Файл: Политический и социальный строй Московского государства в xvxvi вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры


НАПРАВЛЕНИЕ 616вэ 9-16

МОДУЛЬ История

Эссе




НА ТЕМУ «Политический и социальный строй Московского государства в XV–XVI вв.»

Выполнил студент 1 курса, группы 616вэ-14_ Маркова П.А

Фамилия, Имя, отчество

Принял зав. кафедрой, доцент, к.и.н. Гуркин А.Б. .

Должность, звание Фамилия, Имя, Отчество


Признать, что работа










выполнена и защищена с оценкой











«__» _________________ 201 г. _________________

подпись

Санкт-Петербург

2022

Оглавление


Эссе 1

Введение 3

Политический и социальный строй Московского государства в XV–XVI вв. 4

Заключение 11

Список использованной литературы 12



Введение


Верховную власть в Русском государстве XV – XVI века осуществлял великий князь со своей Боярской Думой – высшим совещательным органом в стране. Также происходила перестройка местного самоуправления, система кормлений, которая существовала в период образования русского централизованного государства начинает изживать себя.

Образование русского централизованного государства требовало создания норм феодального права. Государство, каким стала Россия к концу XV в., еще сохраняло законодательные акты, принятые разными княжествами, часто противоречащие друг другу, которые еще плохо регулировали новые общественные отношения.

Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате - устранение татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало нужные условия для экономического и политического развития России.


Объект исследования - общественный и государственный строй Московской Руси в XV- XVI в.

Цель работы: общественный и государственный строй Московской Руси в XV- XVI в.

Политический и социальный строй Московского государства в XV–XVI вв.


Русское централизованное государство появилось вокруг Москвы, которая должна была стать столицей великой страны. Такая роль Москвы была вызвана ее экономическим и географическим положением. Москва появилась в центре русских земель и была лучше, чем другие княжества прикрыта от врагов. Также она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Появившись как город в XII в Москва сперва не была центром княжества. Только с конца XIII Москва становится городом отдельного княжества со своим князем. Первым таким князем стал Даниил, сын известного героя Александра Невского. При нем начали объединяться русские земли, хорошо продолженное его преемниками.

Основа могущества и силы Москвы была заложена при Иване Калите, втором сыне Даниила. При нем также продолжилось объединение русских земель. Также Иван Калита смог получить у татар ярлык князя, получил право собирать дань для татар со всех русских земель, сохранив при этом самостоятельность. Москва стала центром православной церкви. Расширяя земли Московского государства, многие князья стали превращать свои уделы в простые вотчины. Удельные князья теряли свою власть и приравнивались к боярам, а значит становились зависимыми от великого московского князя.

В конце XIV Московское княжества настолько смогла настолько окрепнуть что не побоялась вести войну с монголо-татарским игом. Были нанесены Орде сокрушительные удары, наиболее важным из которых стало сражение Дмитрия Донского в Куликовской битве. При Иване III объединение русских земель вступило в последнюю фазу. А в 1480 году после «стояния на Угре» Русь уже смогла окончательно освободиться от татарского ига. Вместе с объединением русских земель росла и власть князей. Также стало происходить и присоединение некоторых соседних народов. Русское государство, как и Киевское становилась многонациональным.

В процессе централизации начало происходить преобразование всей политической системы. Создается иерархия чинов при дворе, которые давали за службу: боярин, дворецкий, окольничий, казначей, чины дворян и т д. создается принцип местничества: занимать государственные должности могут те, у кого хорошая родословная.



Общественный строй Москвы характеризовался тем, что наверху социальной службы был великий князь. Далее идут служивые князья и княжата (бывшие удельные князья), которых с великим князем связывал договор. За князьями сохранялись привилегии, это и наследственная земельная собственность, люди на служении и военные дружины. Единственная их потеря – это потеря независимости и политической самостоятельности. С течением времени этот слой слился с боярством. Центральную власть в стране выполнял великий князь и Боярская дума.

Из бояр начинает образовываться феодальный совет, играющий важную роль в иерархии. Самые важные и уважаемые должности это – тысяцкий, казначей, окольничий.

Тысяцкий – это человек, который ведал в Москве вопросами финансового и судебного надзора.

Казначей – это служащий, который был хранителем казны великих князей и руководил новым ведомством – Государственной казной.

Окольничий- человек, выполняющий работу ближайшего советника князя в вопросах государственного и княжеского управления.

По новой иерархии бояре в Москве размещаются не по уговору как раньше, а в согласии со своим служебным достоинством. Бояре идут по служебной лестнице в зависимости о положения, которое занимали дворы, где они служили.

В начале XVI были созданы приказы – это специальные организации для управления судебными, военными или финансовыми делами. Во главе приказов стоял боярин или дьяк. Дьяк – это крупный государственный чиновник. С усложнением задач государственного аппарата число приказов все росло. Оформление приказной системы смогло усилить централизованное управление страной.

Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежат древние принципы нераздельности судебной и административной власти. Приказы были функциональные, территориальные, общегосударственные и дворцовые. Появление новых приказов происходило по большо части стихийно, под напором возникавших потребностей. Границы деятельности таких приказов часто были противоречивы.

С присоединением новых земель возникали все новые приказы: Казанский, Сибирский и другие приказы, которые ведали всеми делами на конкретной земле. В приказах начали формироваться слой профессиональных чиновников из незнатных семей – знатоков своего дела. Со временем они начнут оказывать большое влияние на решение государственных вопросов.


Русь делилась на уезды (бывшие удельные княжества) во главе с наместником. Уезды делились на волости во главе с волостелями. Наместники и волостели получали земли и кормления. Собирая часть налогов в свою пользу. Осуществление на должность выполнялось н основе местничества. Так назывался порядок, где большое значение имели родовитые люди, а не те, кто отличался умом и способностями. Уезды делились на станы, те в свою очередь — на волости. В некоторых случаях было деление на земли — трети и четверти. Единого принципа административно-территориального устройства не было. За выполнение своих функций наместники и волостели собирали с подвластного народа в свою пользу «корм». Такая форма управления быстро приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков, вновь возникало вроде феодальной автономии отдельных земель, с разницей, что во главе их стоял князь, а наместник.

Чтобы централизовать и обеспечить порядок судебно-административной деятельности на территории всей страны, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. Классовая сущность Судебника видна очень отчетливо — всем своим содержанием он направлен на защиту интересов феодальных землевладельцев, их жизни и собственности, их власти над зависимым населением, а также феодального государства.

Вскоре на местах управления было передано в руки губных старост, которые избирались из местных дворян, земских старост- из числа черносошного населения и городовых приказчиков – в городах.

В XVI сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Работы, которые были направлены на укрепления власти великих князей стал проводить знаменитый Иван Грозный. Само венчание его на царство резко возвысило над другими русскими князями. С этих пор его стали почитать как великого государя.

На первых этапах своего правления он еще мирился с существованием Избранной рады – ближней думы, куда входили его ближние соратники. Избранная рада не была официальным государственным органом власти, но она фактически управляла страной от лица князя.

В 1549 году был создан Земской собор. Это был совещательный орган. Собрание сословных представителей от бояр, духовенства, дворян, купцов и черносошных крестьян. На Соборе принимались решения, которые расширяли права крестьян и ограничивали права крупных феодалов – бояр, которые могли составить конкуренцию самрму князю.


Дворянство как сословие было окончательно сформировано при Иване грозном. На верху располагались потомственные дворяне. Их служба переходила от отца к сыну. Главная масса этого сословия включила многих потомков прежних дружинников, потомственных бояр и удельных князей. Они поступали на службу к князю и получали за это землю и крестьян.

Дворянство становится опорой для князя в борьбе с феодальными аристократами, которые не хотели делиться властью. В экономической сфере идет война между боярскими и дворянскими типами землевладения.

В число дворянского сословия вместе с бывшими свободными слугами удельных и великих князей появляется большое количество дворцовых слуг. Вскоре этот вид служивых людей получает от великого князя наделы земель и облагается служебными обязанностями. В класс военно-служивого уже в 15 веке вливаются иностранные элементы: Литва, казанские и поволжские татары.

Иерархия служебных чинов начинает составлять 3 ряда:

  1. Думные чины;

  2. Чины городовые;

  3. Чины служебные.

Многочисленная группа была представлена средними и мелкими землевладельцами, которые служили у бывших удельных князей и бояр. Они были вольными слугами и боярскими детьми. Первые из них относились к классу бояр, вторые получали право на землю за службу от великого князя, не используя право отъезда. Они сами происходили из обедневших бояр, впоследствии из менее знатных служивых.

В особый класс входили «слуги под дворским» в качестве разной социальной прослойкой, которая включала и княжеских холопов. Они управляли хозяйством князей и в случае наличия нужных способностей достигали высоких чинов.

Крестьян, то сеть смердов моно было делить на владельческих (принадлежали феодалу) и чернотяглых. Последние жили на землях великого князя и работали в пользу его. По мере роста числа служивого сословия уменьшалось число таких крестьян и росло число владельческих.

Существовало три типа повинностей:

  1. Барщина

  2. Денежный оброк

  3. Натуральный оброк.

Барщина – это когда крестьянин обрабатывает часть времени на землях своего господина. то есть три дня в неделю он работает не нас воем поле. А на поле хозяина. Оброк – это налог, который уплачивал крестьянин своему господину. Оброк как я уже было написано был двух типов. Денежный — это понятно. Натуральный, когда крестьянин выплачивал своему хозяину налог в виде продуктов питания.

В число зависимых людей можно отнести бобылей. Эти люди, которые не имели семей. Их занятия были разнообразны, при этом они не