Файл: Программа основного общего образования биология базовый уровень.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Организмы и среда обитания

Строение и жизнедеятельность растительного организма

КЛАСС

Развитие растительного мира на Земле

КЛАСС

Систематические группы животных

Развитие животного мира на Земле

Структура организма человека

Внутренняя среда организма

Обмен веществ и превращение энергии

Органы чувств и сенсорные системы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Биология. 5—9 классы 45ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

50 Примерная рабочая программакласс (34 ч, из них 1 ч — резервное время)

Биология. 5—9 классы 55класс (34 ч, из них 1 ч — резервное время)

класс (68 ч, из них 2 ч — резервное время)

Биология. 5—9 классы 77класс (68 ч, из них 2 ч — резервное время)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

  1. КЛАСС


  1. Биология наука о живой природе

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, пи- тание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и нежи- вой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ве- теринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь био- логии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятель- ности современного человека.

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

Биологические термины, понятия, символы. Источники био- логических знаний. Поиск информации с использованием раз- личных источников (научно-популярная литература, справочни- ки, Интернет).
  1. Методы изучения живой природы


Научные методы изучения живой природы: наблюдение, экс- перимент, описание, измерение, классификация. Устройство уве- личительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематиче- ский). Метод измерения (инструменты измерения). Метод класси- фикации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.

Лабораторныеипрактическиеработы1

    1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудова- нием в школьном кабинете.

    2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.

    3. Ознакомление с растительными и животными клетками: то- мата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.


Экскурсиииливидеоэкскурсии

Овладение методами изучения живой природы наблюдением и экспериментом.
  1. Организмы тела живой природы


Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цито-

логия — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строе- ния и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под све- товым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.

Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и про- цессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движе- ние, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм единое целое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в био- логии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семей-





1 Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых учитель делает выбор по своему усмотрению.

ства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значе- ние бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.

Лабораторныеипрактическиеработы

    1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микро- скопом (на примере самостоятельно приготовленного микропре- парата).

    2. Ознакомление с принципами систематики организмов.

    3. Наблюдение за потреблением воды растением.
    4. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Организмы и среда обитания


Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, по- чвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспо- собления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.

Лабораторныеипрактическиеработы

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Растительный и животный мир родного края (краеведение).
    1. Природные сообщества


Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пище- вые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природ- ных зон. Ландшафты: природные и культурные.

Лабораторныеипрактическиеработы

Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на при- мере аквариума и др.).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

      1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).

      2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
    1. Живая природа и человек


Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства
и ростом численности населения. Влияние человека

на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, по- тери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.

Практическиеработы

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
  1. КЛАСС


  1. Растительный организм

Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь бо- таники с другими науками и техникой. Общие признаки расте- ний.

Разнообразие растений. Уровни организации растительного ор- ганизма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные рас- тения.

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под све- товым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пла- стиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.

Органы и системы органов растений. Строение органов расти- тельного организма, их роль и связь между собой.

Лабораторныеипрактическиеработы

    1. Изучение микроскопического строения листа водного рас- тения элодеи.

    2. Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).

    3. Изучение внешнего строения травянистого цветкового рас- тения (на живых или гербарных экземплярах растений): пасту- шья сумка, редька дикая, лютик едкий и др.).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Ознакомление в природе
с цветковыми растениями.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25