Файл: "Педагогическое проектирование в специальном образовании объекты, уровни,формы".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура проекта может быть обозначена следующим образом:

- цель проекта, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

1. личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

2. парные (между парами участников);

3. групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

2. средней продолжительности (от недели до месяца);

3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). [4]

В проектной работе используются не только исследовательские, но и другие методы для осуществления самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них метод исследования занимает едва ли не центральное место и также представляет наибольшую сложность. Поэтому нам представляется важным кратко охарактеризовать этот подход. Метод исследования или исследовательского проекта заключается в развитии способности господствовать над миром на основе научной методологии и является одной из важнейших задач общего образования. Образовательные исследовательские проекты строятся по методам общенаучной методологии:

- Определить цели исследовательской деятельности (данный этап разработки проекта определяет преподаватель);

- Разработать исследовательский вопрос по результатам анализа исходного материала (на этом этапе желательно обеспечить учащимся самостоятельную деятельность на уроке, например в форме «мозгового штурма»);


- Сформировать гипотезу о возможных решениях проблемы и итогах предстоящей работы;

- Выбрать процедуру для уточнения выявленных вопросов и сбора и обработки необходимых данных, сбора и обработки информации и анализа полученных результатов, подготовки соответствующих отчетов и обсуждения возможных применений полученных результатов.

Практическое применение метода проектов и метода исследования привело к изменению позиций преподавания. Он превращается из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности учащихся. Меняется и психологический климат в классе, так как преподавателям необходимо переориентировать учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразную самостоятельную деятельность учащихся в соответствии с приоритетами исследовательской, исследовательской, творческой деятельности. [9]

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это — исследовательский проект, то он с неизбежностью включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Возможны разнообразные формы поощрения, вплоть до самого обычного: «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто невозможно оценить промежуточные результаты. Однако работу все равно нужно контролировать для своевременного спасения в случае необходимости (но не в виде готовых решений, а в виде рекомендаций). Другими словами, внешняя оценка проекта (промежуточная и итоговая) необходима, но принимает различные формы в зависимости от многих факторов. Учителя или доверенные независимые сторонние эксперты (например, учителя и учащиеся параллельных классов, не вовлеченные в программу) постоянно контролируют совместную деятельность, но не навязчивы и при необходимости оказывают помощь детям. [6]



Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).

Необходимым этапом выполнения проектов является их зашита, оппонирование.

Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Основные этапы реализации проектирования:

Для разработки проектов развития образовательных систем особенно важен вопрос выбора эффективных методов, позволяющих реально осуществлять определенные виды деятельности в технологической цепочке их проектирования и реализации. Методики проектирования учебных программ и проектов различного назначения включают три основных этапа:

I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих:

- В сочетании с комплексной диагностикой и оценкой инновационного потенциала системы образования, в сочетании с функционированием системы образования в нестабильных и динамично меняющихся условиях внешней среды предварительно формулируют стратегические цели, концепции и миссии системы образования;

- Анализ сферы образования и выявление ключевых проблем;

- Оценка и распределение доступных ресурсов;

- Установка методов и проектов решения проблем;

- Выявление, разработка и защита приоритетных проектов;

  • Окончательный выбор и определение стратегии.    

II. Второй (организационный) этап:

- Подготовка бизнес-плана, включающего предварительный анализ внешней конъюнктуры, тенденций и направлений, технологических (производственных), организационных и финансовых планов мероприятий, маркетинговых мероприятий по развитию рынка высшего образования и образовательных услуг;

- Организация проектирования, обеспечение контроля и продвижения проектных действий, а также осуществление необходимых организационных мероприятий, реализуемых в рамках общего управления менеджером проекта;

- Социальный проект, учитывающий результаты проекта и их макро-, мезо- и микросоциальные последствия.


III. Третий (адаптационный) этап:

- конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма;

  • выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта;

  • проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности;

  • разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;

  • разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.[7]

Условия успешности проектирования:

- Лидеры готовятся к организации и участию в проектной деятельности (согласованное руководство на всех уровнях власти: руководители областных, муниципальных, муниципальных управлений образования, отдельных образовательных учреждений);

- Готовность и готовность педагогов к участию в проектной деятельности (т.е. создание условий, мотивирующих педагогов к разработке и освоению педагогических инноваций, преодолению кризисов побудительного обеспечения, предоставлению возможности самовыражения в конкретных направлениях: научном, профессиональном, социальном);

- Наличие инновационных стратегий (регионов, городов, образовательных учреждений и т. д., цели и задачи которых, будь то модульные или системные, определяются локальными инновациями в процессе разработки, освоения и внедрения инноваций);

  • При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных факторов нельзя говорить об успешной проектной деятельности и получении желаемых результатов. [8]





Заключение



1. Согласно современной парадигме высшее образование должно быть пионерским в сфере материального производства, что означает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта направленность находит свое отражение и в развитии проекционного образования, которое реализуется с учетом потребностей учащихся и индивидуальных потребностей.


2. Педагогический проект является результатом взаимодействия новой тенденции развития теории обучения и инновационной практики и стал важнейшей частью педагогической деятельности учителей. Результатом проектной деятельности учителя является учебный проект (предметное содержание, методика обучения и т.д.).

3. Учебный проект является одновременно нормативным и творческим. В педагогическом проектировании могут проявляться и организовываться в рационализированные предложения и изобретения различные виды творчества (этическое, педагогическое, техническое, организационное).

4. Проекты различаются по роду деятельности (типу проекта), объему деятельности и кругу участников, активности, сложности и объему.

5. Основными принципами педагогического дизайна являются принцип приоритета человека и принцип саморазвития системы. Дизайн состоит из 14 основных шагов:

·        анализ объекта проектирования,

·        выбор формы проектирования,

·        теоретическое обеспечение проектирования,

·        методическое обеспечение проектирования,

·        пространственно-временное обеспечение проектирования,

·        материально-техническое обеспечение проектирования;

·        правовое обеспечение,

·        выбор системообразующего фактора,

·        установление связей и зависимостей компонентов,

·        составление документов,

·        мысленное экспериментирование,

·        экспертная оценка проекта,

·        корректирование проекта,

·        принятие решения об использовании проекта.

6. В педагогической деятельности проект носит инновационный характер, поскольку вызывает изменения в системе образования, вызванные внешней средой. Изменения могут быть внесены в три основных стратегии: локальная, модульная и системная инновация.

7. Условиями успешного проектирования являются: готовность руководителей и педагогов к участию в проектной деятельности, наличие инновационных стратегий.

8. Критериями оценки эффективности проекта являются: выполнение плана, эффективность проекта, повторяемость.