Файл: Кафедра Гражданского права и процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кафедра ___Гражданского права и процесса_________________________

Рейтинговая работа ____Реферат______________________________
по дисциплине _____Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности в сфере образования____
Задание/вариант № __10______

Тема* _ __Защита прав детей в Российской Федерации______

Выполнена обучающимся группы ___УЗДтс 28.2/Б1-21_______

___Москаленко Асия Амировна________

(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель ___Колонтаевская Ирина Федоровна________________

(фамилия, имя, отчество)

Москва – 2021 г.
Оглавление

Введение 3

Основная часть 5

Права ребенка в Российской федерации 5

Способы защиты прав детей в Российской Федерации 6

Защита прав ребенка в семье 7

Защита прав ребенка в образовательном учреждении 9

Список литературы 13


Введение


В течение всей жизни мы вступаем в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеем соответствующие права и обязанности. Положение статьи 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности получило свое закрепление в действующем гражданском законодательстве, где наступление полной дееспособности, обусловлено при достижении совершеннолетия, т.к. при достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. [4]

Однако до совершеннолетия ребенок в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и защищать свои интересы.

Тема работы актуальна, так как в России всегда остро стояла проблема защиты прав детей. Прежде всего, это вызвано, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ, другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенция ООН о правах ребенка. Однако не все фундаментальные принципы международного правового документа выполняются. Не все российские нормативно-правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка:


  1. Не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами;

  2. Не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав;

  3. Не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка.

Все эти обстоятельства требуют изучения правового положения ребенка, проблем реализации его прав и выявления способов их защиты.

Целью работы является исследование особенностей защиты прав детей в Российской Федерации.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу, статьи и нормативные документы по теме работы;

  2. Исследовать права ребенка в Российской Федерации;

  3. Проанализировать способы защиты прав детей в Российской Федерации.



Основная часть

Права ребенка в Российской федерации


Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.

Права детей закреплены в следующих документах:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации.

  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

  4. Федеральный закон об образовании.

  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  7. Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:

  1. Декларация прав ребенка.

  2. Конвенция ООН о правах ребенка.

  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права, закрепленные в этих документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Не важно, кто он по национальности, по полу, какой у него цвет кожи, какая религия им исповедуется и т.д., все права принадлежат ему в полной мере.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.


2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

4. Четвертая группа права призвана обеспечить и охранять здоровье детей.

5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. [4]

Способы защиты прав детей в Российской Федерации


Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе. Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

По закону ребенок до 6 лет ребенок считается полностью недееспособным в силу абсолютной незрелости психики, с 6 до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет – просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства. [2]

Защита прав ребенка в семье


Разберём защиту прав несовершеннолетних детей. Напомним, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.


Согласно части 2 ст. 56 СК РФ ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  1. жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

  2. знать своих родителей (ст. 54 СК РФ);

  3. на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ);

  4. на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ);

  5. на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ);

  6. на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

  7. выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

  8. на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ);

  9. на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ);

  10. право собственности (ст. 60 СК РФ) и пр. [5]

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Функции защиты прав несовершеннолетних возложены на:

  1. Органы опеки и попечительства;

  2. Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних);

  3. Инспекцию (отделение) по делам несовершеннолетних при ОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних. [5]

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  1. Предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;

  2. Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;

  3. Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;

  4. Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;

  5. Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом). [5]

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:


  1. Предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

  2. Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

  3. Организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

  4. Подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье. [1]

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Защита прав ребенка в образовательном учреждении


Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  1. на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

  2. на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

  3. на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

  4. на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

  5. на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

  6. на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  7. на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

  8. на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

  9. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

  10. на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

  11. на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

  12. на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

  13. на получение образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

  14. на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

  15. на продолжение образования в образовательном учреждении, ребенок получающий образование в семье, при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

  16. на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

  17. на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

  18. на уважение и свободное выражение мнений и убеждений;

  19. на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.