Файл: Жизнь Сократа как образец практической философии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Сократ, Неаполь


Сократ. Рим, Национальный музей
Один из этих оригиналов сделан, очевидно, еще при жизни философа, когда художник лично видел Сократа. Философ предстает на нем человеком «жизнерадостным, даже несколько похотливым, однако за некрасивой внешностью ясно видна его мудрость». Второй портрет Сократа возник лишь после его смерти. Афиняне создали его, раскаявшись в том, что заставили его выпить чашу с ядом. Это было произведение Лисиппа. На портрете несправедливо осужденный философ изображен таким, каким его воспринимали ученики. Художник подчеркнул внутреннюю нравственную красоту человека, который считал, что добродетели можно научиться, и признавался: "Я знаю, что я ничего не знаю". Ранний портрет Сократа изображает его нищим, нетребовательным и одиноким человеком, не понятым ни своей женой Ксантиппой, ни многими другими людьми. На позднем портрете перед нами - мудрец, который провозгласил: "Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество". Он советовал каждому человеку слушать лишь собственный внутренний голос.

Нам известны только головы Сократа. Попытка дополнить одну из статуй в Копенгагене головой философа не принесла ожидаемого результата. Однако в Британском музее находится статуэтка, изображающая внезапно остановившегося Сократа: вполне вероятно, что во время прогулки по рынку он встретил знакомого и решил начать с ним философскую беседу. Именно таким его знали в Афинах.

Сократ не соответствовал идеалам красоты того времени, и потому до нас доходят характеристики о том, что он был некрасив. Не красив, но и не безобразен, как преувеличивают многие. В наше время тоже встречаются люди, лишенные красоты писанной, но благодаря их обаянию, этот недостаток даже не замечается, и вряд ли кто-то мог бы назвать умного, жизнерадостного, обаятельного человека безобразным.

Сократа же вообще мало заботило его несоответствие идеалам красоты, и он не без снисходительной иронии называл красоту «недолговечным царством»
3.


1.3 Добродетель - это красота



Сократ - истый простолюдин, верный сын афинской демократии. Его духовный облик складывается в эпоху Перикла, в период того невиданного расцвета Афин, который дал миру Фидия, Софокла, Эврипида. Он также обладает богатой художественной одаренностью. Сын каменщика и повивальной бабки Фенареты, обещавший стать незаурядным скульптором, в конечном счете, предпочитает ваять души и посвящает себя «тэхнэ маевтике» - повивальному искусству диалектического рождения истины, тождественной для него красоте, пользе и добродетели. Его мечта - сделать «арете» (доблесть, добродетель), достоинство, украшавшее избранных, свойством каждого афинянина.

В этом самое главное расхождение его взглядов с софистами. Они позволяли отдельным личностям, не считаясь с прочими, добиваться успеха для себя. Учили себялюбию, возвышаться над остальными.

Но разве можно ставить себя выше других людей - все люди одинаково приходят в этот мир и уходят. Каждый человек обладает разумом! Главное - раскрыть способности разума. Вот оно - повивальное искусство Сократа. Вытянуть на свет, показать человеку то сокровище, которым он обладает.

С детства он помогал родителям и видел, что мать помогала рождаться живым людям, а, рассматривая работы отца, понимал, что отец - помогает рождаться каменным людям.

«Сколь странен мой мир, - думал Сократ, - крошечный человечек, которого мать вытаскивает на свет, беспомощен, отдан на произвол всему и всем, он кричит и больше он пока ничего не умеет. Отец творит взрослых. Человека и бога. Но он может придать им одно лишь движение, одно выражение, один взгляд. Да, это красота - но неподвижная, оцепенелая, неизменная. Это образ живого человека, но не жизнь его. Да и то, образ, уловленный в одном определенном мгновении. Окаменел человек и не двигается. Камень есть камень.

Работа матери - добро, но есть ведь и красота в рождении ребенка. В работе отца - красота, подлинная красота, но есть в ней и добро. Однако и в том, и в другом чего-то недостает. Здесь новорожденный - там человек из камня, а между этим трепетным комочком и застывшим в камне образом остается пробел. Там духовный рост человека, его деяния и достижения. Самое важное!».


Вот так и пришло познание, что красота есть добро, а добро - красота. А вместе с тем и понимание своего места в жизни. Сократ так любил жизнь и все живое, умеющее расти и развиваться, что неудивительно, что он «из любви к человеку перестал высекать его в камне».

1.4 Не в потребностях счастье



«Нет в человеке достоинства, грош ему цена, если душа его, созданная для волнений и радости, так же сыта и тупа, как тело» А. Блок
Вот одна из характеристик Сократа, дающих контурное изображение его образа жизни, характера и философской позиции.

«Кто этот человек? - Его зовут Сократ, и весь свет знает его. Ибо с тех пор, как он забросил резец, которым он прежде работал, его можно найти везде в Афинах, где что-либо случилось. Но в особенности, где ведется диспут, он уже налицо. Ужас софистов: ибо никто не устоит против него. Но этого ему еще мало: он болтает со всяким, кто ему попадется на пути…

Так, значит, он один из тех торговцев мудростью, которые приманивают к себе богатую молодежь, обещая ей всякие знания и красноречие и вытягивая деньги из ее кошелька? - Напротив, он никогда не брал ни обола. - Так, стало быть, он богат и независим? - Ничуть не бывало; ему приходится туговато. Дома у него сидят жена и дети, у которых едва есть по куску хлеба… и сам он пользуется лишь самым необходимым. - Но чего же хочет этот человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов? - Нет, все удивляются его ясной, твердой и разумной речи. - Может быть, он так жаден до новой мудрости, что не хочет пропустить ни одного ее слова и повсюду ищет ее? - Наоборот, он не оставляет на ней живого волоска и ничего не хочет слышать о ней. - Значит, он знает что-нибудь еще лучшее? - Нет, он повторяет каждому, что знает лишь одно: то именно, что он ничего не знает»4.

Сократ совсем не аскет, ему ничто человеческое не чуждо, но он обходится малым и самым необходимым там, где другие затрачивают массу сил и энергии. Кант уточняет: «Есть различие между тем, кто мало в чем-нибудь нуждается потому, что ему мало чего недостает, и тем, кто мало в чем-нибудь нуждается потому, что может обойтись без многого» 5.

Я ем для того, чтобы жить, - восклицает Сократ, а не живу, для того, чтобы есть. Философ радостно говорит по поводу существования множества вещей,
которые ему просто не нужны, имея в виду не вещи, полезность и нужность которых нетрудно обосновать, а то, что, занимаясь накопительством материальных благ, у человека не остается места для духовного развития; а дети, зачастую, вообще разбалованы, изнежены и ленивы. Умеренность в наслаждениях, еде, питье - советует он всем. Она - умеренность, софросине - предпосылка для всех прочих добродетелей, без нее же человек как клок соломы, треплющийся по ветру. По ветру многочисленных эмоций и желаний. Много примеров тому, как, поддаваясь чувствам, жалели люди о содеянном. И вот умеренность - одна из высших добродетелей человека - помогала этих ошибок избегать.

Сократову софросине представители олигархии воспринимали как камень в свой огород, им итак не по нутру был простой люд, живущий не хуже благородных, так еще и непобедимый Сократ, который одним своим видом показывал, что и среди простых людей есть таланты, и повсеместно утверждавший, что во всех людях, даже в рабах - скрыт бесценный разум.

И, подобно тому, как росла любовь к Сократу народа, росло и опасение «власть имущих мира сего».