Файл: Тема 1Авиационные предприятия и особенности их деятельности. Доктор PhD, ассоцированный профессор Утегулова Б. С.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1Авиационные предприятия и особенности их деятельности.

Доктор PhD, ассоцированный профессор Утегулова Б.С.

План лекции:

1 Авиационные предприятия и авиакомпании.

2Организационно-правовые формы авиационных предприятий.

3 Коммерческие права авиакомпаний

4 Отделы и службы авиакомпаний.

1Авиационные предприятия и авиакомпании.

Процесс развития в истории

Основные факторы размещения производственных предприятий:

Доля в мировом производстве

Холдинги бывают двух видов:

Коммерческие права авиакомпаний

Чикагская конвенция 1944 г.

две в отношении полетов воздушных судов и три в отношении перевозок.

Три свободы, связанные с перевозками, а именно «третья», «четвертая» и «пятая» свободы охватывают полный перечень возможностей осуществления международных перевозок по воздуху.

Позже объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой «свободами воздуха».

Для многих стран двусторонняя система потеряла свою привлекательность по следующим причинам:

Свободы воздуха

В соответствии с нормативными актами и своими намерениями предприниматели разрабатывают учредительные документы авиакомпаний (это Устав и Учредительный договор).

Семинар 1

СРСП 1

Тема 1Авиационные предприятия и особенности их деятельности.

Доктор PhD, ассоцированный профессор Утегулова Б.С.

План лекции:

1 Авиационные предприятия и авиакомпании.

2Организационно-правовые формы авиационных предприятий.

3 Коммерческие права авиакомпаний

4 Отделы и службы авиакомпаний.

1Авиационные предприятия и авиакомпании.

  • «Авиакомпания — любое предприятие воздушного транспорта, которое в состоянии эксплуатировать или эксплуатирует международную воздушную линию».
  • Авиакомпания - всякая авиатранспортная организация, осуществляющая воздушные сообщения или предлагающая услуги в этой области.       Авиапредприятие - юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты, хранению, техническому обслуживанию и ремонту авиатранспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.   Авиаперевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее авиатранспортными средствами на правах собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке.

Процесс развития в истории

  • Первые самолёты были винтовыми (некоторые паровыми).
  • В конце Второй Мировой в Германии появились самолёты на реактивной тяге. В то время Германия была одним из лидеров в этом деле..
  • Позже, война США с Вьетнамом, показала пользу применения вертолётов на войне, и эта техника в последующие годы стала бурно развиваться.
  • На сегодняшний день летательная техника имеет большое разнообразие, и она совершенствуется во всех своих сферах.

Самолет на реактивной тяге. Германия.

Винтовой самолёт.

Основные факторы размещения производственных предприятий:

  • 1.Трудовой фактор
  • 2.Потребительский фактор
  • 3.Сырьвой фактор

Алюминий - Мягкий, лёгкий и пластичный металл серебристо-белого цвета.

Доля в мировом производстве


  • Государственная авиакомпания – это авиакомпания, которая полностью принадлежит государству, либо контрольным пакетом акций которой владеет государство.
  • Частная авиакомпания – это авиакомпания, принадлежащая одному лицу либо семье. В качестве примера можно привести авиакомпанию «Трансаэро», которой владеет семья Плешаковых.
  • Корпоративная авиакомпания – это авиакомпания, владельцами которой являются акционеры. При этом контрольный пакет акций может принадлежать одному лицу, которое фактически управляет авиакомпанией.
  • Смешанная авиакомпания – это, как правило, совместное предприятие с участием иностранного капитала.
  • По национальной принадлежности авиакомпании бывают национальными и многонациональными. Из многонациональных авиакомпаний известны «САС - Scandinavian Airline System», которая принадлежит трем скандинавским государствам – Швеции, Дании и Норвегии; «Эр Африк» – Air Afrique, которая принадлежит 10-и африканским государствам; «Галф Эйр» - Gulf Air, принадлежащая государствам Персидского залива и «Arab Air Cargo» - грузовая авиакомпания, принадлежащая четырем арабским государствам.
  • Унитарное предприятие имеет наиболее простую организационную форму и задействована в одной основной сфере деятельности воздушных перевозок. Группа компаний (Airline groupe) – конгломерат, в который входит несколько компаний, находящихся в зависимости от головной или материнской компании. Например, в «группу Аэрофлота» (Aeroflot Groupe) кроме Аэрофлота входят дочерние авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (г. Архангельск), «Аэрофлот-Дон» (г. Ростов-на-Дону), «Аэрофлот-Карго», «Аэрофлот-Чартер» и «Аэрофлот-Восток» (г. Магадан).
  • Большинство крупнейших авиакомпаний мира возглавляют соответствующую созданную ими группу, например, «Группа Эр Франс – КЛМ», «Люфтганза-Груп», «Юнайтид Эйрлайнз Груп» и другие.
  • Диверсифицированный холдинг объединяет в своем составе авиакомпанию и несколько компаний различных сфер бизнеса, например, туристического, гостиничного, ресторанного и т.д.

Холдинги бывают двух видов:

  • Холдинги бывают двух видов:
  • - менеджмент-холдинг;
  • - финансовый холдинг.
  • «Менеджмент-холдинг» является моделью управления большого многопрофильного (диверсифицированного) предприятия с несколькими подразделениями, выпускающими различную продукцию или услуги. Авиакомпания-учредитель холдинга осуществляет стратегическое управление. При этом часть полномочий переходит холдингу, а остальные подразделения являются дочерними либо аффилированными компаниями, либо «костцентрами» (Cost означает «расходы»), в которых руководство холдинга утверждает смету расходов и за которую они отчитываются перед ним; либо «профит-центрами» (Profit означает «прибыль»), которым дается задание по прибыли, а методы его выполнения холдингом не контролируются.

  • «Финансовый холдинг» предполагает владение авиакомпанией учредителем контрольными пакетами акций входящих в него предприятий.
  • Нередко в состав финансовых холдингов входят дочерние компании со 100%-ым владением капиталом со стороны материнской компании либо других компаний, входящих в холдинг (в нашем примере это грузовая и чартерная компании, являющиеся 100%-ыми дочерними компаниями головной авиакомпании).
  • Компания-учредитель управляет своими дочерними компаниями через финансы, назначая совет директоров и руководителей верхнего звена («топ-менеджеров»), утверждая и контролируя финансовую и производственную политику дочерних компаний.
  • Высшим органом управления акционерным авиапредприятием является Общее собрание акционеров (ОСА). Очередные ОСА созываются один раз в год. На собрании имеют право присутствовать все акционеры компании. Руководит собранием, как правило, Председатель Совета директоров. Повестка для годового собрания акционеров объявляется заранее путем рассылки пакета до намеченной даты собрания
  • В компетенцию ОСА входят наиболее важные вопросы стратегического управления компанией, такие как:
  • - выборы Совета директоров;
  • - выборы ревизионной комиссии;
  • - утверждение отчета генерального директора о проделанной работе за истекший год; - утверждение отчета ревизионной комиссии;
  • - утверждение изменений в Устав АО и в Положение о Совете директоров;
  • - утверждение наиболее крупных бюджетных ассигнований (на приобретение ВС, капитальное строительство и др.); - определение размеров и сроков выплаты дивидендов и другие вопросы.

Коммерческие права авиакомпаний

  • Регулирование перевозок на внутренних воздушных линиях находится полностью под юрисдикцией национального права.
  • Регулирование перевозок на международных воздушных линиях более сложно. 

Чикагская конвенция 1944 г.

  • Чикагская конвенция 1944 г. и ее технические приложения заложили законодательную основу безопасности полетов. 
  • В Чикагской Конвенции были определены принципы предоставления коммерческих прав, называемых «свободами воздуха», авиакомпаниям на основании двустороннего «соглашения о международном воздушном сообщении»
  • Абсолютный и исключительный суверенитет государств на воздушное пространство над их территориями обеспечивает правительствам очень важную роль в процессе коммерческой эксплуатации авиалиний компаниями — так называемыми назначенными перевозчиками. 

  • Правое регулирование свобод воздуха осуществляется на основе двусторонних соглашений государств об обмене коммерческими правами, в которых особое внимание уделяется объемам и тарифам перевозок. Для воздушных перевозчиков предусматривают получение разрешения государства на для каждой степени «свободы воздуха».

две в отношении полетов воздушных судов и три в отношении перевозок.

Три свободы, связанные с перевозками, а именно «третья», «четвертая» и «пятая» свободы охватывают полный перечень возможностей осуществления международных перевозок по воздуху.

Позже объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой «свободами воздуха».

ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization) (Международной организации гражданской авиации)  характеризует все «свободы» за пределами пятой как «так называемые», поскольку только первые пять «свобод» были официально признаны в международном договоре. В межправительственном Соглашении о воздушном сообщении определяются перевозчики каждого государства, частота их полетов и количество предоставляемых кресел, причем каждое государство получает равные права на перевозки. Для предотвращения конкуренции тарифы согласуются на двусторонней основе или на тарифных конференциях IATA.
  • Межправительственное соглашение о воздушном сообщении обычно очень четко определяет национальность собственников, претендующих на получение коммерческих прав по этому соглашению.
  • Как правило, доля иностранного капитала не может превышать 25% капитала такой авиакомпании. Это ограничение создает непреодолимое препятствие для создания мультинациональных авиакомпаний.

  • Принципы равных провозных способностей и одинаковых цен легли в основу двусторонних соглашений, началом которых стало так называемое «Бермудское соглашение» между Великобританией и США. История показала, что двусторонние принципы или договоренности типа Бермудских негативно воздействуют на конкурентоспособность авиакомпании, так как нет стимулов к улучшению работы при отсутствии конкуренции.

Для многих стран двусторонняя система потеряла свою привлекательность по следующим причинам:


рост уверенности правительств в необходимости открытия рынка и введения дерегулирования;

возникновение потребности в создании конкурентной среды в интересах потребителей;


приватизация авиакомпаний и ослабление сильных связей между правительствами и их национальными перевозчиками {flagcarrier)',

заключение рыночных соглашений между авиакомпаниями, создание автоматизированных систем бронирования несколькими авиакомпаниями после их внутренней кооперации (например, Air France—Air Inter—UTA)',

 совместная эксплуатация авиалиний и даже общая собственность авиакомпаний (BA—KL; Air France—Sabena', AUA—SAS—Swissair). Несмотря на все недостатки двусторонней системы согласования

получения коммерческих прав авиакомпаниями, именно межправительственные соглашения о воздушном сообщении в основном распространены на практике.

Свободы воздуха

  • 1- я свобода воздуха — право пролета территории иностранного государства без посадок;
  • 2- я свобода воздуха — право технической посадки на территории иностранного государства;
  • 3- я свобода воздуха — право перевозки коммерческой загрузки из своей страны на территорию иностранного государства;
  • 4- я свобода воздуха — право перевозки коммерческой загрузки с территории иностранного государства в свою страну;
  • 5- я свобода воздуха — право перевозки коммерческой загрузки между двумя иностранными государствами, минуя свое (например, на рейсе Москва — Париж — Вашингтон российская авиакомпания получила право перевозить пассажиров и груз из Парижа в Вашингтон, т.е. работать на рынке перевозок французских авиакомпаний);
  • 6- я свобода воздуха — право перевозки коммерческой загрузки между двумя иностранными государствами через территорию своего государства (например, перевозки российской авиакомпанией пассажиров по Транссибирской магистрали из Европы через Москву в Токио). Нередко авиакомпании не получают право 6-й свободы, а используют комбинацию прав 3-й и 4-й свобод на участках, например, Франкфурт — Москва и Москва — Токио.
  • 7- я свобода воздуха - Неофициальная седьмая свобода является вариантом пятой свободы. Она даёт право перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами без продолжения полёта в свою страну.
  • Седьмая свобода встречается редко, поскольку зачастую противоречит коммерческим интересам авиакомпаний. Исключение составляет Европа, где в свободном воздушном пространстве ЕС авиакомпании, особенно бюджетные, зачастую обслуживают рейсы между двумя аэропортами, ни один из которых не находится в их стране. 
  • 8- я свобода воздуха - Неофициальная восьмая свобода даёт право перевозить пассажиров и грузы между двумя и более аэропортами внутри одного иностранного государства. Также известна как каботаж.
  • 9- я свобода воздуха - Право перевозить пассажиров или грузы внутри иностранного государства без продолжения полёта в свою страну или из своей страны.