Файл: Жизнь Сократа как образец практической философии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но до того, как он принял чашу с ядом, он с ужасом услышал от своего первого ученика о тетрадях его бесед, где «все выверено», «где нет у Сократа противоречий», и что в них он предстанет перед будущими поколениями «великим, могучим и цельным». Там, в тетрадях - «истинный Сократ, и все вытвердят его наставления и будут им следовать и славить его».

Но Сократ решительно отвергает попытку канонизировать свои беседы и себя самого. «…Человек меняется с быстротекущим временем! И надо проверять. И надо сомневаться. Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю… Ты безумец! В тебе нет любви» - гневно бросает он предавшему его ученику. - И у тебя страшные глаза - глаза жреца, а не философа. Я боюсь, что, если завтра по Афинам станет ходить новый Сократ, ты посадишь его в тюрьму именем того, прежнего Сократа». Философ попросил его сжечь тетради.

Молодой, но уже «мертвый» ученик так ничего и не понял в том, что составляло смысл бесед, учения и жизни учителя. Не нужно использовать готовые, чужие истины, ведь жизнь дает так много, для того, кто поистине творец, а не начетчик.

Когда принесли яд - цикуту или болиголов, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.

Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Смерть Сократа всколыхнула афинян и приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре после казни, афиняне, раскаявшись в содеянном, и считая введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Мудрецу была сооружена Лисиппом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон.

Проводя дни в беседах с друзьями, Сократ подшучивает над самим собой и предстоящей участью. Ведь если смерть - это отделение тела от души, то не тем ли самым занимается философ в течение всей жизни, обращая свои заботы не на тело, а именно на душу.

В последние дни жизни Сократа его жажда оптимистического познания вдруг оборачивается жаждой в искусстве. В заточении он решает заняться музыкой, которую всегда ставил очень низко. Не голос ли его демония побудил его сочинять проэмий в честь Аполлона и перелагать в стихи несколько эзоповых басен? Тем самым идя навстречу искусству. Хотя ранее философ осуждал искусство, ибо оно подражает кажущемуся образу, а, стало быть, принадлежит более низкой сфере, нежели эмпирический мир. В то же время Сократ показывает фатальность человеческой жизни. Упоминает о некоем сокровенном учении, гласящем, что люди находятся под стражей, и не следует им ни избавляться от нее своими силами, ни бежать. Тоже изменение - ведь всю жизнь Сократ учил, что человек сам творец своей судьбы. С этой позиции смотрит он на предстоящую казнь смиренно и радостно. Так может ли познание изменить ход жизни? Глядя на Сократа перед лицом смерти, вспоминается сравнение его с мудрым сатиром Силеном. Когда тот, оказавшись в руках царя Мидаса, вынужден был ответить что же предпочтительнее для людей, он произнес, что нет в
рождении и жизни счастья, ибо никогда человек не сможет избежать трагической судьбы. И вот Сократ предстает перед нами полным бодрости и в надежде обрести величайшие блага после смерти. Хотя сердце его терзала боль от сознания, что он не достиг того, чего хотел достичь. Оглядываясь и взвешивая свой труд, исполненный за полвека, видел он, что со времен Перикла в Афинах было пущено более глубокое Просвещение, что город слыл матерью искусств и наук, в чем он видел и свою заслугу. Но все ли было действительно? Нет, Афины находились в углубляющемся упадке, сводящим на нет весь его труд. Так может он напрасен, этот Сократов труд? Ведь недостаточно одного знания, чтобы люди сделались справедливыми и добродетельными, чтоб им было хорошо, а с ними и всему обществу. Он понимал, что для блага отдельного человека и всего общества требуется еще нечто совсем иное.

Эту боль, эту неразрешенную проблему он передал своим ученикам, и Платон (427-347 гг.) впоследствии продолжил дело учителя в своих сочинениях о воспитании и устройстве государства.

В диалоге «Федон», повествующем о последнем дне Сократа, со смертью философа-поэта родилась идея бессмертия души, наложившая отпечаток на всю последующую историю западной цивилизации.


.2 Учение о душе как основа идеализма



Сократ был современником Демокрита. Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. И не исключено, что именно знакомство с Демокритом, учеником Левкиппа, повлияло на мнение Сократа.

Учение Сократа о взаимодействии живых и мертвых, похоже, имеет своим исходным пунктом учение Левкиппа о постоянстве атомов, при возможном движении и изменении их, но только как соединение и разделение неизменно пребывающей материи. Добавлю, что атомы в школе Левкиппа и Демокрита назывались также идеями6. Так же и у Сократа - на примере того, что сон сменяет бодрствование, и наоборот, живые возникают из душ, пребывающих в Аиде, а, прожив жизнь, уходят туда же. Вот такой вот круговорот природы в пределах неизменно пребывающей материи.

Так что Кессиди зря критикует историков А. Тейлора и Дж. Бернета за то, что они приписывали Сократу основные взгляды Платона, в том числе его теорию идей.

Аристотель, говоря о нововведениях Сократа, пишет: «По справедливости две вещи надо было бы отнести на счет Сократа - индуктивные рассуждения и образование общих определений». Отмечая, что Сократ, в отличие от Платона, не дошел до признания идей как самостоятельных сущностей, Стагирит продолжает: «Но только Сократ общим сторонам (вещи) не приписывал обособленного существования» (Аристотель. Метафизика. XIII. 4. 1078 b 30. Далее: Мет.). Иначе говоря, учение Платона об идеях возникло не сразу, оно было подготовлено сократовским установлением общих определений.

2.3 Ироничный Сократ - вестник христианства?



В потоке литературы о Сократе немало работ теологического профиля и трактовок религиозного характера. Заметное место в них уделяется разного рода аналогиям между Сократом и Христом, поискам христианских элементов в воззрениях Сократа и в целом их интерпретации в христианском духе.

Раннехристианские мыслители усматривали в смерти Христа параллель к смерти Сократа: подобно Сократу, Христос был казнен как преступник (приговоренный к смерти за подобное преступление - проповедь «иных богов»); подобно Сократу, Христос принял смерть добровольно; главное, смерть Христа, как и смерть Сократа, - это акт освобождения души от оков тела для жизни вечной
7.

Ф. Ницше выделял Сократа и Христа, как духовных лидеров самых известных в истории человечества переворотов. Они - два антигероя последних его работ - "Сумерек кумиров" и "Антихриста".

Гегель отмечает, что история учения и жизни Христа «целиком подобна истории Сократа»8.

В своем более раннем трактате «Народная религия и христианство» Гегель, однако, подчеркивает отличие между двумя личностями. Для него Сократ - это человек, который «вел беседы со своими учениками о бессмертии души, обращался к разуму и фантазии, говорил очень живо, являя им на это надежду всем своим существом, очень ясно и убедительно»9. В ранней работе Гегеля Сократ предстает как личность удивительно смелого духа, который непосредственно влияет на людей своими поступками тут и сейчас. Сократ человечный в высочайшем понимании этого слова - он, как выразительно подчеркивает Гегель, не требует чуда. В этой поразительной реалистичности Сократа непобедимость влияния на людей - не только на его современников, но и на будущие поколения. Естественно, новые времена формируют новых людей, которые несут в себе новые идеи и новые образцы поведения. И все же сравнения возможны, особенно если не вдаваться в тонкости религии, а с чисто человеческой точки зрения, история Христа была лишь еще одной версией истории Сократа.


.4 Вина жителей или акт доброй воли



В течение многих веков философы ведут спор о том, можно ли считать смерть Сократа самоубийством.

«Сократ желал умереть, - утверждал Ницше, - не Афины протянули ему чашу с ядом, а он сам вынудил Афины протянуть ему чашу с ядом»10.

Известен такой случай в среде Сократа - некий Клеомброт, который бросился в море, прочтя «Федон» Платона. Мильтон (в книге III «Потерянного рая») прочел эту смерть именно как акт, направленный на достижение бессмертия по примеру Сократа - героя Платона. Подобных примеров много, когда прочтение учения о бессмертии души приводило к решению убедиться в этом воочию.

Знаменитая картина Давида «Смерть Сократа» (1787) создает иконографический образ смерти Сократа как гражданского акта. В девятнадцатом веке Гегель, в «Лекциях о философии религии» (1831), рассуждал о смерти и Христа и Сократа как о гражданском акте. Этим поступком еще раз была показана их любовь к людям, и готовность на все ради них. Побег означал бы причинение зла его родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению к родному городу.
Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.

Сократ считал, что для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери. Гражданин добровольно становится гражданином государства. Если же ему не нравятся законы этого полиса, он должен уехать. Но если он стал гражданином сознательно, то должен выполнять законы своего государства, как бы это ни было ему тяжело - терпеть побои, принимать смерть на войне. В этом заключается справедливость. Может быть, именно этим объясняется позиция Сократа на суде и после суда. Будучи патриотом, Сократ призывал правителей учиться управлять, обуздывать свою природу, руководствоваться в своей деятельности благом государства.

«Осуждение Сократа, - пишет Ф.X. Кессиди, - не только трагедия, но и событие в общечеловеческой истории (а также факт нравственного порядка), подлежащее суду Истории. Тот, кто признает, что с именем Сократа связан новый этап в истории философской мысли, не может оправдать приговора над ним»11. Смерть Сократа, замечает он, «не самоубийство и не судебная ошибка», а результат сократовской верности своей миссии12».

Я же считаю, что достойный величайшего уважения Сократ, положив всю свою жизнь на достижение цели и подтверждение идеи о могуществе человека разумного, и независимости его от злоключений судьбы, смирился перед невозможностью этого, и принял смерть как данное свыше, не противясь, но даже немного стремясь, потеряв смысл бороться.