Файл: Программа профессиональной переподготовки Психологическое консультирование и психодиагностика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»
(АНО ДПО «УрИПКиП»),
Программа профессиональной переподготовки:
«Психологическое консультирование и психодиагностика»
Дисциплина: Основы общей психологии
Практическое задание 1, модуль 1
Выполнил:
слушатель Скрипник Т. В.
преподаватель:
Коломейцева
Лидия Владимировна
г. Пермь, 2020г.
Практическое задание 1
Задание 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики».
Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.
Таблица 1.
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
1. Психология как наука о душе Донаучный период (VII-VI в. до н.э. | Гераклит, Алкмеон | Мир как единое целое | Душа-без раскрытия ее конкретного содержания | Нет | Гераклит «О природе» | Общее представление об охранительной и активной роли души. Выдвигают представление о мире как едином целом, и это единство мира выступает у них в форме единой мировой материи |
Античность, (VII в. до н.э.– V в. н.э.) | Пифогор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель Эпикур, Лукреций Кар | Две противоположные точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая | Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Нет специальных методов, используются методы других наук | Платон «Федон», «Государство»; Аристотель «О душе», Демокрит «Большой мирострой», Лукреций «О природе вещей» | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология в Средневековье до эпохи Возрождения (V-XVI вв.) | Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) | Окрашенный мистицизмом идеализм, борьба между материализмом и идеализмом. | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, познание чувственного мира | Интроспекция (самонаблюдение) | Ф. Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», Ибн Сина «Канон», Ибн Рушд «Опровержение опровержения» и «Рассуждение о разуме». | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс |
Психология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.) | Людвиг Вивес, Гоклениус, Гасман | Гуманистическая концепция человека | Душа – ее проявление и связи | Наблюдение, интроспекция | Людвиг Вивес «De anima et vita», Гоклениус, Гасман «Философский словарь» | Исследовательский подход к явлениям действительности |
2.Психология как наука о сознании | | | | | | |
Психология Нового времени (XVII - первая половина XIX вв.) | Р.Декарт, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д. Локк, Г. Лейбниц, Х.Вольф, Т. Гоббс, Д. Гартли, Юм, Беркли, Милль , Гербарт | Рационализм, ассоцианистическая психология | Сознание, его содержание и пути его формирования | Интроспекция, частично логика - индукция и дедукция, анализ, методы естественных наук | Р. Декарт «Мир», Б. Спиноза «Метафизическими размышлениями», Д. Локк «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании», Гербарт «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике» , Учебник психологии. | Развитие рационалистического и эмпирического подходов, появление первых теорий эмоций, теории рефлекса, попытки ввести в психологию бессознательное, естественно научный подход к изучению психики. Ощущение, представления, чувства, психические процессы и акты поведения |
Новое время (Вторая половина XIX века) | В. Вундт, Ф. Бретано, Г. Спенсер Г., Э. В .Прайер | Экспериментальная психология | Сознание. Элементы психики, их связи и законы, психология народа | Наблюдение человека за самим собой и описание фактов, эксперимент | В.Вундт «Принципы физиологической психологии», Ф.Бретано «Психология с эмпиристической точки зрения», В. Прейера «Душа ребёнка» | Дали импульс в разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, Оформление психологии в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Развитие генетический психологии, зоопсихологии. |
3. Психология как наука о поведении Новейшее время (начало XX века) | З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура М.Вертхаймер, В. Кёлер, В.М.Бехтерев И.М.Сеченов | Экспериментальная психология, психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивизм, интеракционизм, экзистенциально-гуманистическое | Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии) | Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | З. Фрейд, «О психоанализе», « Ведение в психоанализ.» Лекции «Психология масс и анализ человеческого «Я», Юнг К. Г.. Г. Психология бессознательного «Архетип и символ». « Психология бессознательного». Уотсон «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм». В.Бехтерев «Невропатологические и психиатрические наблюдения» «Внушение и его роль в общественной жизни.» Сеченов И. М. «Психологические этюды « | Оформление различных направлений и научных школ. Наблюдение за тем, что можно увидеть :поведение, поступки, реакции. Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии |
4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Новейшее время (XX–XXI век) | Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др. | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Личность и ее потенциал (самореализация) | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Выготский Л.С. «Педология подростка», «Сознание как проблема психологии поведения», Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность» . Роджерс К. Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Майерс Дэвид Дж. «Социальная психология» | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
Задание 2.
Цель: формирование практических навыков при работе с мотивами личности.
Объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Ответ:
Пытаясь объяснить, какой психологический феномен послужил причиной поведения сотрудника в ситуации, которая описана в задании, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, полагаю, что произошла переоценка отношения индивида к самому себе, в результате чего у него выявились способности к новой деятельности, изменились стиль мышления и мировоззрение.
Деятельность –особая целостность, которая включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Вместе они образуют систему, направленную на движение человека к постановленной цели
Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели.
Мотив — это то, что побуждает человека к действию.
Цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.
Полагаю, что сотрудник взялся за выполнение порученного задания исключительно под воздействием главного мотива «сохранить рабочее место», второстепенный мотив – всё-таки выполнить порученное задание. Но в ходе его выполнения мотивы изменились и главный мотив стал второстепенным, а второстепенный стал главным. Выполнять задание, без особого на то желания, сотрудник взялся из-за внешних мотивов - «по поручению начальства», которые в последующем переросли во внутреннюю мотивацию, так как в процессе работы у него появился настоящий интерес к заданию, который в последующем повлек в поведении сотрудника такие
действия, как чтение специальной литературы сотрудником по данной теме и решение получить дополнительное образование, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами.
Действие: все необходимое, связанное с выполнением поручения начальства.
Мотивы. если существенных перемен в зарплате в связи с порученным заданием не ожидалось, соответственно существуют другие мотивы, так как сотрудник все-таки взялся за эту работу, несмотря на свое нежелание ее выполнять, возможно, истинным мотивом его поведения является «сохранить свое рабочее место». Такой мотив мог бы придать соответствующий смысл цели выполнения поручения.
Цель: выполнить задание.
В результате этой деятельности у сотрудника произошли существенные перемены: он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование.