Файл: Вопросы по теории государства и права 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы по теории государства и права

1.Юриспруденция: понятие и система. Место юриспруденции в системе гуманитарных наук.

Ответ:

Юриспруденция, наука, изучающая свойства государстваи права; совокупность правовых знаний; практическая деятельностьюристови система их подготовки.

В системе общественных наук юридическая наука (правоведение) выступает как единая отрасль знаний, предметом изучения которой является государство и право. Эта область знаний является системой взаимосвязанных наук, которая по сферам проявления может быть дифференцированным на циклы наук:

  • теоретически-исторические (теория государства и права, история государства и права и др.)

  • государственные (государственное право, административное право и др.);

  • гражданские (гражданское право, гражданский процесс, хозяйственный процесс, семейное право и др.);

  • криминалистические (уголовное право, уголовный процесс, исправительно-трудовое право и др.).

Отдельное место занимают науки, которые изучают такие, что реализуют право, отношения между государствами - международное право (частное и публичное), а также науки, изучающие государство и право других стран.

Юридическая наука, как было уже отмечено, далеко не единственная наука, объектом исследования которой являются государство, право, личность. Изучением последних занимаются также и другие науки. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

2.Теория государства и права: понятие, предмет, функции и методология.

Ответ:

Теория государства и права (как наука)это специальная юридическая наука, цель которой заключается в познании основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных явлений.

Предмет теории государства и праваэто теоретическая модель всей государственно-правовой организации общества в целом. Именно с этой моделью работает теория государства и права, её она создаёт, перестраивает, уточняет и развивает. Другими словами, предмет теории государства и права - это сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении (это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях).


Функции теории государства и права как науки.

  1. Онтологическая функция – (онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности) – Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

  2. Гносеологическая функция – (гносеология – теория познания) – теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции, понятия и приёмы, тем самым способствует развитию правового познания.

  3. Эвристическая функция – (эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий) – теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.

  4. Методологическая функция – будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определённый уровень, теоретическую и логическую целостность.

  5. Политико-управленческая функция – теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

  6. Идеологическая функция – (идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом) – теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создаёт научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

  7. Практически-организаторская функция – теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

  8. Прогностическая функция – на основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.


Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления, это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.

  1. Существует точка зрения, (Д.А. Керимов) что методология – явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частно-научные методы, т.е. не только система методов, но и учение о них.

  2. В.П. Казимирчук толкует методологию юр науки как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений.

  3. С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методология юр науки – это базирующееся на принципах материализма научное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.



3. Форма государственного правления: понятие и виды. Особенности формы государственного правления в России.

Ответ:

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Виды: монархии и республики.

Монархия- это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.

Ограниченные монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства.


Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ответственность.

Существует 3 вида республик: президентская республика, смешанная, парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением так, как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.

Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом так, как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность.

Парламентская - центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр.

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социальнополитических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.



  1. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Особенности формы государственного устройства в России.

Ответ:

Формой государственного устройства называют политико-

территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административнотерриториальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: федерация, конфедерация и империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Конституция, устанавливающая форму правления в России в виде республики, утверждает ее основной признак: формирование высших органов государственной власти, в том числе главы государства, проводится на основе всеобщих выборов и на определенный срок. Однако в тексте основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к установлению в стране. Нечеткость и недосказанность конституционных формировок, разграничивающих полномочия президента, премьер-министра и парламента, а также последующая практика их взаимоотношений представляют возможность по-разному оценивать сложившуюся ситуацию.

  1. Политический (государственный) режим: понятие и виды.