ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра патологической анатомии и гистологии
044-63/11
Стр. из 83
Методические указании для практических занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
Дисциплина: «Основы морфологии и физиологии» (Основы гистологии)
Код дисциплины : OMF-1203-3
Название ОП: 6B10102 «Педиатрия»
Объем учебных часов (кредитов): 90/3
Курс и семестр изучения: 1/2
Практические занятия: 25часов
Шымкент, 2022
Методические указании для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины (силлабусом) «Основы морфологии и физиологии» и обсуждены на заседании кафедры «Патологической анатомии и гистологии»
Протокол №_____ от «___» ______2022г.
Зав. кафедрой, и.о.профессора, д.м.н. _______________ Садыкова А.Ш.
Занятие №1
1.Тема: Основные принципы изготовления гистологических препаратов. Микроскопирование. Гистологическая техника.
2. Цель:
• Ознакомиться с содержанием основных этапов изготовление фиксированного и окрашенного гистологического препарата.
• Получить представление о тинкториальных свойствах структур в гистологическом препарате.
• Ознакомиться с принципами работы и использования приборов специальной микроскопии в исследовательских целях.
• Закрепить навык микроскопирования гистологического препарата
3. Задачи обучения:
• повторить устройство биологического микроскопа
• ознакомить с принципами приготовления гистологических препаратов для световой микроскопии
4. Основные вопросы темы:
Выполнить задания
1.Отметьте в таблице название основных этапов изготовления гистологического препарата и укажите кратко сущность каждого из них
| |
Кафедра патологической анатомии и гистологии | 044-63/11 Стр. из 83 |
Методические указании для практических занятий |
№ | Название этапа изготовления гистологического препарата | Сущность этапа |
| | |
2.Заполните таблицу, перечислив основные группы красителей, укажите название структур, воспринимающих краситель, и примеры красителей
Группы красителей | Название окрашиваемых структур | Пример красителя |
| | |
Раздаточный материал
1 Микроскопы
2 Микропрепараты для изучения и зарисовки:
1.Микроскоп
5.Методы/технологии обучения и преподавания: Микроскопия, описание гистологических препаратов и микрофотографий, работа в малых группах
6. Методы/технологии оценивания: устный опрос, тестирование «Quizizz», заполнение таблиц, решение ситуационных задач.
7. ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1.Афанасьев Ю.И. және Юрина Н. А. Гистология, цитология және эмбриология-6-шы басылым. – М.: Медицина, 2016. 800 Б.
2.Гистология, цитология және эмбриология: Атлас.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 296 б.
Дополнительная:
1. Крстич р. в. адам гистологиясы туралы иллюстрацияланған энциклопедия: 1576 иллюстрация. Пер. с англ. – М.: ООО "Издательство Оникс": "Издательство" Мир и Образование", 2010. 608 б.
2.Селезнева, Т. б. Гистология]: учеб. пособие / Т. Д. Селезнева А. С. Мишин В. Ю. Барсуков. - М.: Эксмо, 2010. - 350 б.
3.Жункейра Л. К., Карнейро Ж.. Гистология: оқу құралы. Пер. с англ. Под ред. В. Л. Быкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 576 б.
Гистология, цитология және эмбриология. Оқулық. Басылым: МИА, 2017. 600 Б.
На английском языке:
1. Basic histology. Texts and atlases, published in Northern America, 2003, 512 pp.
2. Functional histology. Texts and colour atlas. Curchill Livingstone, International edition. Sidney. Toronto. 2000. 413 pp.
Электронные учебники:
1. Гистология, эмбриология, цитология [Электрондық ресурс] : оқулық / ред. Ю. И. Афанасьева. - Электрон.текстовые дан. (41.1 Мб). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 800 б.
2. Гистология. Кешендітесттер: жауаптар мен түсініктемелер [Электрондық ресурс]: оқу құралы / ред. С. Л. Кузнецова. - Электрон.текстовые дан. (41.1 Мб). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 288 б.
3. Гистология [Электрондық ресурс]: оқу құралы / С. ю. Виноградов. - Электрон.текстовые дан. (39.6 Мб). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 184 б.
4. Гистология. 1-бөлім [Электронный ресурс]: оқулық. - Электрон.текстовые дан. (13,1 Мб). - [Б. м.: б. и.]. - эл. опт. диск (CD-ROM).
5. Гистология. Практикалық сабақтарға арналған Атлас [Электрондық ресурс] : оқу құралы / Н. В. Бойчук [және т.б.]. - Электрон.текстовые дан. (131 МБ). - М.: "ГЭОТАР - Медиа" баспатобы, 2010. - 160 Б. эл. опт.диск (CD-ROM).
http://www.udel.edu/biology/Wags/histopage/histopage.htm жұмысістейді
«MICROSCOPIC ANATOMY» - University of Delaware. Жасушалардың, тіндерменмүшелердіңмикроскопиялықжәнеультрамикроскопиялықбейнелерініңколлекциялары, дәрістердіңтұсаукесерлері, жасушаларментіндердіңанимациялықжәне 3D модельдері (ағылш.)
http://www.kumc.edu/instruction/medicine/anatomy/histoweb/
«JAYDOC HISTOWEB» - University of Kansas Medical Center, Department of Anatomy and Cell Biology. Құрамындагистологиялықпрепараттаржиынтығыбар, олардыәртүрліүлкейтуарқылыкөругеболады (ағылш.)
http://www.uni-ainz.de/FB/Medizin/Anatomie/workshop/englWelcome.html
«ELECTRON MICROSCOPIC ATLAS in the Internet» - University Mainz, Germany. Органдардың, тіндерменжасушалардыңэлектрондықмикрофотографияларыныңтоптамасыұсынылған (ағылш., нем.)
http://astro.temple.edu/sodicm/labs/index.htm
«HISTOLOGY WEB LABS»- Temple University. Гистология бойыншаpptпрезентациялар (ағылш.)
http://www.meddean.luc.edu/lumen/meded/histo/frames/histo_frames.html
«ZOOMIFIED HISTOLOGY» - LoyolaUniversity. Тіндер мен мүшелердіңмикропрепараттарыныңсуреттеріоларғасипаттамабереотырып, сондай-ақгистологиялыққұрылымдарды (ағылш.)
http://histologyatlas.wisc.edu/
Электронные ресурсы:
https://meduniver.com/Medical/Video/predmet_metodi_istoria_gistologii.html
https://meduniver.com/Medical/Video/citologia.html
https://meduniver.com/Medical/Video/lekcia_po_citologii.html
https://meduniver.com/Medical/Video/lekcia_po_embriologii.html
https://meduniver.com/Medical/Video/razvitie_ploda_i_stroenie_placenti.html
https://meduniver.com/Medical/Video/gistologia_epitelialnix_tkanei.html
https://meduniver.com/Medical/Video/gistologia_rixloi_voloknistoi_tkani.html
https://meduniver.com/Medical/Video/gistologia_sobstvenno_soedinitelnix_tkanei.html
https://meduniver.com/Medical/Video/osteogenez_i_xondrogenez.html
https://meduniver.com/Medical/Video/gistologia_epitelialnix_i_gelezistix_tkanei.html
https://meduniver.com/Medical/Video/gistologia_mishechnoi_tkani.html
8. Контроль
Вопросы
1. Назовите основные этапы изготовления гистологического препарата.
2. В чем сущность фиксации?
3. Для чего необходимо уплотнение ткани при изготовлении гистологического препарата и какие используют уплотняющие среды?
4. Какими преимуществами обладает заливка материала в парафин?
5. Как называются приборы для получения срезов и какие основные части в них выделяют?
6. Какова цель окрашивания гистологического препарата?
7. Какие группы красителей используют в гистологической практике? Назовите примеры.
8. Какие структуры при окрашивании называются «оксифильными» и «базофильными»? От чего зависят тинкториальные свойства структур?
9. Что является целью последнего этапа изготовления гистологического препарата?
Тесты
-
Фиксацию гистологического материала используют для:
-
инактивации ферментных систем, удаления микроорганизмов и сохранения структуры; -
улучшения окрашивания; -
удаления из объекта жидкости; -
повышения контрастности.
2. Аппарат для изготовления гистологических срезов называется:
-
микротом; -
объект-микрометр; -
термостат; -
центрифуга.
3. Окрашивание гистологического препарата производится с целью:
-
повысить разрешающую способность микроскопа; -
обеспечить сохранность гистопрепарата; -
обеспечить контрастность гистологических объектов; -
отделить компоненты внутриклеточных структур.
4. Тинкториальные свойства — способность гистологических структур окрашиваться:
-
в разный цвет; -
кислыми красителями; -
основными красителями; -
красителями.
5. Оксифилия — это способность гистологических структур окрашиваться:
-
в разный цвет; -
кислыми красителями; -
в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе; -
основными красителями.
6. Ацидофилия — это:
-
способность гистологических структур окрашиваться в разный цвет; -
то же, что и оксифилия; -
способность гистологических структур окрашиваться в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе; -
способность гистологических структур к избирательному окрашиванию.
7. Полихроматофилия — это способность гистологических структур окрашиваться:
-
в разный цвет; -
в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе; -
и кислыми, и основными красителями; -
к избирательному окрашиванию.
8. Метахромазия – это
способность гистологических структур окрашиваться:
-
в разный цвет; -
в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе; -
и кислыми, и основными красителями; -
к избирательному окрашиванию.
9. Аргентофилия — это способность гистологических структур:
-
окрашиваться солями серебра; -
окрашиваться солями золота; -
фиксироваться солями серебра; -
фиксироваться солями золота.
10. Хромофилия — это способность гистологических структур :
-
восстанавливать цвет раствора красителя; -
изменять цвет красителя в растворе; -
окрашиваться солями хрома; -
окрашиваться солями тяжелых металлов.
Задачи
1. На занятии студент рассматривает микропрепарат под микроскоп с увеличением объектива в 40 раз и окуляра в 15 раз. Во сколько раз видимое изображение структур больше истинного?
2. При проведении хирургической операции возникла необходимость в гистологическом анализе оперируемого органа. Какие методы гистологического исследования следует при этом исдользовать?
3. На лабораторном занятии по гистологии студент изучил микропрепарат при малом увеличении микроскопа, а затем хотел рассмотреть интересующую его структуру при болыном увеличении, но несмотря на попытки сфокусировать изображение, четкости он не добился, а стекло препарата разбилось. Какие ошибки были допущены при изучении микропрепарата?
Занятие №2
1.Тема: Цитология. Клетка и неклеточные структуры. Плазмолемма.
2. Цель:
• Разпознавать клетки и неклеточные структуры.
• Разпознавать в клетках ядро, цитоплазму, цитолемму по тинкториальным, микро- и ультраструктурным различием.
• Различать структуры на свободной и контактирующей клеточной поверхности – микроворсинки, мирцательные реснички, межклеточные контакты.
3. Задачи обучения:
Клетки и образующиеся в результате их жизнедеятельности неклеточные структуры являются основной строения и функцирования организма. Изучение микроскопического строения клеток, взятых при жизни (биопсия) или от трупа (аутопсия), помогает врагу уточнить диагноз. Широко рапространены в клинике цитологические исследования крови,