Файл: Руководство способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Руководитель осуществляет управление группой людей в соответсвии с присущим ему стилем управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
Одномерные стили управления К. Левин 3
Многомерные стили управления Д. МакГрегор 5
Модель Лайкерта 7
Трехосевая таблица Реддина 9
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Руководитель на всех уровнях системы управления оргинизацией выступает как ведущее лицо поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия
Руководство – способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Руководитель осуществляет управление группой людей в соответсвии с присущим ему стилем управления.
Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достидения определенного результата.
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним, каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель-подчиненный»
Одномерные стили управления К. Левин
Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная немецким психологом Куртом Левиным. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
Таблица 1 – Характеристика стилей управления
Наименова-ние стиля | Описание | Преимуще-ство | Недостатки |
Авторитар-ный | Характеризуется жесткостью, требовательностью, едино наличием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентированной на результат, полным игнорированием социально-психологических факторов. |
|
|
Либеральный | Отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины, пассивностью руководителя и потери контроля над подчиненными. Предоставление полной свободы действий. |
|
|
Демократиче-ский | Опирается на коллегиальность, доверие , информирование подчиненных , инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения. Такой подход к управлению предполагает, что руководитель имеет нормальные рабочие отношения с коллективом, одновременно не забывая про эффективность. |
|
|
Многомерные стили управления Д. МакГрегор
Широкую известность получила «Теория X» и «Теория У» Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.
Таблица 2 – Характеристика теорий Д. МакГрегор
Наименование теории | Описание |
«Теория X» | Описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. Наиболее часто сотрудники выражают свое отношение следующим образом:
|
«Теория У» | Характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включают себя следующие положения:
|
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающие как «Теории Х», так и «Теории Y». Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможность, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение «Теории Y», а также какие последствия может вызвать применение «Теории Х»
Модель Лайкерта
Американский ученый Ренсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете проводили исследования, в процессе которых сравнивали группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. В результате пришли к выводу о том, что разницу в производительности обусловлена стилем управления.
Идея Рэнсиса Лайкерта и его коллег состояла в том, что в деятельности любого руководителя есть две важнейшие составляющие:
1. сосредоточенность на работе ,
2. сосредоточенность на человеке (или внимание к подчиненным)
В продолжение своих исследований Р. Лайкерт предложил теорию 4-х стилей руководства.
Таблица 3 – Характеристика стилей руководства Лайкерта
Стиль руководства | Характеристика стиля |
Эксплуататорско-авторитарный | Руководители мотивируют людей угрозой наказания, сами принимают решения. |
Благосклонно-автортраный | Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных. |
Консультативно-демократический | Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений. |
Основанный на участии | Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |
Трехосевая таблица Реддина
Альтернативным подходом к решению задачи эффективного управления является трехосевая таблица Реддина, которая расширяет сетку Блэйка за счет добавления третьего фактора - эффективности. Реддин определяет восемь стилей менеджмента исходя из комбинации трех факторов :
-
ориентация на задачи - степень, до которой менеджер направляет собственные усилия и усилия своих подчиненных на достижение целей, характеризуется планированием, организацией и контролем, -
ориентация на отношения - степень , до которой менеджер имеет персональные отношения по работе, характеризуется доверием, уважением к идеям подчиненных и учетом их чувств, -
эффективность - степень, при которой менеджер достигает высших требований, предъявляемых к данной должности. Четыре стиля - миссионер, автократ, соглашатель и дезертир- менее эффективны, чем другие четыре стиля - прогрессист, доброжелательный автократ, администратор и бюрократ.
Таблица 4 – Характеристика стилей управления Реддина
Наименование стиля | Характеристика |
Администратор | Менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений. |
Соглашатель | Менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Поэтому такой менеджер менее эффективен. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе |
Доброжелательный автократ | Менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение, следовательно, он более эффективен. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить это , не вызывая обиды или негодования |
Автократ | Менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения, поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих делах. |
Прогрессист | Менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей |
Миссионер | Менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это человек, главным образом заинтересованный в гармонии |
Бюрократ | Менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, в первую очередь заинтересованный в правилах и процедурах как таковых и желающий таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды. Это зачастую добросовестные люди. |
Дезертир | Менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным, это пассивный человек. |
Заключение
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерс-ки владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными знаниями.
Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.
Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Индивидуальный подход к человеку позволяет предприятию достичь лучших результатов.
Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.
Список литературы
-
Синицын Г.Я. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Менеджмент» для студентов очного и заочного факультета по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на водном транспорте»/ Г. Я. Синицын – Новосибирск: Новосиб. Гос. Акад. Вод. Трансп., 2005. – 62с. -
Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Новое знание, 2001. – 432 с. -
Шкатулла В. И. Настольная книга менеджеров по кадрам. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА: М, 1998. – 527 стр. -
Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996. – 384 с.