ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством такие правила часто не имеют однозначных критериев отбора инвестиционных проектов. Это неизбежно создает поле для коррупции. Например, эти законы обычно делегируют исполнительной власти процедуру отбора инвестиционных проектов (для онлайн-льгот или для поддержки бюджета). Конечно, это облегчает работу, так как позволяет оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Но это неизбежно создает условия для определения индивидуальных позиций таким образом, чтобы подыграть любому потенциальному кандидату [1].
Декларации о гарантиях защиты инвестиций обычно остаются неполными (т.е. необоснованными). В законах должны быть четко определены следующие элементы [5]:
1) которые могут быть гарантиями защиты;
2) каковы критерии обращения инвестора за гарантией;
3) в какие органы необходимо обратиться по гарантии;
4) в какие сроки будут реализованы гарантийные мероприятия.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании предпочитают отказываться от уже выделенных иностранных средств, так как их использование невыгодно из-за высоких налогов и таможенных пошлин. Например, несколько российских нефтяных компаний отказались от иностранных кредитов.
Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность сталкивается со многими проблемами, в том числе бюрократическими, а кроме того, создается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций [2].
Таким образом, в регионах России сделаны первые шаги в развитии инвестиционного законодательства. Наступили следующие шаги:
1) разработка инструментов в виде процессуальных норм прямого действия, снижающих коррупционные риски;
2) введение режимов инвестиционного стимулирования малых капитальных вложений, направленных на инновационное развитие;
3) создание благоприятного климата для массового роста внутренних инвестиций (поддержание для иностранных инвестиций как катализаторов развития национального режима);
4) введение форм публичной подотчетности исполнительной власти перед законодательной властью по исполнению законов, направленных на стимулирование инвестиций. Эти меры могут быть реализованы путем разработки законов для регионов, а также в такой доработке нормативных актов на уровне федеральных законов, через них обеспечить образцы для регионального законодательства [5].
Итак, без совместных усилий федеральных, региональных и местных властей, государственного и альтернативного секторов экономики трудно ожидать перехода экономики к устойчивому росту.
Глава III. Исследование инвестиционной активности в России
В 2021 году объем прямых иностранных инвестиций в Россию сократился в четыре раза по сравнению с 2019 годом. На это повлияли два фактора: пандемия коронавирусной инфекции и напряженная геополитическая обстановка.
Иностранные инвестиции в экономику другой страны делятся на прямые, портфельные и другие.
Прямые иностранные инвестиции – это финансы, поступающие в российскую экономику напрямую от иностранных инвесторов и вкладываемые в российские проекты. Инвестор должен владеть 10 процентами акций компании.
Прямые иностранные инвестиции могут поступать:
-
в российские банки; -
в государственных проектах; -
в других секторах (финансовые учреждения (за исключением банков), нефинансовые учреждения, домашние хозяйства и некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства) [4].
Портфельные инвестиции - покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, доля которых составляет менее 10% уставного капитала финансируемой организации.
Другие инвестиции включают торговые кредиты, кредиты иностранных правительств под гарантии правительства России, кредиты международных финансовых организаций и другие.
Остановимся на прямых иностранных инвестициях в другие отрасли, на долю которых приходится 85% всей структуры внешнего финансирования в России.
По данным Банка России, в 2021 году прямые иностранные инвестиции выросли в четыре раза до 8,6 млрд долларов, из них 7,2 млрд долларов — иностранные инвестиции в российские инвестиционные проекты [1].
За последние десять лет наименьшие инвестиции в российскую экономику были сделаны иностранными инвесторами в 2015 году, после мирового кризиса и введения экономических санкций против России из-за событий на Украине. Общая сумма составила 6,8 миллиарда долларов.
Больше всего иностранных инвестиций Россия получила в 2013 г. — 70 млрд долл. (рис.1).
Рисунок 1 - Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.
Если объем прямых иностранных инвестиций в 2020 году сократился в четыре раза, то количество проектов сократилось на 26,1% - до 141 проекта. Это наименьшее количество проектов с 2013 года. Максимальное количество проектов, получивших финансирование от иностранных инвесторов, было в 2017 году – 238 проектов (Рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика общего количества проектов прямых иностранных инвестиций в России, шт.
Лидеры среди стран-инвесторов активно финансируют российские инвестиционные проекты – Германия, Китай и США. В 2020 году Германия профинансировала 26 российских проектов (по сравнению с 36 в 2019 году), в основном из агропродовольственного сектора. Рост российского экспорта сельхозпродукции за рубеж, который в 2020 году превысил импорт, делает агропромышленный комплекс России одним из самых привлекательных в Европе.
В 2020 году Китай профинансировал 15 российских проектов против 22 в 2019 году. Китай активно финансирует российские проекты в сфере высоких технологий: электроника, программное обеспечение и ИТ-услуги [4].
Инвесторы из США и Китая в 2020 году инвестировали в 15 российских проектов против 20 в 2019 году. Также инвесторы из США и Германии инвестируют в российское сельское хозяйство. Несмотря на снижение количества проектов, объем прямых иностранных инвестиций из США в 2020 году за последние несколько лет вырос в 3,3 раза. Санкции и сложные геополитические отношения не повлияли на прямые инвестиции [5].
В первом квартале 2021 года прямые иностранные инвестиции в Россию составили 4,7 млрд долларов против 4,1 млрд долларов за аналогичный период 2020 года. По мере возобновления деловой активности и на фоне рекордно низкой базы прошлого года можно прогнозировать рост иностранные инвестиции в экономику России в 2021 году
Несмотря на западные санкции, Россия остается одной из самых привлекательных стран для инвестиций не только в Европе, но и в мире. Наиболее «вкусными» отраслями для финансирования являются агропромышленный сектор и высокотехнологичный сегмент, в котором наша страна преуспела в последние годы [2].
Россия имеет один из самых низких в мире государственных долгов за счет нефтегазовых доходов, составляющих основу федерального бюджета, и значительного объема ликвидных активов - в виде Фонда национального благосостояния.
Уровень долговой нагрузки напрямую влияет на уровень риска финансирования инвестиционных проектов в стране. По отношению государственного долга к ВВП определяется место государства в рейтинге наиболее привлекательных стран для инвестиций.
Ужесточение монетарной политики Банка России путем повышения ключевой ставки в ближайшие пару лет может создать еще более привлекательные условия для притока иностранных инвесторов: в других странах низкий уровень процентных ставок [6].
Итак, в 2021 году российская экономика чувствует себя лучше и увереннее, чем экономики других стран, постепенно восстанавливаясь после кризиса 2020 года. Поэтому можно ожидать притока иностранных инвестиционных ресурсов.
Заключение
Инвестиционный проект представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, предполагающих установление капитальных вложений на определенный период времени с целью получения дохода предприятия в будущем.
Инвестиции являются одновременно значительным и дефицитным ресурсом экономики каждой страны. Без них невозможно ее инновационное развитие, основанное на использовании новых технологий, совершенствовании управленческих структур, увеличении масштабов и темпов производства, повышении конкурентоспособности и качества продукции, а также достижении высокого уровня жизни, прироста массы тела, ее роли в мировая экономика.
Таким образом, в современных условиях экономического развития необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов для решения задач подъема региональной экономики в долгосрочной перспективе и обеспечения экономического роста. Поэтому первостепенное значение имеют анализ источников потенциальных инвестиций, точная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также пути решения проблем их привлечения и разработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
Региональная инвестиционная политика, направленная на стимулирование экономики, повышение производительности труда в регионе и обеспечение самофинансирования, закладывает хороший фундамент для развития региона на ближайшие годы.
Список источников
1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ : учеб.-практ. пособие. / М., 20119. - С. 280.
2. Борисова О. В., Инвестиционный климат в России: состояние и оценка / Аудит и финансовый анализ, 2018. - № 1. - С. 288-295.
3. Дива А.И. Инвестиции : учеб. пособие для вузов / М., 2019. - С. 401.
4. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Современный инновационный менеджмент / Омск, 2021. – 32 c.
5. Зверев В. А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности : учеб. Пособие / М., 2018. - С. 166.
6. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубенская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность / М., 2016. – 200 c.
7. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент / Омск, 2018. – 109 c.
8. Метелев С.Е., Елкин С.Е. Управление устойчивым развитием региона: методология и стратегия / Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы II международной научно-практической конференции, 2018. - С. 219-226.
9. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент / Омск, 2018. – 231 c.
10. Нешитой А.С. Инвестиции : учебник, - 6-е изд., перераб. и испр. / М., 2017. - С. 372.