Файл: Изучение регуляторной функции речи студентка 2 курса пфз4430121м.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Изучение регуляторной функции речи

- ребенок не может ждать и терпеть;

- ребенок становится гиперактивным, неспособным долгосрочно заниматься какой-либо деятельностью;

- ребенок не может сам себе придумать игру, постоянно пристает к окружающим;

- с ребёнком невозможно договориться, у него сразу наступает истерика;

Вывод:

Источники литературы:

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 412 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.—400 с.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.,1986.

4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности (компоненты и градации) / К. Менг / / Психолингвистика: сб. статей. — M., 1984. — С. 241–259

5.  Лурия А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1979. — 129 с.

6. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 413 с. 7.      Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопр. психологии, 2004, № 1.

Изучение регуляторной функции речи


Выполнила: студентка 2 курса

ПФЗ-4430121м

Юревич Т.А.
  • Речь — специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения с помощью языка.
  • Речевая деятельность в процессе общения проходит по определенным законам, она имеет свои особенности развития в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. При организации речевой деятельности ребенка необходимо развивать три ее функции: коммуникативную, когнитивную и регулирующую.
  • Регулирующая функция используется для управления поведением коммуникантов — участников речевого общения.
  • Регулирующую функцию речи принято дифференцировать: - на саморегулирующую — с помощью речи планируется собственное поведение; индивидуально-регулирующую функцию — речевое воздействие оказывается на одного человека; - коллективно-регулирующую — с помощью речи воздействие осуществляется на группу людей.
Л. С. Выготский показал, что речевая саморегуляция проходит в своем развитии ряд ступеней. На первой из них (в раннем и младшем дошкольном возрасте) слово «идет вслед за действием» и лишь фиксирует его результат. На следующей ступени речь сопровождает действие и идет параллельно ему. Затем словесная формулировка задачи начинает определять ход ее выполнения. Речь «сдвигается к началу действия предваряя его», т. е. возникает планирующая и регулирующая функция речи. Развитие регулирующей функции речи связано с переходом к смысловой регуляции процессов вначале со стороны речи взрослых, а затем и со стороны собственной речи ребенка. С помощью речи ребенок может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а также сопоставить содержание и цели деятельности. После овладения речью ребенок способен направить свои действия или воздержаться от выполнения некоторых из них. Интериоризация речи ребенка, заменяя практическое сотрудничество со взрослыми и их помощь, выполняет регулятивную функцию речи. Это проявляется, например, когда ребенок, выполняя определенную деятельность
, сопровождает свои действия словами. Вначале эти слова произносятся вслух, а затем — в виде внутренней речи, благодаря которой происходит фиксация результата деятельности, сосредоточения и сохранения внимания ребенка на отдельных моментах деятельности и управление кратковременной и оперативной памятью. Развитие регулирующей функции речи связано с переходом к смысловой регуляции процессов вначале со стороны речи взрослых, а затем и со стороны собственной речи ребенка. С помощью речи ребенок может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а также сопоставить содержание и цели деятельности. После овладения речью ребенок способен направить свои действия или воздержаться от выполнения некоторых из них. Интериоризация речи ребенка, заменяя практическое сотрудничество со взрослыми и их помощь, выполняет регулятивную функцию речи. Это проявляется, например, когда ребенок, выполняя определенную деятельность, сопровождает свои действия словами. Вначале эти слова произносятся вслух, а затем — в виде внутренней речи, благодаря которой происходит фиксация результата деятельности, сосредоточения и сохранения внимания ребенка на отдельных моментах деятельности и управление кратковременной и оперативной памятью. Регулятивная функция позволяет ребенку планировать и регулировать свое поведение в общении, а со временем — сознательно контролировать свои эмоции и поступки. Сначала собственная словесная регуляция детей стимулируется и организуется взрослыми, что постоянно привлекают детей к оценке поведения и результатов деятельности как своих, так и товарищей, активизируя при этом не только словесную оценку (хорошо, плохо, правильно, неправильно, такое, не так), но и словесную формулировку правил поведения (нельзя ходить по лужам; нужно ходить парами и т. п.).

- ребенок не может ждать и терпеть;

- ребенок становится гиперактивным, неспособным долгосрочно заниматься какой-либо деятельностью;

- ребенок не может сам себе придумать игру, постоянно пристает к окружающим;

- с ребёнком невозможно договориться, у него сразу наступает истерика;


Вывод:

Регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия; - Речь сопровождает действие (ребенок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие); - Регулирующая функция речи помогает ребенку дать словесный отчет о сделанном действии в целом; - Речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия; - Регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их. Ребенок не приспосабливается к противостоящему его требованиям обществу и не подчиняется ему, он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребенка с другими людьми. Слово, будучи, прежде всего инструментом общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением.

Источники литературы:

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 412 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.—400 с.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.,1986.

4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности (компоненты и градации) / К. Менг / / Психолингвистика: сб. статей. — M., 1984. — С. 241–259

5.  Лурия А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1979. — 129 с.

6. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 413 с. 7.      Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопр. психологии, 2004, № 1.