбом «Морская», где прозвучали хитовые «Утекай», «Кот кота» и «Владивосток 2000». С этого момента «Мумий тролль» регулярно выпускает альбомы (в том числе и англоязычные) и выступает с концертами.



Разумеется, упомянуть всех значимых артистов девяностых невозможно, тем более, что грань между рок- и поп-музыкой становилась всё более размытой. Но без ещё одного имени точно нельзя обойтись. Земфира Рамазанова — второй крупный подарок Уфы российскому року после «ДДТ».

На первых порах Земфире сильно помогала команда Лагутенко. Тот выступил саунд-продюсером её первой записи. А среди музыкантов, участвовавших в работе, значился барабанщик «Мумий тролля».

Большинство песен с первого альбома (его назвали просто «Земфира») ушли в народ. А «Ариведерчи» и «Ракеты» тут же взяли в ротацию на радио.

Уже через несколько лет Земфира превратилась чуть ли не в главную рок-певицу страны. Каждый её альбом становился хитом. Хотя со временем артистка стала всё реже давать концерты, да и записи теперь выходят не раз в два года, а с перерывами около шести лет.

7.5 Радиофестивали и журналы



Уже с конца восьмидесятых рок-группы всё чаще звучали по радио и телевидению: показывали живые выступления, снимали видеоклипы. Но с девяностых рок-культура получила и собственные специализированные издания и даже станции.

Первопроходцем в популяризации русского рока на радио можно считать Михаила Козырева. Устроившись программным директором на Maximum в 1994-м, он предложил расширить репертуар композициями отечественных музыкантов. Годом позже состоялся первый фестиваль «Максидром», организованный станцией, где выступили популярные рок-группы: «Агата Кристи», «Неприкасаемые», «Чиж & Co» и многие другие. Фестиваль станет ежегодным, но со временем к отечественным артистам будут добавляться западные звёзды.

Всё тот же Козырев в 1998 году с подачи Бориса Березовского организовал «Наше радио» — станцию, полностью посвящённую российской рок-музыке. Первый эфир стартовал с песни «В наших глазах» группы «Кино». Хотя в разное время на «Нашем радио» звучала и хип-хоп команда «СТДК», и даже Кристина Орбакайте, основное направление до сих пор остаётся неизменным.

Иронично, но фестиваль этой станции «Нашествие» вскоре стал главным конкурентом «Максидрома», а потом и вовсе самым масштабным рок-концертом страны. После первого опыта в ДК Горбунова, фестиваль быстро переехал на ипподром в Раменском, потом несколько раз менял дислокацию и обосновался на огромном поле в Большом Завидово Тверской области. В разные годы количество посетителей «Нашествия» доходило до 200 тысяч человек.

На некоторое время появились даже рок-журналы, например Fuzz. Но они практически отмерли с наступлением цифровой эпохи.


7.6 Мейнстрим и альтернатива нулевых



Но на самом деле к этому времени поп-артисты уже вовсю использовали имидж рокеров, а те, в свою очередь, выступали на различных попсовых концертах. Поэтому здесь нет смысла говорить о каких-то важных событиях в социальной жизни рок-сцены, можно лишь перечислять интересные или просто известные группы, которые появились в это время.

Самое массовое событие, популярность «Ленинграда» Сергея Шнурова. Команда сформировалась ещё в конце девяностых. Песни же состояли из простейших рифм с незамысловатым звучанием. Простые композиции быстро ушли в народ. В дальнейшем Шнуров будто поставил себе цель охватить все стили и занять всё медиапространство. Певец расширял состав «Ленинграда», потом разгонял группу и играл в составе трио и читал речитативом сатирические треки со вставками из чужих песен.

Единственным критерием, отчасти демонстрирующим принадлежность к форматному русскому року, стала разве что ротация на «Нашем радио». Из таких можно выделить Lumen, также участвующий на ежегодном фестивале «Чартова дюжина». В творчестве команда изначально ориентировалась на классику советского рока и панка: песни группы часто социальны.

Ещё более «форматно» звучит «Animal ДжаZ»; история становления коллектива типична: первые записи, фестивали, а потом разогрев у Rollins Band и Garbage и ротация на радио.

Но параллельно распространился альт-метал. Его играли «Психея» и [Amatory]. Первая появилась ещё в городе Кургане. Музыканты периодически играли на совместных концертах перед известными рок-группами, что тоже добавляло им аудитории. «Психея» выступала на разогреве у Rammstein, а ещё тремя годами позже играла на фестивале RAMP-2005 вместе с Korn. [Amatory] начинали с грайндкора, постепенно переходя на альтернативу. А вскоре группа объединила усилия с «Психеей» и «Jane Air», создав SPbMusic — коалицию альтернативных музыкантов.






ГЛАВА 8. ЭКЛЕКТИКА И СОЦИАЛЬНОСТЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ



Говорить о музыке последних лет труднее всего. Ещё не прошло достаточного времени, чтобы определилась значимость тех или иных коллективов. Условно происходящее на рок-сцене можно поделить на две основные составляющие: возвращение протестной идеологии и всё большее смешение стилей.

Снова началась волна социальных песен. Последние альбомы «Телевизора» звучат намного жёстче. Макаревич, хоть и продолжает заканчивать концерты «Поворотом» и «Свечой», пишет сольные бардовские композиции с очень резкими текстами. Нельзя не вспомнить панк-группу «Порнофильмы». Заголовок одной из самых популярных песен группы «Россия для грустных» говорит сам за себя. Причём команда не прячет свою идеологию за сложными метафорами. Группа старается разрушить классический образ панка как алкоголика или наркомана, склонного к саморазрушению. Участники коллектива ведут здоровый образ жизни. С 2017 года концерты группы с незавидной регулярностью запрещают во многих городах.


В плане развития музыкальной части в роке всё больше присутствует смешение с другими жанрами. В частности, с хип-хопом. В десятых этот стиль прославил Noize MC (Иван Алексеев), удачно связывающий отсылки к старому року и гитарную музыку с рэпом. Этот артист тоже выделяется активной социальной позицией. Как и в случае с «Порнофильмами», это нередко становится причиной отмены концертов. В 2010 году музыканта даже арестовали на 10 суток за оскорбление сотрудника на концерте.

Смесь рэпа и гитарной музыки на российской сцене также представляют «Anacondaz». Эта команда совмещает в своих текстах лёгкую иронию и почти абсурдный юмор с актуальными темами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Рок-музыка, еще точнее рок-культура — значительное явление второй половины XX века. Року посвящались и еще будут посвящаться многочисленные книги, исследования, монографии. Рок в России — это не только музыканты, композиторы и солисты. Это и огромная аудитория верных поклонников и множество людей, стремящихся быть не просто слушателями: исследователей, биографов, документалистов.

Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойная природа и обуславливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.

И как пела легендарная Машина Времени:

Пусть старая джинса давно затерта до дыр,

Пускай хрипит раздолбанный бас.

Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

Пусть лучше он прогнется под нас…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чернуха А. Техно- и рок-музыка в европейской культуре XX в./Студ.-науке будущего: тез. докл. студ. научн.-техн. конф., апр.- УлГТУ, 2006- с.50;

2. Трофимов А. , Марочкин В. Русский рок/малая энциклопедия.- М.: изд. ЛЕАН, 2001

3. Русский рок [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru/wikipedia.org/wiki/Русскийрок#Рок-группы_Украины (дата обращения 10.12.2022)

4. Эпоха рок-музыки: начало, движение и современность [электронный ресурс]. – М., [2007-].- Режим доступа: