Файл: 24 Эффективность банковской деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для повышения ликвидности банков Банком России производится периодическое изменение норматива обязательных денежных резервов кредитных организаций, депонируемых ими в Банке России.

В настоящий момент Центробанк активно занимается рефинансированием банков через механизм обратной покупки ценных бумаг, входящих в ломбардный список ЦБ. Объемы предоставляемых кредитов превышали осенью 2007 года 290 млрд. рублей. Однако данный механизм, по сути, не увеличивает как таковой объем денежных средств в банковской системе (так как в процессе такого кредитования ЦБ предоставляет ликвидность именно под залог ликвидных активов). Он больше содействует стабильности на рынке ценных бумаг, но не обеспечивает притока свежих средств в банковскую систему.

Центральный банк, хотя по закону и имеет возможность размещать средства в коммерческих банках, не делает этого, помня о негативном опыте 1998 года, и предпочитает обеспечивать ликвидностью банки через механизмы РЕПО. В силу сложившейся структуры рынка большая часть средств достается Сбербанку и ВТБ, которые уже в свою очередь перераспределяют их среди коммерческих банков. Однако существуют пределы использования госбанков для целей макроэкономического регулирования, особенно учитывая, что и Сбербанк, и ВТБ являются публичными банками, акционеры которых заинтересованы в развитии коммерческих операций банков.

Стоит отметить, что в отличие от 2004 года, когда ЦБ РФ мог пойти на быстрое и значительное снижение норм обязательного резервирования (тогда это, в определенной мере, помогло нормализовать ситуацию), в текущем году данный инструментарий намного менее эффективен. Уровень ставок резервирования, хотя и вырос после недавних действий ЦБ по повышению норм резервирования, в целом имеет незначительный потенциал для снижения, что дает возможность предоставить банковской системе сравнительно небольшие средства.4

Пока Центробанк довольно успешно справляется с задачей предоставления банкам дополнительной ликвидности, но значительные объемы осуществляемых операций имеют и обратную сторону — возможности дальнейшего наращивания операций РЕПО ограничены в силу ограниченности самого рынка активов, входящих в ломбардный список ЦБ. По оценкам экспертов, с учетом поправочных коэффициентов Центробанк может предоставить российским банкам через операции РЕПО не более $30 млрд. Неизбежно у инвесторов и кредиторов возникает вопрос, что будут делать денежные власти
, если ситуация заметно ухудшится. А вероятность ухудшения ситуации существует в связи с наступившим экономическим кризисом в США и некоторых других странах Европы. Меры, предпринятые российскими финансовыми властями для урегулирования кризиса ликвидности, устраивают пока далеко не всех участников рынка. Практически все региональные банки, независимо от своего размера, оказались «чужими на празднике жизни» распределения госсредств.

На данной стадии рано говорить о кризисных явлениях, однако очень важно заранее обеспечить повышение гибкости инструментов рефинансирования за счет введения новых механизмов предоставления денежных ресурсов банковской системе.

Кредитный кризис уже привел к проблемам рефинансирования коммерческими банками ипотечных кредитов через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое не может при нынешней конъюнктуре размещать облигации на российском рынке на приемлемых условиях. В то же время, пенсионные накопления, которые во всех странах мира являются ведущим инструментом рефинансирования ипотеки, в России пока не могут быть инвестированы в ипотечные бумаги АИЖК, так как государство не гарантирует обязательств по облигациям агентства.

Одним из возможных решений, по мнению аналитиков, могло бы стать расширение инвестиционной декларации государственной управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений граждан, в качестве которой выступает Внешэкономбанк (ВЭБ). Включение облигаций АИЖК в портфель Внешэкономбанка позволило бы одновременно увеличить доходность пенсионных накоплений, обеспечило бы новый приток ликвидности банкам и заодно решило бы проблему с накоплением нерефинансируемых ипотечных кредитов на балансах коммерческих банков.

Еще одной мерой по предоставлению ликвидности экономике и оживлению внутреннего облигационного рынка могло бы стать расширение числа инструментов, в которые может инвестировать пенсионные накопления ВЭБ, а также иные государственные фонды, в частности, за счет облигаций компаний с высокими кредитными рейтингами. Эти ресурсы могли бы улучшить перспективы крупных облигационных размещений в России для ряда компаний с государственным участием с целью рефинансирования международных обязательств.

В более широком контексте могут быть рассмотрены меры по введению практики размещения временно свободных бюджетных и внебюджетных средств на депозитах в коммерческих банках при условии прозрачности процедуры выделения таких ресурсов и обеспечения контроля за кредитными рисками.
5

Если иностранные кредиторы и инвесторы будут знать, что рефинансирование наиболее важных долгов будет возможно за счет использования разных инструментов (а не только займов на внешних рынках), объем доступного внешнего капитала увеличится. По мнению экспертов, инвесторы очень неохотно одалживают деньги на проекты, которые без этих денег потерпят фиаско, а разнообразие возможностей рефинансирования всегда повышает предложение ресурсов и снижает их стоимость.

Таким образом, осуществляемые на сегодняшний день государственные меры по поддержанию ликвидности банковской системы России не всегда достаточны и эффективны. А в условиях финансового кризиса, возникшего в экономике некоторых стран, важно предпринять некоторые меры по предупреждению возможных проблем в российской банковской системе.

74 Изложите порядок включения и исключения требований кредиторов кредитной организации в реестр требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства


После отзыва лицензии кредитная организация должна быть ликвидирована по решению арбитражного суда назначенным судом ликвидатором, а в случае недостаточности имущества кредитной организации для расчета со всеми кредиторами и признании ее банкротом, назначенным судом конкурсным управляющим.

В случае если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим (ликвидатором) утверждается Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Если же кредитная организация такой лицензии не имела, функции конкурсного управляющего (ликвидатора) возлагаются арбитражным судом на арбитражного управляющего – индивидуального предпринимателя, аккредитованного при Банке России.

Временная администрация может осуществлять учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов за исключением случаев, когда должностными лицами кредитной организации или иными лицами, действующими по их поручению, путем совершения неправомерных действий или бездействия, создаются условия, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять возложенные на нее функции, в том числе по приему и рассмотрению требований кредиторов.


В целях предъявления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в «Вестнике Банка России», «Российской газете» и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявления, содержащего сведения о кредитной организации (наименование), адрес кредитной организации, сведения о временной администрации.

При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии), и приложить документы, обосновывающие указанное требование.

В случае предъявления кредитором требования к кредитной организации временная администрация рассматривает его и по результатам рассмотрения в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при его обоснованности. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов либо об отказе в таком включении в указанный реестр. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе учтенного требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения.

Требования кредиторов, полученные временной администрацией без указания кредитором на существо предъявляемых требований, приложения подтверждающих их документов, сведений о кредиторе, возвращаются временной администрацией заявителю с указанием на допущенные нарушения и необходимость их устранения.

Реестр требований кредиторов кредитной организации, составленный временной администрацией, передается конкурсному управляющему или ликвидатору кредитной организации. Требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренные временной администрацией на день истечения ее полномочий, передаются по описи конкурсному управляющему или ликвидатору.

В случае несогласия конкурсного управляющего (ликвидатора) с решением временной администрации об установлении требования кредитора, конкурсный управляющий (ликвидатор) вправе полностью или частично исключить его из реестра требований кредиторов, направив при этом кредитору соответствующее уведомление. Возражения по содержанию данного уведомления могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд.


В случае же обращения непосредственно к конкурсному управляющему (ликвидатору) кредитор также направляет требование по почтовому адресу, указанному в объявлении, с приложением подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований, или вручает требование по адресу местонахождения конкурсного управляющего (ликвидатора). Такими документами могут быть договоры банковского вклада и договоры банковского счета, судебные решения о взыскании с кредитной организации долга и другие. При предъявлении требования кредитор также обязан указать сведения о себе, в том числе ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции, а также банковские реквизиты (при их наличии).

При этом следует отметить, что кредиторы, чьи требования в реестр требований кредиторов включены на основании копий документов, для получения денежных средств в ходе расчетов с кредиторами обязаны представить конкурсному управляющему (ликвидатору) их подлинники, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 50.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» расчеты с кредиторами по удовлетворению их требований осуществляются только при предъявлении подлинных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Учет требований вкладчиков и других кредиторов в реестре ведется в валюте Российской Федерации. Требования, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии.

Конкурсный управляющий (ликвидатор) обязан в месячный срок рассмотреть и письменно уведомить кредитора о результатах рассмотрения его требования.

Возражения по результатам рассмотрения требования могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом (ликвидации).

В ходе ликвидационных процедур расчеты с кредиторами производятся только по заявленным и признанным в установленном порядке требованиям кредиторов.

Удовлетворение установленных требований кредиторов осуществляется в соответствии с очередностью, установленной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, установленных статьей 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».