Файл: 1. Государственное регулирование естественных монополий. 3 Определение и структура внешнеэкономической политики 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ



1.Государственное регулирование естественных монополий. 3

2.Определение и структура внешнеэкономической политики 8

Список использованной литературы 17

1.Государственное регулирование естественных монополий.



Статьей 8 и п. 2 статьи 34 Конституции РФ [1] устанавливаются запрет монополизации в сфере экономической деятельности и поддержка конкуренции, которые получают свое развитие в нормативно-правовых актах.

Согласно словарю иностранных слов, монополия является исключительным правом на что-либо, например, на производство, торговлю, промысел, принадлежащее одному лицу, группе или государству [4, с. 393]. Таким образом, единственным субъектом, сосредоточившим у себя набольшую часть рынка, обладающим всей полнотой рыночной власти, является монополист.

Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, следует констатировать, что прямой запрет на монополии отсутствует. Лишь на монополизацию наложен запрет, т.е. на сам процесс, результатом которого является расширение сферы действия имеющихся монополий или создание новых. В России же естественные монополии складывались объективно. То есть это не являлось следствием целеустремленной деятельности государства, направленной на монополизацию [1].

Кроме того, в определенных случаях, когда имеются области хозяйствования, в которых исходя из объективных причин, конкуренция не является экономически целесообразной либо технологически невозможна, государство само устанавливает монопольные сферы деятельности. Установление государством отдельных видов монополий, и в частности, естественных монополий, связано с необходимостью учета особенностей, в том числе инфраструктурных, особенностей определенных объектов, а также обеспечением публичных интересов.

Такой вид монополии, как естественная монополия имеет место в экономике любой страны. Сейчас общей стратегической чертой большинства государств, связанной с регулированием монополистических отношений является то, что оно направлено на правовое сдерживание. И поскольку здесь имеет место конкурентный рынок, то регулирование субъектов естественных монополий осуществляется путем установления им правовых ограничений.

Важнейшим регулятором деятельности субъектов естественных монополий, в настоящее время, является Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон N 147-ФЗ) [2], в котором монополия рассматривается с точки зрения состояния товарного рынка, на котором конкуренция отсутствует. Что касается недопустимости монополизации, то данным законом устанавливается
конкретный перечень сфер монопольной деятельности, который произвольному

Что касается недопустимости монополизации, то данным законом устанавливается конкретный перечень сфер монопольной деятельности, который произвольному расширению не подлежит. Так, например, режим естественной монополии введен для транспортировки нефти (нефтепродуктов) и газа по трубопроводам, для услуг по передаче электроэнергии и т.д.

Ввиду отсутствия результативной системы в области естественных монополий перед государством стала задача по формированию особого механизма, касающегося урегулирования их деятельности. С.Н. Чукалова указывает, что возможность злоупотребления экономической властью субъектами естественных монополий, заставило государство для них образовать специальную систему, позволяющую регулировать их монополистическую деятельность, для достижения баланса интересов между субъектов естественных монополий и потребителями их товаров [7, с. 17 - 18]. Разработка и введение в действие специального закона о естественных монополиях, как представляется, в первую очередь были направлены на создание особого режима естественной монополии [3, с. 142].

Создание специального режима является дополнительным способом государственного регулирования [6, с. 391], поскольку позволяет установить контроль над использованием естественно-монопольных ресурсов, а также регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Статьей 6 Закона N 147-ФЗ предусмотрен открытый перечень методов регулирования деятельности исследуемых субъектов. В настоящее время ст. 6 данного закона установлены методы ценового регулирования и квотирования. Помимо этого предусматривается определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию естественными монополиями.

Следует также отметить, что ст. 7 Закона N 147-ФЗ закрепляет обязательное согласование, поскольку предусматривает обязанность субъектов естественных монополий получить у соответствующих органов разрешение на совершение сделок обозначенных в п.2 указанной статьи, а также согласования, касающиеся инвестиций субъекта естественной монополии.

Соответственно, механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий включает: - ценовой контроль (установление тарифов), который является наиболее часто применяемым, так и - неценовые методы регулирования (определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, согласованный (разрешительный) порядок совершения сделок).


Следует отметить, что применение такого средства регулирования, как ценового, является ограничением права по установлению цены за услугу или товар, что приводит к лишению возможности субъекта самостоятельно определять ценовую политику, ограничивая реализацию свободы выработки договорных условий. Кроме того, данное средство регулирования, также не позволяет потребителям обращаться в органы регулирования по вопросам, касающимся величины цен.

С точки зрения автора настоящей статьи, под ограничением права по установлению цены за услугу или товар, понимается, возможно-допустимое, основанное на внутригосударственном законе, вмешательство государства, вводимое государством, соразмерно преследуемым им целям исключительно для защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности и защиты публичных интересов. Вводимые ограничения, касающиеся деятельности естественных монополий возможно только в той степени, в которой это необходимо и допустимо. Помимо этого, законодателем предусмотрены определенные обязанности естественных монополий при осуществлении ими деятельности (ст.8 Закона N 147-ФЗ), например: - в части раскрытия информации;

- обязательного заключения договоров с потребителями, касательно которых применяется соответствующее законодательное регулирование; - представление соответствующей отчетности о своей деятельности; - представление на недискриминационных условиях доступа на товарный рынок для лиц, к которым применяется соответствующее законодательное регулирование и т.д. В механизме регулирования деятельности естественных монополий иногда также выделяют лицензирование, сертификацию, стандартизацию.

Так исследуя правовое регулирование естественных монополий на железнодорожном транспорте, А.С. Теплов приходит к выводу, что здесь механизм лицензирования играет важную роль, поскольку он выступает как допуск санкционированный государством к участию в гражданском обороте [5, с. 19]. Следует отметить, что законодательство в области естественных монополий (по сравнению с антимонопольным) выделяется, тем, что в нем значительная роль отведена подзаконному регулированию и усмотрению антимонопольного органа.

На основании изложенного автор делает выводы:

1. Механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий является системой юридических и организационных средств, создаваемых государством с целью упорядочения данных общественных отношений, содействия удовлетворению публичных интересов, достижения баланса интересов потребителей и естественных монополий.


2. Механизм государственного правового регулирования деятельности естественных монополий включает ценовой контроль и неценовые методы регулирования.

3. Законодателем предусмотрено жесткое государственное регулирование деятельности естественных монополий, а также прямое государственное вмешательство в их деятельность, поскольку в силу особого правового статуса естественных монополий, связанного с возможностями их воздействия на обширный круг лиц, необходимо установление отдельных ограничений. Институт ограничения прав является составным элементом специального режима для естественных монополий и законным способом изменения объема прав.

4. Под ограничением права по установлению цены за услугу или товар, понимается, возможно-допустимое, основанное на внутригосударственном законе, вмешательство государства, вводимое государством, соразмерно преследуемым им целям исключительно для защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности и защиты публичных интересов. Вводимые ограничения, касающиеся деятельности естественных монополий возможно только в той степени, в которой это необходимо и допустимо

2.Определение и структура внешнеэкономической политики



Внешнеэкономическая политика – это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Это политика в области: экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны.

Объектом государственного регулирования внешнеэкономической политики является внешнеэкономическая деятельность, которая представляет собой совокупность экономических, организационно-правовых операций и сделок национальных хозяйственных субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран с целью обеспечения максимально возможной эффективности и экономической выгоды, которые недостижимы на внутреннем рынке [4, с. 104].


Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене.

Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура или наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международными условиями.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом. Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.

Виды внешней политики:

Пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.

Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.