Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно после комментированного чтения дать общий комментарий учителю. Что же в результате учащиеся выделили, какие образы являются главными, как вещий сон отразился в будущем, но упустив один немаловажный образ. Образ мужика с топором, который «восстает», перед тем как появляются мертвые тела. Проведя ассоциативный ряд, обучающиеся, наверняка в дальнейшей работе, опираясь, на опыт комментированного чтения, обратят внимание, на такое его яркое выражение. Для усвоения материала важно переключение видов деятельности, поэтому вместо комментированного чтения, ученики займутся анализом полученной информации, а затем самостоятельным заполнением небольшой таблицы, где проведут черту между образом во сне и его проявлением в реальности. После подобной работы нужно подвести итог, обговорить результаты таблицы, обязательно вспомнить найденный образы и их воплощение в реальности, а затем попросить самостоятельно дать письменный ответ на вопрос «В чем заключается роль сна Петра Гринева?». Получившиеся ответы выборочно заслушать и уже подвести устный итог. Результат усвоения материала покажет рефлексия.



























Заключение


Чтение играет важную роль в жизни человека на протяжении всей его жизни. Его навык формируется еще в школе, и очень важно формировать его правильно. Важно помнить, что чтение должно быть в первую очередь осознанным. Для формирования этого навыка используется технология смыслового чтения. Ее важнейшим приемом является комментированное чтение, которое представляет собой чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Прием актуален для всех предметов, изучаемых в школе. В настоящее время он активно используется на традиционных уроках литературы и позволяет учащимся получить более полное представление о произведении, учит понимать и осознавать прочитанное, что в последствии помогает верно проанализировать произведение и сделать выводы на основе прочитанного. Комментарии могут быть разных видов, но основными на уроках литературы являются комментарии лингвистические, идейно-стилевые и исторические. Приемы комментирования могут менять и чередоваться в зависимости от изучаемого произведения. Важным является использование сразу нескольких видах комментирования, так как произведение раскрывается перед читателем не только с одной стороны, а сразу с нескольких. Но пока существует проблема неосмысленного чтения учениками, этот прием будет оставаться актуальным.


Учителю важно соблюдать методические рекомендации по включению комментированного чтения в уроки, и тогда это позволит учащимся глубоко понять изучаемое произведение.

Список используемых источников


  1. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий. – М., Просвещение

  2. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

  3. Бабель И. Э. Одесские рассказы. – СПб. : Лениздат, 2012. – 192 с.

  4. Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1984. – С. 20 – 23.

  5. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 7 кл. – М.: Просвещение, 1986. – С. 78 – 88.

  6. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М.: Просвещение, 1976.

  7. Богомолова Л.К. Комментированное чтение первых глав романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»// В сб.: Ученые записки Ленинградского гос. пединститута им. А.М. Герцена. – Л., 1957.

  8. Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – М.: Просвещение, 1952.

  9. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.

  10. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978. – С. 235 – 243.

  11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп.

  12. Капустина О. Л. Элементы урока комментированного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 7–4. – С. 24–26.

  13. Кирдяшова О. С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы // Гуманитарные науки

и образование. – 2010. – № 2. – С. 106–108.

  1. Матюшенко А. Г. «Студент» А. П. Чехова. Комментированное чтение // Русская словесность. –– № 1. – С. 19–27.

  2. Ланин Б.А. «Методика преподавания литературы»// М., 2018 - №4- 346 с.

  3. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

17. Пороль П. В. Комментированное чтение переводных текстов Ли Бо // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания : мат-ы XIII Студ. науч.-практ. конф. – М. : Изд-во Росс. унта дружбы народов, 2016. – С. 92–95


18. Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс.URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Приложение 1


Технологическая карта урока

Урок литературы в 8-м классе «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Вид урока: урок-размышление.

Цель урока: узнать роль сна Петра Гринева в повести А.С. Пушкина, показать связь образов сна и реальность, раскрыть отношения персонажей – Петра Гринева и Емельяна Пугачева.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Мотивация

Приветствие. Позитивный настрой на работу. Проверка готовности урока

Приветствуют учителя, друг другу, проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Работа с вопросами по теме прошлого урока.
1.Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести?

Почему?
2. Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему?

  1. Что помогло автору в создании повести?


4. В какое время происходят события повести?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме

взросления, избрания верного пути в жизни.

-«Береги честь

смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из

них никогда не совершил бесчестного поступка.

-Работа в архивах, встречи с

очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.

-в 1773 – 1774 гг.

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое прослушивание.


Подведение к теме урока.


Вы уже познакомились с содержанием произведения и наверняка сможете ответить на вопрос. Кто кроме родителей оказал влияние на рост личности Петра Гринева? Где впервые мы можем предугадать события, которые будут происходить в повести? А знаем ли мы, какую роль играет этот фрагмент?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Чем заниматься?


Отвечают на вопрос (Емельян Пугачев)
- Сон Петруши

- Вероятно, нет, или же заслушиваются предположения учащихся
- Формулируют тему урока «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Регулятивные:

умение прогнозировать

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Целеполагание

Постановка учебной задачи.

Самостоятельно ставят задачу урока (узнать значение сна Петра Гринева в повести, изучить данный фрагмент)


Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи.

Работа по теме урока


Для того, чтобы говорить о роли сна Петруши, нужно прочесть фрагмент

еще раз.

Комментированное чтение.

После прочтения строки о суеверии учитель дает пояснение.

Суеверие - вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.

После прочтения строки

«Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая» учитель задает вопрос, начиная со слов «вижу в постели лежит мужик с черной бородой». Ребята как вы думаете, о каком мужике идет речь?

Продолжение чтения.

…это твой посаженый отец

Комментарий учитель – посаженый отец – в народном свадебном обряде так называли мужчину, заменяющего отца.

- Почему мать Петруши называет Пугачева посаженным отцом?

«…комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…»

- О каких мертвых телах идет речь?

(Если учащиеся затрудняются прокомментировать отрывок или дать ответ на вопрос, учитель уточняет)

Слово учителя.

Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами.

-Какие символы мы увидели во время чтения?

Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий. Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам.

Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы.

Где мы это могли понять?

После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди.

Работа с таблицей

-Ребята, а теперь, зная значение некоторых символов сна Петра Гринева и реальность, описанную А.С. Пушкиным, давайте составим таблицу, в которой вы найдете оставшиеся символы в одной колонке, а в другой покажете, как символ сна отразился в дальнейшем в реальности. Используйте текст произведения, цитаты.


Сон Гринёва

Реальный мир

Во сне Гринёва пожелание счастья и добра с окровавленным топором в руке. Страшный мужик ласково меня кликал: «Не бойсь, подойди под моё благословение»

«Страшный мужик» Пугачёв будет «ласков»и раньше самого отца Гринёва благословит молодых: «Возьми себе красавицу…и дай вам Бог любовь да совет»


Делаем вывод.

-Какой значение имел сон Петра Гринева?

-Действительно ли он оказался вещим?

-Как события сна проявились в реальной жизни?

-Зачем А.С. Пушкин включил сон Петра в содержание произведения?

Подготовьте письменный ответ на вопрос «Какова роль сна в «Капитанской дочке»?»

Заслушиваются ответы.

Подведем итог нашей работы. У вас на партах лежат карточки. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые вы там видите.

Сегодня на уроке я узнал …

Для меня стало открытием …

Своей работой на уроке я …

(Ответы заслушиваются)

Ответьте на вопрос 10 из учебника стр. 269.

Всем большое спасибо за урок.


-Емельян Пугачев
-Сон вещий. В дальнейшем Пугачев поможет Петру

-Восстание Пугачева было кровавым, и было совершено большое количество убийств


- Емельян Пугачев лежит в постели вместо больного отца (посаженный отец)


- «кучи мертвых тел»

Учащиеся работают самостоятельно с текстом произведения, заполняют таблицу.

Регулятивные: делать выводы на основе полученной информации.

Познавательные: видеть подтекст в произведении, символы, проецировать их на дальнейшие события. Узнают героя сна Петра

Гринева.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: слушать и понимать учителя

Регулятивные: анализировать информацию, делать выводы.

Регулятивные:

наблюдать и изучать явления, происходящие в тексте произведения;

описывать;

делать выводы.
Познавательные: узнают значение символа во сне Петра Гринева.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: умение анализировать информацию, выбирать информацию

Регулятивные: уметь оценивать свои достижения.