Файл: Интенсификация добычи нефти привела к значительным изменениям условий эксплуатации скважинных насосных установок, при этом постоянно растет число различных осложняющих факторов.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Интенсификация добычи нефти привела к значительным изменениям условий эксплуатации скважинных насосных установок, при этом постоянно растет число различных осложняющих факторов. К таким факторам относятся: искривление скважин, АСПО, содержание механических примесей в откачиваемом флюиде. Увеличение глубины подвески оборудования в скважине соответственно повлияло на изменения термобарических условий в скважинном оборудовании. В свою очередь, изменение давления, температуры, химического состава воды и прогрессирующее обводнение продукции добывающих скважин вызвало интенсивное солеотложение на оборудование.В процессе добычи нефти возможно отложение нескольких видов солей, которые можно классифицировать по различным признакам: растворимости, скорости образования, трудности удаления, частоте присутствия.Отложение в нефтепромысловом оборудовании неорганических солей при добыче нефти приводит к образованию осадков на поверхности рабочих колес и направляющих аппаратах в УЭЦН, что приводит к заклиниванию насоса. Отложения солей наблюдаются, хотя и в меньшей степени, и в скважинах, эксплуатируемых штанговыми скважинными насосам. Солеотложение во многих регионах страны становится основной причиной отказа оборудования, что приводит к значительному ухудшению технико-экономических показателей нефтегазодобывающих предприятий.
В составе отложений входит гипс, кальцит, барит. В виде примесей в отложениях встречаются сульфид железа, твердые углеводородные соединения нефти, кварцевые и глинистые частицы породы.
В настоящее момент решение задачи предотвращения солеобразования усложняется за счет образованием в скважинах отложений солей сложного состава, содержащих в различных соотношениях сульфид железа. Причиной этого является появление так называемого «вторичного» сероводорода вследствие заражения пластов на микробилогическом уровне.
Основными компонентами большинства промысловых отложений являются карбонат кальция, сульфат кальция и (или) сульфат бария. В скважинах отложения чистых сульфата или карбоната кальция встречаются редко. Обычно они представляют собой смесь одного или нескольких основных неорганических компонентов с продуктами коррозии, частицами песка, причем отложения пропитаны или покрыты асфальто-смоло-парафиновыми веществами. Без удаления органической составляющей солеотложений невозможно успешно провести обработку скважин.
-
Выпадение в осадок сульфата или карбоната кальция.
Процесс выпадения в осадок сульфата или карбоната кальция протекает в три стадии.
1. На первой стадии ионы кальция соединяются с сульфатными или карбонатными ионами и образуют молекулы.
2. Далее молекулы объединяются в микрокристаллы, служащие
центрами кристаллизации для остального раствора.
3. Агрегаты кристаллов растут и при достижении определенных размеров выпадают в осадок или прикрепляются к стенкам оборудования.
Неорганические отложения встречаются в трех формах:
в виде тонкой накипи или рыхлых хлопьев, в слоистой форме, в кристаллической форме. Отложения первого вида имеют рыхлую структуру, проницаемы и легко удаляются. Слоистые отложения, такие как гипс, представляют собой несколько слоев кристаллов, иногда в виде пучка лучин, заполняющих все сечение трубы. Кристаллические структуры, такие как барит и ангидрит, образуют очень твердые, плотные и непроницаемые отложения. Барит настолько плотен и непроницаем, что с помощью химических обработок удалить его со стенок оборудования не представляется возможным.
-
Солеобразование при добыче нефти
Отложение солей — одна из многих проблем, возникающих при добычи нефти. Отложения солей на стенках трубопроводов уменьшают эффективный диаметр, а значит и пропускную способность последнего, нередко приводя к полному закупориванию. Солеотложения различных кислот приводят к засорению скважины, выходу из строя насоса, снижению притока жидкости и т.д. Эта проблема становится особенно актуальной в случае совместной добычи нефти и воды.
Виды солеотложения.
В процессе разработки и эксплуатации нефтяных месторождений возникают солевые отложения с преобладанием следующих типов солей: кальцита — СаО3, гипса — CaSO4·2H20, ангидрита — CaSO4, бассанита — CaSO4·0,5H2О, барита — ВаSO4, баритоцелестина — Ва(Sr)SO4, галита — NaCl. На поздних стадиях разработки залежей проявляются отложения сульфидных солей, главным образом, сульфида железа. В целом осадки солевых отложений не являются мономинеральными и имеют сложный петрографический состав, включающий как минеральную, так и органическую часть, которая при химических анализах квалифицируется как «потери при прокаливании».
Наряду с углеводородными компонентами и продуктами коррозии, по данным исследований, в составе солевых
отложений могут присутствовать десятки различных минералов.
-
Ингибирования в процессе солеотложения солей.
Ингибирование предполагает подачу в поток нефти с водой специальных веществ — ингибиторов, предотвращающих отложение солей. Механизм работы этих ингибиторов следующий. Основная часть ингибиторов представляет собой поверхностно активные вещества, которые, сталкиваясь с кристалликами соли в потоке флюида, концентрируются на его поверхности, тем самым не давая другим молекулам той же самой соли закрепиться на зародыше.
Наряду с созданием ингибирующих составов предупреждения отложения солей важное значение приобретают технологические способы их реализации. В зависимости от условий ингибиторы могут применяться по следующим технологиям:
– путем непрерывной или периодической подачи в систему с помощью дозировочных устройств;
– периодической закачкой раствора в скважину с последующей его задавкой в призабойную зону.Последовательно могут использоваться комбинированные способы подачи ингибитора, например, вначале периодическая закачка, затем — через 2-6 месяцев — непрерывная дозировка или периодическая подача раствора ингибитора в затрубное пространство скважины.
Дозированная подача ингибитора в скважину (систему) считается надежным методом, хотя требует постоянного контроля и обслуживания дозировочных насосов и устройств.
Распространение получил метод периодической подачи ингибитора в затрубное пространство скважины, однако он не всегда эффективен, так как при низких динамических столбах реагент быстро уносится потоком жидкости. В наиболее благоприятных условиях при высоких динамических столбах периодичность подачи ингибитора составляет 15-20 суток.
Метод дозирования ингибитора применим при отложении солей в подземном оборудовании и трубах лифта, но при отложении солей в призабойной зоне пласта необходима его задавка в пласт.
4 Солеотложение при эксплуатации газоконденсатных скважин.
Интенсификация притока флюидов из высокотемпературных скважин с АВПД, низкой проницаемостью карбонатного коллектора и наличием агрессивных компонентов (сероводорода и углекислого газа) в добываемом флюиде требует особого серьезного подхода и всестороннего анализа при обосновании метода обработки призабойной зоны пласта и состава реагентного раствора. Для этого необходимо знать процесс солеотложений при эксплуатации месторождений и основные его причины, а также возможные пути борьбы с этими явлениями.
Образование осадков, происходящее в эксплуатационных газовых и газоконденсатных скважинах при транспорте пластовых флюидов на дневную поверхность, значительно осложняет и удорожает добычу углеводородов. Уменьшается сечение труб, увеличиваются потери давления, нарушается температурный режим, становится невозможным прохождение в скважину приборов и инструментов. Проблема солеобразования и солеотложения в промысловом оборудовании является общей для всех месторождений, особенно на заключительной стадии эксплуатации. Отечественный и зарубежный опыт эксплуатации месторождений нефти и газа показывает, что солеотложения отмечаются на всех стадиях добычи, транспорта, переработки углеводородных флюидов.
В мировой практике считается общепризнанной целесообразность прогноза и предотвращения образования солей, чем борьба с солеотложением, когда оно уже произошло.
Анализ разработки газоконденсатных месторождений Северного Кавказа показывает, что одной из основных возможных причин снижения производительности эксплуатационных скважин является образование осадков в наземном и подземном промысловом оборудовании, а также на забое скважины, в том числе и призабойной зоне.
Рассмотрим основные факторы, определяющие физико-химические процессы солеотложения на Кошехабльском газоконденсатном месторождении (ГКМ).
Сложные геолого-промысловые условия залегания пласта: аномально высокие пластовые давления; высокая температура; большие депрессии на пласт; выдавливание в призабойную зону пласта минерализованных вод из водонасыщенных пропластков.
При нарушении химического равновесия могут выпадать соли и тяжелые углеводороды на забое и в призабойной зоне пласта.
Содержание в составе газа месторождения «кислых» компонентов: сероводорода (до 2,0 % об.) и диоксида углерода (до 6,0 % об.). Высокая растворимость «кислых» компонентов в конденсационной воде (рН 5,1 ÷ 5,9) создает условия для протекания электрохимической сероводородной и углекислотной коррозии. Совместное присутствие сероводорода и диоксида углерода приводит к синергетическому эффекту, увеличивая коррозионную активность в
4 раза. Продуктами сероводородной коррозии является сульфид железа, выпадающий в осадок, и углекислота – растворимый гидрокарбонат железа, переходящий в нерастворимый карбонат железа.
Выпадение в осадок сульфата или карбоната кальция.
Солеобразование при добыче нефти
Ингибирования в процессе солеотложения солей.
Наличие в продукции скважин тяжелого газоконденсата плотностью 0,84 – 0,85 г/см3, смол и парафинов. Нефтяные смолы – высокомолекулярные вещества темно-бурого цвета, коллоидно распределенные в нефти, присутствуют во всех нефтях (до 25 %, среднее 2,1 %).
При перегонке не переходят в дистилляты, остаются в неперегоняющемся остатке. Остаток после разгонки Кошехабльского газоконденсата составляет > 4 %. Парафины растворяются в нефти неограниченно при температурах выше 40 °С. Температура плавления индивидуальных компонентов парафина зависит от их молекулярного веса и изменяется от 18 °С (низкомолекулярные) до 137 °С (высокомолекулярные). Парафины нефтей представляют смесь нескольких углеводородов и поэтому не имеют резкой температуры плавления. Четкая кристаллизация парафинов отмечена в дистиллятах, где отсутствуют смолистые вещества, препятствующие кристаллизации парафинов.
В процессе подъема флюида в НКТ происходит дистилляция газового конденсата, выпадают смолы, из дистиллятов – парафины, которые осаждаются на стенках труб.
Попутные воды, добываемые вместе с углеводородами, содержат в своем составе солеобразующие ионы, которые при нарушении химического равновесия (снижение давления, перепад температуры, несовместимость) переходят в состояние пересыщения и выпадают в осадки. Практически это все соли шестикомпонентной системы: NaCl, CaCl2, MgCl2, Na2SO4 – хорошо растворимы в воде; CaCO3, CaSO4 х 2H2O, CaSO4, BaSO4, SrSO4 – малорастворимые образования.
Несовместимость ингибиторов коррозии с попутными водами также является одним из определяющих физико-химических процессов солеотложений при эксплуатации Кошехабльского ГКМ. За годы разработки месторождения (с 1982 года) в процессе эксплуатации оксфордской залежи произошли изменения составляющих потока компонентов. В составе газа снизилось содержание метана, идентифицированы тяжелые изомеры (ΣiС6 – 2,31 %), n – гексан, гептан, которых раньше в газе не было.
В составе газоконденсата также отмечается тенденция к утяжелению. По результатам анализов газоконденсата 90 % фракция отгоняется при температуре 345°С (в предыдущие годы – при 308 °С), содержание парафинов – 3,1 % с температурой плавления 44 °С; содержание парафинов – 2,8 %, температура плавления – 45 °С. До 5 – 6% повысился остаток после разгонки газоконденсата.
При использовании этого конденсата в качестве основы для приготовления ингибитора коррозии происходит его вторичная дистилляция. При этом следует учесть, что в поверхностных условиях газоконденсат теряет легкие фракции, окисляется, обогащается смолами.
Одним из поставщиком солеотложений является попутная вода. Поскольку разработка оксфордской залежи Кошехабльского месторождения происходит без внедрения пластовых (законтурных) вод, то вода, добываемая вместе с газом («попутная»), представляет собой смесь конденсационной и выжатой из неколлекторов за счет создания высоких депрессий. При нарушении химического равновесия солеобразующие ионы переходят в состояние пересыщения и выпадают в осадки. Вода содержит также коррозионно-агрессивные компоненты. Воды конденсационные мало отражают какие-либо изменения, их состав зависит от количества выпавшей в сепараторе влаги. Однако кислый характер вод (рН 4,2 – 6,1) свидетельствует о их высокой коррозионной активности.
Результаты анализов проб воды из различных глубин показывают, что их состав отличается. Наиболее информативными являются пробы, отобранные на устье скважины и перед входом в сепаратор индивидуального отбора. На границе газоконденсата и воды – незначительная взвесь сульфидов железа в конденсате.
Прогноз осаждения карбонатов кальция проведен расчетным путем по методике Стиффа – Девиса. Согласно полученным результатам, индекс насыщения IS = -2,5, индекс стабильности ISt = 10,1. Вода оценивается как очень агрессивная, способная растворять CaCO3.
Процесс образования гипса в водных системах контролируется присутствием Ca2+ и SO42- и других ионов и зависит от дефицита насыщения растворов CaSO4, который определен по расчетным формулам и номограммам. Дефицит насыщения составил 21516 мг/дм3. Таким образом, в рассматриваемой системе образование карбоната и сульфата кальция не прогнозируется.
5Борьба с осложнениями при эксплуатации нефтяных и газовых скважин
К основным осложнениям при эксплуатации скважин относятся: отложения парафина, отложения солей, отложения смол и асфальтенов, вынос песка из пласта, прорыв воды.
Отложения парафина на стенках НКТ, устьевой арматуре приводит к снижению производительности скважины.
В результате парафинизации внутренних стенок труб уменьшается их внутреннее сечение. Запарафинивание поверхностных коммуникаций приводит к удорожанию внутрипромысловой перекачке нефти.
Борьба с отложениями парафина введется следующими способами [2]:
1) Механическим, при котором парафин со стенок труб периодически удаляется специальными скребками и выносится струей на поверхность. В скважину, оборудованную ЭЦН, скребки опускают на проволоке в НКТ. В скважинах оборудованных ШГН применяют непрерывную очистку труб скребками, устанавливаемыми на штангах.
2) Применение НКТ, с гладкой внутренней поверхностью (покрытие внутренней поверхности эмалями, лаками, стеклом).
3) Тепловым, при котором скважина промывается парами или горячей нефтью (закачка в затрубное пространство, при этом парафин расплавляется и выносится потоком из скважины по НКТ). Для получения водяного пара используют ППУ, для нагретой нефти – агрегат депарафинизации передвижной АДН.
4) Химический – впрыск в поток пластовой жидкости ингибиторов, предотвращающих кристаллизацию парафина в НКТ и их закупорку – ингибитор ХТ-48.
5) Закачка ПАВ (водо- и нефтерастворимые поверхностно-активные вещества).
6) Закачка растворителей (бензин, толуол, керосин),
7) Физический – применение магнитного поля (увеличивает число центров кристаллизации в потоке и предотвращает отложения парафина).
Асфальто-смолистые и парафиновые отложения (АСПО) содержатся в составе нефтей почти во всех нефтедобывающих районах РФ. Химический состав АСПО зависит от свойств добываемой нефти, термо - и гидродинамических условий продуктивных пластов, геологических и физических особенностей, способа разработки и эксплуатации месторождений.
АСПО увеличивают износ оборудования, расходы электроэнергии и давление в выкидных линиях. Поэтому борьба с АСПО - актуальная задача при интенсификации добычи нефти. АСПО представляют собой сложную углеводородную смесь, состоящую из парафинов (20-70 % мас.), АСВ (20-40 % мас.), силикагелевой смолы, масел, воды и механических примесей.
Парафиновые отложения в нефтепромысловом оборудовании формируются в основном вследствие выпадения (кристаллизации) высокомолекулярных углеводородов при снижении температуры потока нефти. Состав парафиновых отложений зависит от состава нефти и термодинамических условий, при которых формируются отложения.
Парафины - углеводороды метанового ряда от С16Н34 до С64Н130. В пластовых условиях находятся в нефти в растворенном состоянии. В зависимости от содержания парафинов нефти классифицируют на (ГОСТ 912-66): малопарафиновые - менее 1,5 % мас.; парафиновые - от 1,5 до 6 % мас.; высокопарафиновые - более 6 % мас..Мероприятия по борьбе с АСПО предусматривают проведение работ по предупреждению выпадения и удалению уже имеющихся осадков АСПО. Известно несколько способов борьбы с асфальто-смоло-парафиновыми отложениями (АСПО) в нефтепромысловом оборудовании.
Термические методы борьбы с АСПО применяются как для удаления, так и для предотвращения образований АСПО. Предотвращение образований АСПО проводится путём поддержания температуры нефти выше температуры плавления парафина с помощью электронагревателей, горение термита в призабойной зоне пласта и т.д. Но наиболее распространённым способом борьбы с АСПО является промывка скважин горячей нефтью. Недостаток – большие тепловые потери.
Механические методы борьбы с АСПО используют в основном для периодического удаления АСПО - компонентов с поверхностей нефтяного оборудования, а также с внутренних поверхностей нефтепроводов, коллекторов и т.д. Для этого применяют скребки различных конструкций, эластичные шары, перемешивающие устройства.
Химико-механические методы борьбы с АСПО предусматривают совместное механическое и физико-химическое воздействие водных растворов технических моющих средств (ТМС) на АСПО и очищаемую поверхность. Данные методы применяются для струйной очистки от АСПО ёмкостей, резервуаров; циркуляционной очистки от отложений АСП скважин, трубопроводов; струйной, пароструйной, пароводоструйной, погружной очистки деталей нефтепромыслового оборудования.
Физические методы борьбы с АСПО предусматривают применение электромагнитных колебаний, ультразвука, а так же новейшего радиочастотного магнитогидродинамического резонансного воздействия на обрабатываемую среду, покрытие твёрдых поверхностей эмалями, стеклом, бакелитовым лаком и т.д.
-
Химические методы борьбы с АСПО
Химические методы борьбы с АСПО включают в себя использование различных реагентов, полимеров, ПАВ: ингибиторы парафиноотложений, смачивателей, ПАВ - удалителей, растворителей и т.д. Из химических методов борьбы с парафином применяется промывка скважин растворителями. Наряду с высокой эффективностью данный способ имеет большие экономические затраты, поэтому обработка химическими реагентами используется в основном на скважинах, где применение других способов борьбы с АСПО не является возможным или более эффективным.
При выборе метода борьбы и предупреждения или профилактического удаления АСПО, следует учитывать, что эффективность метода зависит от способа добычи, а также от состава и свойства добываемой продукции. Следует отметить, что при выборе способа обработки скважины необходимо учитывать такие основные параметры