Файл: Введение Характеристика личности Екатерины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1775 г. была проведена губернская реформа.

Согласно ей страна делилась на губернии с примерно одинаковым числом жителей; губернии же делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, которому было подчинено губернское правление. Губернатор и губернское правление получили некоторые функции, которые раньше были у органов центрального управления (коллегии, конторы, канцелярии). Среди переданных им функций было и управление полицией. Центральный орган управления полицией – Главная полицмейстерская канцелярия – ликвидировался.

Уездная полиция.

По этой реформе также создавалась сельская полиция (это Екатерина еще прописала в «Наказе»). В каждом уезде дворяне выдвигали несколько кандидатур в нижний земский суд», который имел судебные и административно-полицейские функции. Руководитель и члены (обычно их было 3-4 человека) нижнего земского суда утверждались губернатором, которому, собственно, этот суд и подчинялся через губернское правление.

Помощниками нижнего земского суда в поселениях были сотские и десятские, которых выбирали из крестьян и обязанных. Их функциями было искать воров, разбойников, беглых людей. Инструкция для руководителя нижнего земского суда была прописана в «Учреждении для управления губерний».

Нижний земской суд должен был:

  • следить за порядком в сельской местности;

  • выполнять решения вышестоящих властей и суда:

  • а также вести предварительное следствие по уголовным делам.

Кроме того, руководитель нижнего земского суда должен был «поощрять не только земледельцев к трудолюбию…но и вообще всех людей к добронравию и порядочному житью», то есть это относилось и к уездному дворянству. При этом он не имел права наказывать людей в процессе этого поощрения, пока они не нарушали закон. Также он должен был заниматься исправлением расточительства некоторых хозяев имений, «порочащих дворянское звание». В этом можно усмотреть стремление власти полицейскими силами ограничить некоторый произвол помещиков, поскольку такая деятельность помещиков зачастую была причиной крестьянских волнений. Нижний земской суд имел право получить поддержку от военных властей и у населения.

Городская полиция.

Была изменена и организация городской полиции. Главная полицмейстерская канцелярия, должности полицмейстеров была ликвидированы.

Во всех городах, где отсутствовал постоянный военный гарнизон (в котором нижние чины во главе с комендантом выполняли полицейские обязанности),
создавалась должность городничего, которого назначал Сенат по представлению губернского правления. Городничий был в подчинении губернского правления и не был обязан выполнять решения дворянской опеки в отличие от руководителя нижнего дворянского суда.

В главном городе губернии должен был назначаться обер-полицмейстер, в случае, если там не было военного коменданта. Городничий не зависел от обер-полицмейстера, а в реальности некоторые время должность обер-полицмейстера существовала только в Москве и СанктПетербурге. В главных городах губерний же полицию возглавлял военный комендант, а должность полицмейстера там восстановилась при Павле I.

Для уточнения обязанностей городской и сельской полиции губернаторам в 1780 г. было запрещено давать городничим и руководителям нижнего земского суда поручения, которые имели неполицеский характер, чтобы они могли лучше исполнять свои основные обязанности.

Данная реформа формировала новый административно-полицейский аппарат в уезде, но городская полиция не имела достаточного специального аппарата, а ее функции во многом пересекались с функциями руководителя нижнего земского суда, что совершенно не учитывало условия новой городской жизни.

Увеличение притока в города оброчного крестьянства, рост купеческого сословия, развитие промышленности ставили перед правительством задачу привести городской административнополицейский аппарат в соответствие с новыми реалиями социально-экономической жизни страны.

В результате этого был издан в 1782 г. «Устав благочиния или полицейский», по которому создавалась Управа благочиния или полицейская – новый городской административнополицейский орган, а также устанавливались специальные должности служащих городской полиции. В состав Управы во всех города кроме Петербурга и Москвы, входил городничий, пристав уголовных дел, пристав гражданских дела, выборные от купечества и ремесленников города.

Функции Управы благочиния состояли из:

  • слежения за общественным порядком;

  • приведения в действие решения судов и других органов;

  • проведения предварительного следствие по преступлениям; суда по мелким уголовным делам;

  • ведения административно-хозяйственных дел (надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и пр.).


Город делился на самостоятельные административно-полицейские части: в каждую входило 200-500 дворов. Части делились на кварталы по 50-100 дворов. Частный пристав отвечал за свою часть и имел в подчинении двух полицейских сержантов, а в больших городах – целую команду. Сторожа квартала подчинялись квартальным надзирателям, которые назначались Управой благочиния.

Таким образом, в правление Екатерины II продолжился процесс по созданию и развитию специализированных государственных органов по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Были созданы институты городской и сельской полиции, определялись более четко их функции и права. Многообразие организации полиции обуславливалось отсутствием центрального органа управления.

4.7 РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Екатерина Великая начала проводить реформу образования вдохновившись идеями просвещения, по её мнению для успешного развития страны, процветания науки и культуры необходимо было повысить образованность своих подданных. Императрица понимала, что в такой огромной стране и из-за предрассудков в обществе провести реформу будет не просто, поэтому начала вводить новшества постепенно.

В первую очередь образовательные программы разрабатывались для дворян и городского населения. Отдельное внимание было направлено и на проблему беспризорных детей.

Сложно выделить конкретные указы и даты, которые стали бы ключевыми в политике просвещения Екатерины Великой, она в нужной последовательности издавала указы и создавала учреждения, направленные на увеличение уровня знаний и доступности их приобретения. В основном образование было доступно лишь дворянству и горожанам, однако не остались без внимания и бездомные дети и сироты. В Москве и Петербурге были учреждены «воспитательные дома» – причиной их создания была необходимость решения проблем бездомных и брошенных детей.

Причины и цели реформы


Причины и цели реформы:

  • следование идеям просвещения;

  • повышение уровня и качества образования дворян;

  • решение проблем осиротевших детей.

В первую очередь Екатерина начала организовывать школы, в приоритете было удовлетворить все культурные и образовательные запросы дворян, но знать в то время хотела владеть светскими манерами и разбираться в театре и искусстве.

В 1766 году был выпущен «Новый устав сухопутного кадетского корпуса», согласно которому вся программа обучения была разделена на три группы.

  1. Предметы необходимые для гражданского знания.

  2. Полезные дисциплины – физика, география, астрономия, математика.

  3. Прочие искусства – иностранные языки (французский), красноречие.

Во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, которые пользовались программами государственных школ.

Воспитательные дома


Своим главным советником по вопросам образования императрица назначила И. И. Бецкого, он и сыграл одну из главных ролей в развитии просвещения в стране. Бецкой был рожден в Швеции, когда его отец был пленен шведами и в России он считался не законным ребенком, после отец перевозит его в России и дает фамилию Бецкой. В 1721 году он получает службу в коллегии иностранных дел, после ему дают чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора Бецкой уходит в отставку и долго путешествует по европейским странам где знакомится с идеями просвещения. В 1762 году он возвращается, и Екатерина назначает его своим доверенным лицом, после чего поручает ему создать систему воспитательных учреждений Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.

Как правило, при воспитательных домах для бедных рожениц находился госпиталь, рассчитанный на 20 мест, штат госпиталя состоял всего из шести человек. Родившихся там детей передавали в Воспитательный дом, позже такой порядок был отменен –забирали ребенка только если от него отказывалась мать. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Каждый год в воспитательные дома поступало более двух тысяч детей. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали свою учебу в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.


Другой известный деятель, который повлиял на развитие образования в стране – Ф. Н. Янкович де Мариево, известен тем, что разработал систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

По указу императрицы Комиссией по учреждению народных училищ был разработан к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи». Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища:

  1. В Малые училища принимали сроком на два года обучения. В них преподавали правописание, нумерацию, учили рисовать – учили всему самому необходимому.

  2. Главные училища принимали сроком на пять лет, программа была более обширной – курс естественно-научных предметов, иностранные языки, архитектура и искусство.

  3. Приходские училища – продолжительность обучения в них составляла 3–4 года.

Вводилась классно-урочная система обучения. Фундаментом всего образования считалось воспитание в учениках таких качеств, как добросовестность, трудолюбие и прилежность, в это время порицались физические наказания детей. В качестве наказаний обычно лишали самых приятных вещей – прогулок, участия в коллективных играх и т.д.

Результаты реформы


Екатерина внесла большой вклад в пропаганду образования, приобретения новых знаний, несмотря на это реформу все равно нельзя назвать до конца успешной. Большинство дворян прибегало к услугам личных преподавателей, как правило это были приглашенные иностранцы или же наоборот они отправляли своих детей на обучение за границу. Соответственно многие школы функционировали лишь на бумаге. Главные и малые училища контролировались Приказом общественного призрения –патологическая нехватка средств сказывалась на качестве обучения, не было ни материальной базы, ни учебных пособий, что еще сильней снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и самих учителей.

Приказ общественного призрения – губернское учреждение, учрежденное в России Екатериной II в 1775 году, в ведении Приказа находились управление народными школами, госпиталями, приютами для больных.

Помимо всего вышеперечисленного Екатерина пресекала все посягательства на свое понимание идеи просвещения. Видный деятель того времени, публицист и известный издатель большинства книг (в том числе многих учебников) – Н. И. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость по личному указу императрицы.