Файл: Отчет по производственной стажерской практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология им. профессора В.А. Гуружапова»

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ


Место прохождения практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1576», Большая Академическая улица, дом 22А
Срок прохождения практики с «10» октября 2022г. по «22» января 2023 г

Обучающийся ________ _________ И.О. Фамилия

(подпись) (дата)

Группа 19ПО-ППО(б/з)ПП-1

Руководитель практики от МГППУ:

ст. преподаватель кафедры _________ _________ К.Д. Уляшев

«Педагогическая психология (подпись) (дата)

им. В.А.Гуружапова»
Руководитель практики

от профильной организации: _________ _________ В.А. Ушаков

педагог-психолог (подпись) (дата)
Москва, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.Сведения о месте прохождения практики 3

2.Задачи практики 4

3.Объект исследования 4

4.Предмет исследования 4

5.Предполагаемые результаты прохождения практики. 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ 18


ВВЕДЕНИЕ

  1. Сведения о месте прохождения практики


Стажерская практика происходила на базе: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1576», Большая Академическая улица, дом 22А.

Ознакомившись с их сайтом, мы пришли к выводу, что основная цель в работе школы- дать возможность развиваться в любом направлении.

В школе есть дополнительные секции: медиацентр, театральная студия, спортивный клуб, туристический клуб и школьный парламент. Школа сотрудничает с крупными ВУЗами, на базе ВУЗов-партнеров проходит обучение профильным предметам, а ещё у детей есть возможность принимать участие в профильных олимпиадах, посещать лекции, семинары, предприятия.

На базе школы работает социальная и психологическая службы, и сотрудник уполномоченный по правам ребенка в школе.

Основные задачи психолого-педагогической службы: содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе; обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.


Так же на базе школы ведется проект доступная среда– это дооборудованная с учетом нужд инвалидов среда, позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной окружающей среды, благодаря которой возможна максимальная интеграция инвалидов в общество [1].

Цель практики

  • сформировать личностную и профессиональную готовность бакалавра, будущего педагога-психолога, к осуществлению основных видов профессиональной деятельности.



  1. Задачи практики


1) закрепление навыков применения стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие и профилактические задачи с обучающимися;

2) закрепление навыков взаимодействия с субъектами образовательных отношений;

3) закрепление навыков организации психологического просвещения, формирования психологической культуры субъектов образовательного процесса, а также профилактики негативных проявлений социальной среды
  1. Объект исследования


Процесс реализации основных видов деятельности педагога-психолога.
  1. Предмет исследования


Выполнение профессиональных проб в ходе реализации основных видов деятельности педагога-психолога

  1. Предполагаемые результаты прохождения практики.


В ходе практики формируются профессиональные компетенции:

ПК-1

Способен осуществлять психолого-педагогическую диагностику метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся

ПК-2

Способен применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие и профилактические задачи с обучающимися на основе результатов психологической диагностики

ПК-3

Способен проводить консультации субъектов образовательного процесса по психологическим проблемам обучения и развития

ПК-4

Способен проводить проф. консультации, программы для активизации профессионального самоопределения обучающихся в системе общего и дополнительного образования

ПК-5

Способен осуществлять организационную деятельность по обеспечению психологического сопровождения процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков

ПК-6

Способен осуществлять психологическое просвещение, направленное на формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса, а также по проблемам профилактики негативных проявлений социальной среды

ПК-7

Способен использовать здоровье сберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПК-8

Способен реализовывать индивидуально-личностные образовательные маршруты обучающихся

ПК-9

Готов работать в команде с участниками образовательного процесса при решении профессиональных задач

ПК-10

Способен проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Основные виды и формы работ, которые проводились в ходе практики:

1. Реализация психолого-педагогического проекта по запросу образовательного учреждения (в мини-группах, с последующим совместным обсуждением).

2. Рефлексивный семинар по освоению профессиональных инструментов педагога-психолога (руководитель от школы).

3. Семинар-тренинг по освоению профессиональных компетенций педагога-психолога (руководитель от МГППУ).

4. Решение и обсуждение практико-ориентированных кейсов «Случай из практики школьного психолога».
В ходе прохождения практики были выполнены следующие задания:

Задание 1. Составить поддерживающие фразы к репликам учеников. Материал взят из статьи «Модификация методики «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной (https://psyjournals.ru/kip/2019/n1/Kholmogorova_Zaretsky_Klimenkova.shtml)



  1. В чем была чуть конфликта? Я уверяю тебя, все проблемы решаемы. Если Вы оба действительно дорожите дружбой, то обязательно помиритесь, а если нет, то сможешь подружиться с кем-то ещё.

  2. Ты действительно прав, вещи нужно беречь, но иногда просто необходима твоя помощь, если твой друг нуждается в чем-то. Не бери слишком дорогие вещи/игрушки в школу, и старайся делиться с друзьями, и тогда в трудную минуту они обязательно поддержат тебя и поделятся с тобой тоже.

  3. Ребята поступили очень плохо с точки зрения закона и морали в том числе, нужно обязательно поговорить с ним об этом, и их родителями. У тебя есть кто-то, кто сможет тебе помочь или тебе нужна помощь, я могу отвести тебя к социальному педагогу/директору?

  4. Коля поступил плохо, но может он сделал это неосознанно? Может, он просто забыл его тебе отдать или у него случилась какая-то проблема? Давай ты ещё раз с ним поговоришь, и мы решим ситуацию.

  5. Не смей сдаваться и отчаиваться. Каждый день появляются новые возможности, трудности, ситуации, их нужно учиться преодолевать. Что еще сегодня кажется невозможным, завтра станет реальностью. Нужно больше тренироваться и заниматься спортом, а взлёты и падения бывают у всех. Не нужно заострять внимание на неудачах, нужно посмеяться вместе со всеми над ситуацией и пойти дальше.

Задание 2. По уточненным характеристикам учеников 3 класса предположите характер затруднений отдельных учеников. Сформулируйте рекомендации учителю, содержащие вероятные эффективные приемы учительской работы с этими учениками на уроке и во внеурочной деятельности.


Полученные результаты:

1. Полина. По характеристике старательная ученица, не испытывает проблем с мотивацией к обучению, она проявляет учебную активность. Отмечается рассеянность, неуверенность во время ответа у доски.

Рассеянность проявляется в том, что она может неверно понять или прочитать задание, ответить неверно, связано это с тем, что она «витает в облаках», «мечтает» - по словам психолога. К сожалению, неизвестно, связано ли это стремление оторваться от реального мира с проблемами в семье или имеется какая-то иная причина, так как момент с родителями ранее не прорабатывался. У доски не всегда отвечает неуверенно, может спокойно записать свой ответ, если уверена в нем. На уроке проявляет довольно высокую активность, если тема и задания ей интересны, но обижается и перестает участвовать в работе, если ее не спрашивать. В таком случае демонстративно ложится на парту и перестает отвечать, даже если выполнила задание и знает ответ. С одноклассниками она обычно не общается, если они сами к ней не подходят, держится немного отстраненно.

Рекомендации:

Необходимо создать ситуацию успеха, возможна коллективная, групповая работа в классе.

Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок. Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке – это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности.

Современный урок – это:

1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других.

2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижер, создатель условий для развития учащихся.

3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.

4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.

Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учащихся, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.


2. Вова. По характеристике способный ученик, но испытывает проблемы с мотивацией к обучению, не проявляет учебную активность, нарушает дисциплину во время урока, общаясь с другими учениками.

Отношение у Вовы к школе скорее отрицательное, чем положительное. По ощущениям кажется, что он не рад находиться в школе. В школу он приходит скорее играть, чем учиться. По возрастным критериям его поступки и отношение к школе скорее как у 6-7 летнего ребенка, чем как у 8-9 летнего. Он лишь недавно перевелся в эту школу. В связи с этим он пытается найти свою нишу в классе, занимает роль то ли скрытого, то ли активного лидера (пока сложно определить). С одноклассниками он общается хорошо, но любит поболтать с ними на уроке, отвлечь других учеников, иногда дерется. Часто поступает так, что подзуживает кого-нибудь что-нибудь сделать, но затем делает вид, что он тут ни при чем, просто рядом стоял. И таким образом получается, что он как бы «заводит» остальных детей и уходит, затем получают остальные, но не он, потому что он тут вроде бы как ни при чем. У него отмечаются проблемы с дикцией, это вызывало не очень хорошую реакцию со стороны одноклассников, он даже стеснялся читать вслух, но после проработки данного момента с психологом, стал увереннее в себе, стал увереннее отвечать на уроках. С учительницей он любит пререкаться, часто ее не слушает. С освоением учебной программы у него проблем нет, это дается ему в принципе легко, но может допускать ошибки, так как отвлекается на болтовню и посторонние дела на уроке. Можно также отметить, что копирует поведение родителей, дома при нем явно ведутся разговоры взрослых и он может себе позволить выражения по типу поведения взрослых. Например, о своих правах, о том, что его снимать нельзя, а он будет кого-то снимать, так как это документальное подтверждение. Немного избалован родителями.

Рекомендации:

Необходимо заинтересовать ребенка, возможно применение интерактивных методик.

Перед началом урока можно использовать прием «Защитный лист» (чаще всего используется в старших классах). Перед каждым уроком на столе лежит этот ЛИСТ, куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

Зато, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы, его родителями. Отмечается каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.