Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в специальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава V Безопасность мореплавания.

Глава VI Перевозка грузов.

Глава VII Перевозка опасных грузов.

Глава VIII Ядерные суда.

Глава IX Управление безопасной эксплуатацией.

Глава X Меры безопасности на высокоскоростных судах.

Глава XI-1 Специальные меры по повышению безопасности на море.

Глава XI-2 Специальные меры по усилению охраны на море.

Глава XII Дополнительные меры безопасности для навалочных судов.

Глава XIII Проверка соответствия.

Глава XIV Меры безопасности для судов, эксплуатирующихся в полярных водах [7].

Прочитав консолидированную версию Конвенции СОЛАС, я хочу отметить, что положения этой Конвенции применяются на всех этапах "жизненного" цикла судна: при его проектировании, в период постройки и во время производственной эксплуатации.

В период производственного использования судна как транспортного средства (20-25 лет) практически все стороны деятельности судового экипажа по поддержанию корпуса, механизмов, оборудования в нормальном техническом состоянии и обеспечению безопасности плавания регламентируются соответствующими положениями СОЛАС [5].

Учитывая большую важность применения требований этой Конвенции для безопасности эксплуатации судов и защиты жизни и здоровья работающих на них людей, транспортные и пассажирские суда подвергаются проверкам со стороны многочисленных органов: должностных лиц морской администрации государства флага, судовладельца, инспекторов классификационного общества, сюрвейеров фрахтователя, страховых компаний и офицеров инспекций государства порта посещения. Цель такого контроля - проверка выполнения на борту требований и правил СОЛАС (и ряда других конвенций) и выявление судов, не соответствующих действующим международным стандартам [5].

Я думаю, что одна из главных целей Международной Конвенции СОЛАС - помочь офицерам и лицам рядового состава получить достаточно полное представление об основных положениях СОЛАС как комплексе взаимосвязанных мер по обеспечению безопасности мореплавания. Подчёркиваю, что особое внимание в Конвенции СОЛАС уделено тем требованиям и нормам, которые должны применяться на борту грузовых судов в период эксплуатации для предотвращения опасных событий, происшествий, инцидентов, аварий, несчастных случаев и травматизма членов экипажа.
  1. Цели, задачи и терминология дисциплины «Технические средства судовождения»



Цель изучения дисциплины «Технические средства судовождения» заключается в изучении принципа действия приборов, в анализе точности их функционирования в различных обстоятельствах плавания, некоторых ограничений, определяющих сферу использования приборов, и методов определения и контроля остаточных погрешностей; знание конструкции каждого прибора, его технических данных и характеристик, знание и умение использовать
функциональные и электрические схемы, анализ информации, получаемой от прибора с целью дальнейшего правильного его применения, а также способность выполнять весь комплекс работ связанных с технической эксплуатацией и навигационным использованием прибора [8].

Я думаю, что основной задачей преподавания дисциплины «ТСС» является профессиональная и высококвалифицированная подготовка инженера-судоводителя по теоретическим и практическим вопросам эксплуатации электронавигационных приборов, устанавливаемых на современных морских судах.

Если инженер-судоводитель не будет знать и понимать термины и определения дисциплины «ТСС», то он никогда не станет квалифицированным специалистом, поэтому рассмотрим основную терминологию:

Лаг (гол. Log) – навигационный прибор для измерения, скорости и пройденного судном расстояния относительно воды или грунта. Первый называется относительным лагом, а второй – абсолютным [9].

Компас магнитный - навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля. Предназначен для непрерывного указания в море компасного курса судна и для определения компасных направлений или курсовых углов на различные предметы и небесные светила. По назначению компасы делятся на главные и путевые. По главному компасу назначается курс судна и проверяются показания путевого компаса и гирокомпаса, производится пеленгование береговых объектов для определения места судна. Главный компас устанавливается на верхнем мостике в ДП судна, на достаточном удалении от металлического корпуса и источников переменных магнитных полей. Путевой компас служит указателем курса, устанавливается перед штурвалом в рулевой рубке. Компас состоит из защитного колпака, котелка с картушкой, пеленгатора, нактоуза и девиационного прибора [9].

Гирокомпас – гироскопический навигационный прибор, обладающий направляющим моментом и предназначенный для выработки курса судна и определения направлений на земные ориентиры и небесные светила. На судах используется 2-гироскопный компас типа Курс-4, обеспечивающий точное и надежное указание курса судна при скорости до 30 уз, в диапазоне широт от 0 до 80°. Г. используются в качестве датчика курса в навигационных комплексах, при ориентации изображения на экране индикатора радиолокационной станции, радиопеленговании, автоматическом управлении курсом судна, а также для автоматического счисления и прокладки пути на карте [9].



Эхолот - навигационный прибор для измерения глубины под килем судна-носителя. Принцип работы современных эхолотов основан на измерении времени прохождения в воде импульса ультразвуковых колебаний от судна до дна моря и обратно. Точность измерения глубины определяется длительностью импульса. Для повышения точности на малых глубинах используют короткие импульсы и высокие частоты, а на больших - импульсы большей длительности и низкие частоты. Схема действия эхолота, следующая: электрический импульс от генератора поступает на излучающую антенну, излучается ею, отражается дном и возвращается к приемной антенне в виде эха. После преобразования этого сигнала в электрический он поступает на усилительный тракт и индикаторное устройство, где текущая глубина изображается в функции от времени [9].

Радиолакационная станция - (РЛС) судовая, радар (англ. radar, сокр. от radio detection and ranging - радиообнаружение и определение расстояния), комплекс радиоэлектронных и электромеханических устройств, обеспечивающих обнаружение, определение координат и параметров движения различных надводных и наземных объектов, отражающих радиоволны (суда, знаки навиг. ограждения, береговая линия, айсберги, надводные сооружения и пр.) С помощью РЛС можно определить место судна по известным береговым или плавучим ориентирам или используя радиолокационные маяки. Основными эксплуатационными характеристиками судовой навигационной РЛС являются: максимальная и минимальная дальность радиолокационного наблюдения; разрешающая способность по дальности и направлению; точность определения координат объектов; вероятность безотказной работы и др. В настоящее время навигационные РЛС решают такие задачи как: автоматическое обнаружение радиолокационных сигналов; автоматическое сопровождение и определение координат объектов; расчёт элементов движения объектов; оценка опасности столкновения; проигрывание манёвра на расхождение и другое [9].

Авторулевой – навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна [9].

Гидролокатор, гидролокационная станция - гидроакустическая станция активного действия, предназначенная для определения местоположения объектов, находящихся в водной среде (направления, дистанции, глубины погружения), а также элементов их движения (скорости, курса и др.) [9].


Автопрокладчик – автоматическая система счисления и прокладки пути судна. Позволяет контролировать маневрирование судна, его скорость и место с документальной записью этих элементов на карте. А. работает от компаса и лага. Поправки системы курсоуказания, скорости и на дрейф вводятся вручную или автоматически. Определение координат и автоматическая прокладка пути судна производятся в географической системе координат. Прокладка ведется на картах в меркаторской проекции [9].

Дополнительно хочу добавить для полной ясности несколько морских терминов, которые неразрывно связаны не только с судовождением, но и с дисциплиной «ТСС»:

Судовождение - прикладная наука, изучающая теоретические и практические вопросы, связанные с выбором оптимального пути судна в море и обеспечением точного следования избранным путём. В судовождение входит ряд дисциплин, разрабатывающих методы и средства вождения судов: навигация, лоция, мореходная астрономия, радионавигация, гидрометеорология, океанография и др. [9].

Навигация - 1. Мореплавание, судоходство. 2. Раздел судовождения, рассматривающий вопросы: выбора оптимального пути судна, методы проводки судна по избранному пути, методы и средства контроля за его положением, возможными изменениями навигационной обстановки и гидрометеорологических условий в период плавания, оценки точности определения места судна и методов нахождения поправок навигационных приборов [9].

Кабельтов (происхождение: гол. Kabeltouw) – 1. Внесистемная единица длины, применяемая в навигации для измерения сравнительно небольших расстояний, равная 185,2 м (или 0,1 морской мили). 2. Растительный (пеньковый) трос кабельной работы с длиной окружности 150–330 мм, употребляемый, как правило, в качестве швартовов или буксирных тросов [9].

Узел – единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости судна, проходящего 1 морскую милю в 1 ч (0,514 м/с) [9].

Морская миля - единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. В 1928 г. по решению Международного гидрографического бюро длина морской мили принята равной 1852 метров [9].


Заключение


К сожалению, в современном мире, один и тот же термин имеет разные значения и определения, а морское судовождение не исключение. Противоречивость восприятия терминов ведет к неверной их интерпретации. Что же касается ПДНВ, то термины в перечисленных главах не оговорены, а это чревато неоднозначностью их восприятия.


Я думаю, что в ПДНВ необходимо добавить раздел с расшифровкой «основные термины и их определения» из самого авторитетного международного морского толкового словаря, чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формирование непрофессиональных, не регламентных стереотипов у судоводителей морского флота.

На мой взгляд очень важно, что процесс пополнения СОЛАС новыми материалами и редактирования существующих продолжается и сейчас с целью соответствия содержания этого основного международного документа по безопасности мореплавания современным условиям и потребностям практики эксплуатации торговых судов, так как четвёртая промышленная революция «Цифровая трансформация» ежегодно вносит в жизнь судоводителя-инженера новые требования и знания.

Мне понравилось, что дисциплина «ТСС» неразрывно связана с формированием у студентов компетентности для выполнения функции судовождения на уровне эксплуатации в соответствии с требованиями Международной Конвенции ПДНВ.

Список использованных источников





  1. Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012г. N62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://demo.garant.ru/#/document/70184664

  2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imo.org/en/OurWork/HumanElement/Pages/STCW-Convention.aspx

  3. Морской рабочий диплом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://morskie-diplomy.ru/blog/morskoj-diplom/

  4. Информация о признанных Минтрансом России морских образовательных организациях в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 14 сентября 2021 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/7/11460

  5. Торский В.Г. Конвенция СОЛАС-74. Краткий обзор – Одесса: издательство «Астропринт», 2013. - 66 с.

  6. СОЛАС Сводное издание 2014 года: сводный текст Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокола 1988 года к ней: статьи, приложения и свидетельства / Международная морская организация. - 6-е изд. - Лондон: Издательство ИМО, 2014. - 526 с.

  7. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС 74 текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (с изменениями на 24 мая 2018 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://demo.garant.ru/#/document/71353064

  8. Ермаков С.В. Технические средства судовождения. Курсоуказатели и лаги: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 26.05.05 "Судовождение" заочной формы обучения - Калининград: Издательство БГАРФ, 2017. - 67 с.

  9. Electronic Marine Dictionary: морской терминологический словарь-справочник, Copyright (C) Fairway Solutions. All rights reserved. 2007-2015 Development & Design by Miyusov Sergey.