Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
2.1 Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников
Можно отметить случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. Как А.Я. Миленький изучал специфику учебной деятельности, отличающую его от других видов познавательного интереса [28] Начальное формирование познавательных интересов у школьников происходит на этапе их обучения в школе. На основании изучения результатов своего труда у младших школьников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
У младшего школьника могут сформироваться мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебе. Наставник должен воспитывать те мотивации обучения, которые будут способствовать пониманию детьми общественного значения учебного труда. Но и форсировать этот процесс не стоит, пока для него не созданы соответствующие условия.
В процессе формирования познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний школьник испытывает чувство удовлетворения от своих достижений.
Все интересы младшего школьника развиваются очень быстро, особенно познавательный интерес, жадное желание узнать больше, интеллектуальная любознательность. Изначально интерес к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 класс), затем интересы, связанные с раскрытием причин и закономерностей в природе. Если в начальной школе детей чаще интересует «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С ростом навыка чтения формируется интерес к чтению определенной литературы, а у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 4 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Интерес и творчество - сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Это средство обучения и внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Они являются ценным мотивом учебной деятельности школьника. В то же время для формирования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Именно поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а следовательно факторы влияния на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
Проблема изучения интересов младших школьников не имеет однозначного решения по причине их многофакторности. Скаткин считает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияют и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, а также материальная база школы [28], с.186.
В процессе формирования познавательного интереса младших школьников важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но поскольку учитель не может полностью воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточиться на средствах обучения и учитывать внешние условия.
Целью познавательного интереса младших школьников является изучение новых знаний о мире. Поэтому тщательно продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющим их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные открытия и открытия.
Главная цель работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения - мягким. Нужно постоянно поддерживать в ребенке чувство радости, интереса. Учимся математике с помощью презентаций, которые не утомляют детей и дают им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы. Школьник младшего школьного возраста — это любознательная, наблюдательная личность и экспериментатор.
Ребенок изучает мир, изучая его, делает множество открытий и изобретений, проявляя интерес к различным областям окружающей действительности.
Для нас особенно важна такая черта познавательного интереса младших школьников, как действенность. Она проявляется в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, преодолении трудностей и проявлению волевых усилий для достижения цели.
Проблемы развития познавательного интереса у младших школьников посвящены целым рядам исследований (Р.Д Тригер, К.М. Рамонова, Л.Ф Власова, Л.А Маневцова, Т.А Куликова, Е.С Бабунова и др).) ;
Различные области окружающей действительности, в том числе и мир неживой природы (И.С Фрейдкин, НН Никандров, ОР Галимова), Г И Петку; Л А Григорович). Содержание познавательных интересов. Особое значение для нас имеют исследования, направленные на познание мира технических средств.
Это способствует развитию познавательного интереса у младших школьников. Интенсивные действия, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует эффективности учения и социальным связям младших школьников. По мнению психологов, интересы младших школьников характеризуются как интерес с сильно
выраженным эмоциональным отношением к жизни, что особенно ярко и эффектно раскрыто в содержании знаний. Привлекательные факты о природе, событиях общества жизни (история), наблюдение с помощью воспитателя над словом, интерес к превращению языковых форм позволяют говорить о многосторонних интересах дошкольников. Однако практические действия с растениями, живущими за пределами занятий расширяют сферу их интересов к окружающему миру и заставляют постепенно всматриваться в причины наблюдаемых явлений. Этому, конечно же способствуют телепередачи: «Клуб путешественников», «В мире животных» или другие передачи для детей старшего дошкольного возраста [7, с.32].
В развитии познавательного интереса младших школьников выделяют несколько этапов. Он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, загадочное. Неожиданный результат опыта, интересный факт приковывает внимание учащихся к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Ситуативный интерес – это неустойчивый, ситуативный интерес.
Самая высокая стадия интереса - любознательность, когда учащийся проявляет желание понять изучаемое явление. На занятиях в этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы и участвует в обсуждении результатов демонстрации или приводит свои примеры. Однако любознательность учеников редко распространяется только по этому предмету. Материал другой темы, раздела может быть для него скучным, и интерес у него к предмету исчезнет. Именно поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. В учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем нестандартных задач доставляет удовольствие. Так что познавательный интерес младших школьников - важный фактор обучения и в то же время жизненно необходим для становления личности.
У детей младшего возраста познавательное любопытство способствует общей направленности деятельности и может играть важную роль в структуре их личности. С помощью познавательного интереса формируется личность.
-Уровень развития интереса (его силой, глубиной и устойчивостью)
-Типы характера: многосторонние, широкие интересы и локальные-стержневые либо с выделением стержневого;
-Место для познавательного интереса среди других мотивов, их взаимодействием;
-В процессе познания своеобразие интереса в познавательном процессе (теоретической направленности или стремления к использованию знаний прикладного характера).
-С помощью связи с жизненными планами и перспективами.
Они обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников.
При этом развитие интереса напрямую зависит от организации учебной работы. Учителю необходимо знать закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить о том что развитие идет от простого к сложному и неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Полезно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем больше роль активного действия. Как правило, для детей младшего школьного возраста наиболее эффективным средством развития познавательных интересов являются игры. О возможностях этих технологий пойдет речь в следующем разделе.
1.3 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры [4, с.217].
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский [10, с.80].
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на