Файл: 1. Понятие культурного кода 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- это ужасное изобретение упадочного балета. Его не было в лучшую пору балета», - считает балетмейстер-новатор[2].

Чтобы создать новые образы, М. Фокину нужно было обогатить язык танца. Главный тезис программы, предложенной М. Фокиным, заключался в том, чтобы не составлять комбинаций из готовых и установившихся танцевальных движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету. В то же время, кроме языковых новаций, М. Фокину принадлежит и грамматическая новация, посредством использования метода стилизации. Стилизация - это попытка реконструировать тот или иной художественный стиль прошлого. Причем, реконструкция может предполагать переклички с современностью, а может быть и самодовлеющей. Может ли быть балет стилистически цельным, если в нем смешивается классический танец с характерным, танцем модерн, свободной пластикой и гротеском? Фокин стремился к использованию в одной постановке разных выразительных средств, группы представителей разных миров говорят у Фокина на разных языках.

На рубеже 1920-30 годов Михаил Фокин противопоставлял стилизацию новому направлению в балете - модернистическому. Возникновение модернистического танца было вызвано желанием воспроизвести в пластике те новые стороны жизни, на которые М. Фокин еще не обратил внимание, и которые казались тогда ему находящимися вне сферы балета. Представители модернистического танца искали собственную систему, собственную пластическую выразительность, резко отличающуюся от балетных. Соприкосновение и влияние друг на друга модернистического танца и балета относятся к более позднему времени.

3. Социальные функции культуры


Культура - это человеческий мир. Создание и сохранение культуры - это не самоцель, а способ существования и выживания человека как социального существа и общества, как человеческой организации. Отсюда основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в ней всего истинно человеческого, а значит, и социального; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему социальному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных проблем культура, как и любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество различных функций. И если формы культуры меняются со временем, то функции, которые она выполняет, в основном постоянны, потому что из них следует соответствие той или иной жизненной потребности общества, составляющих его социальных групп и индивидов.


Исходя из этого, первая социальная функция культуры - это природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не могут существовать без природы, более того, природа трансформировалась, адаптировалась через культуру для существования. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Таким образом, многие восточные культуры практически не стремились овладеть природой вне себя, но они освоили внутренние ресурсы человеческой природы и разработали сложные системы психотехники, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии (как экономической, так и политической), более успешно овладели внешней природой.

Преобразующая функция культуры неразрывно связана с функцией, которая отражает потребность человека и общества в поддержании баланса между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-приспособительную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты, причем не только материальные в виде пожара, одежды, жилых домов и т. д., Но и в виде соответствующих знаний о том, как себя в них вести. или другая ситуация, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или состояние, обстоятельство. Без этого практически невозможно существование человека и всего общества.

Следующая социальная функция культуры - человекообразующая, человекообразующая. Это связано с потребностью человека продлить свое человеческое существование и не быть отвергнутым обществом, в котором он живет. Человеческая функция также называется образовательной, поскольку культура и только культура делает человека личностью. И начинается это образование с того, что культура определяет поле деятельности человека, дает ему возможность реализовать свои возможности.

Культура не усваивается человеком биологически (хотя генетически определенные предпосылки для ее усвоения могут быть переданы ему). Только по мере продвижения реализации, т. е. По мере развития знаний, убеждений, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций социальной группы, его народа и всего человечества, индивид становится полноценной личностью и членом общества.. При этом каждое новое поколение, каждый отдельный человек неизменно проходит свой, и только свой путь избирательной ассимиляции культуры общества. Это развитие может осуществляться как организованно под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и обучения, так и самостоятельно через самообразование и самообразование. В результате человек не только становится носителем, получателем и продолжателем культуры, но и включается в общественную жизнь, получает или меняет свой социальный статус и социальную роль. Вовлеченные в процесс социализации, который продолжается на протяжении всей их жизни, люди осознают свои потребности, возможности и способности, устанавливают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, понимают их значение, принимают решения и делают моральный выбор. Следовательно, человек в человеке определяется как степенью его приобщения к духовным ценностям, культурным наследием, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя уверенно и комфортно в обществе, в общественной жизни, и в то же время стабилизирует общество, создает условия для его нормального функционирования, повышает жизнеспособность, обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.


Характер, тип культуры определяют характер социализации, ее механизмы. Интегративная функция культуры неразрывно связана с функцией человеческого созидания и социализации. Этой функции в своих исследованиях Э. Дюркгейм уделял особое внимание. Согласно его концепции, развитие культуры создает в людях - определенную социальную группу (большую или малую) общность, принадлежащую к одной нации, народу, религии и т. д. Таким образом, культура объединяет людей, интегрирует их и обеспечивает целостность единого общества. все сообщество. В то же время, сплачиваясь на основе субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям другой субкультуры (например, православной культуры), тем самым разделяя более широкие сообщества на более мелкие. ед. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура также может выполнять дезинтегрирующую функцию.

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это информационная функция. Это связано с такими важными человеческими потребностями, как общение, накопление и сохранение культуры, как информация и ее передача в виде социального опыта в пространстве и времени. Таким образом, информационную функцию культуры можно разделить на три подфункции, которые часто рассматриваются отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-вещательную.

Информационно-коммуникативная функция связана с важнейшей социальной потребностью человека - жить и общаться в среде себе подобных. Человечество неудержимо в своем стремлении к развитию, и развитие тем эффективнее и взаимовыгоднее, чем больше людей обмениваются духовными ценностями, научными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Сегодня говорят: Информация правит миром. Обмен информацией - это процесс коммуникации, в какой бы форме (технической или устной) он ни происходил. Человек недееспособен, если он не воплощает в себе богатство общих и социальных способностей, ценностей, навыков и других видов культурной информации, если он не включен в многоуровневую систему человеческого общения, позволяющую как обретать человека, так и самость. - воплотить в жизнь в человеческом пространстве.


Аксиологическая, или ценностно-ориентированная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура есть система норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, изменяя и переориентируя ее. ценности членов определенного социального сообщества. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует в нем определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к социально значимым в данный исторический момент, и по степени их совпадения общественное мнение определяет степень культурности человека. конкретный человек. Важнейшим критерием в данном случае является, как правило, моральное и интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентаций.

Однако ценности и потребности, которые есть у человека и которые во многом определяют сферу его деятельности, могут быть реализованы различными способами. Для обозначения тех границ, за которые человек не должен выходить, культура формирует целый комплекс различных норм, выполняя нормативно-регулирующую функцию в обществе. Основная задача этой функции связана с потребностью общества в поддержании жизнеспособности, стабильности, устойчивости, социального баланса. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу на каннибализм, отцеубийство, инцест); нормы питания; нормы отношений между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми и т. д. Нормативно-регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с плохой культурой характерно преобладание закона, что приводит к своеобразной нормативной избыточности, тогда как по мере развития форм культуры в обществе повышается уровень свободы человеческого поведения, а затем и нравственности. становится его основным регулятором.

Культура выполняет в обществе функцию психологической релаксации, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь - это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью, - создают предпосылки для возникновения психологической нестабильности, взрывоопасности поведения человека и, соответственно, для обострения социальная ситуация в обществе. Условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха и спокойного общения существуют не всегда. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, что не всегда удобно и разумно, а иногда и полностью противоречит нормам человеческого существования.
Поэтому перед культурой, особенно духовной, стоит задача разрядить стрессовые ситуации, по возможности обеспечить психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры входят целые социальные институты, институты (кино и т. д.), которые призваны перенести человека в другую, грезящую реальность, удаленную от нашего пространства и времени.

Заключение


В заключение этой работы хотелось бы отметить, что культура - это духовная составляющая человеческой деятельности, как неотъемлемая часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но в то же время в каждом конкретном виде деятельности она представляет только свою духовную сторону - во всем многообразии социально значимых проявлений. 

Функции культуры скрывают ту роль, которую она играет в жизни общества как фактор социальных изменений. Человек формируется только в результате его приобщения к культуре, поэтому человеко-творческую функцию можно назвать основной функцией культуры. Остальные функции вытекают из человеко-творческой функции и определяются ею.  

Культура - уникальная характеристика человеческой жизни и поэтому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура - это сложно организованная система, элементы которой не только множественны, но и тесно переплетены и взаимосвязаны. Он раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, которые выражаются в системе морали и права, религии, в искусстве и науке.  

Происходящие в культуре механизмы социализации обеспечивают самообновление общества, духовную замену одного поколения другим. Итак, при рождении человек находит некий мир, созданный не им, но который является главной основой его будущей жизни. С помощью концепций, книг, СМИ человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться окружающими его материальными объектами, наблюдая за поведением других (принятые в обществе модели), а также осуществляет собственную практическую деятельность., развивая собственный опыт и делая культуру семьи, общества, человечества нашей собственностью.  


Список используемой литературы


  1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. - М., 2019. 

  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2019.   

  3. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебник / Г.А. Голубева. - М., Гардарики, 2020.   

  4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко - М.: ЕДИНСТВО-ДАНА, 2020.  

  5. Мангейм, К. Выбрано : Социология культуры / Академия культурных исследований. - М.; СПб. : Университетская книга, 2020.

  6. Общая социология: учебник / под ред. Проф. Эфендиева Е.Г. - М.: ИНФРА-М, 2019.   

  7. Основы социологии: Учебное пособие / под ред. Прокопов М.В. - М.: Российская деловая литература, 2019.  

  8. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М.: ИНФРА-М, 2019. 

  9. Соколова, В.А. Основы социологии: учебник для вузов / В.А. Соколов. - Ростов н / д: Феникс, 2019.