Файл: Контрольная работа по дисциплине Государственное управление в сфере охраны труда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности[10].
Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
3. Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
4. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
5. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
6. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
7. Отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
8. Запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
9. Выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
10. Выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
11. Привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
12. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
К важнейшим из них (связанным с охраной труда) относятся[5]:
Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Государственный пожарный надзор в системе МЧС России;
Ространснадзор — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Заключение
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство определило в статье 210 ТК РФ основные направления своей политики в области охраны труда[2].
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.
Основные направления государственной политики в области охраны труда – это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения. По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем, содержание статьи 210 ТК РФ периодически обновляется.
Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации. Для осуществления этих функций оно наделено соответствующими полномочиями. В частности Минздравсоцразвития Российской Федерации может вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и проекты других документов, по которым требуется решение Правительства, а также проводить анализ реализации государственной политики в указанной сфере [9].
Одним из механизмов выработки государственной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Это система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере, в том числе в области условий и охраны труда, для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.
Список литературы
Нормативные документы:
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020; -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022);
Научная литература:
-
Беляков Г.И. Охрана труда и техника безопасности: Учебник для прикладногобакалавриата / Г.И. Беляков. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 404 c.; -
Вашко И.М. Охрана труда / И.М. Вашко, Р.С. Шакиров. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. – 268 c.; -
Гейц И.В. Охрана труда. Новые требования: Практическое пособие / И.В. Гейц. – М.: ДиС, 2020. – 388 c.; -
Гражданский процесс: Учебник./ Под ред. В.В. Яркова. 5-е изд. – М.: ВолтерсКлуверс, 2017. – 241–243 с.; -
Ефремова О.С. Охрана труда от А доЯ: Практическое пособие / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2019. – 672 c.; -
Маренго А.К. Менеджмент в области охраны труда / А.К. Маренго. – М.: Альфа-пресс, 2019. – 152 c.; -
Строгович М.С. Избранные труды / М.С. Строгович. – М.: Наука, 2017. – 600 c.; -
Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в строительстве: Учебное пособие / А.В. Фролов, В.А. Лепихова, Н.В. Ляшенко. –Рн/Д: Феникс, 2020. – 704 c.