Файл: 1. 1 Причины принятия христианства 3 2 Выбор веры 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




Введение 2

1.1 Причины принятия христианства 3

1.2 Выбор веры 4

1.3 Крещение Руси 6

1.4 Распространение христианской веры 8

1.5 Значение крещения Руси 9

Заключение 11

Список литературы 12


Введение


После долгой междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще больше расширила свои границы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была предпринята попытка закрепиться на берегах Балтийского моря. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей его приспешники назначались управляющими в местных областях. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные границы государства. С целью культурной интеграции земель Владимир первоначально предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого, в 988 году, Владимир принял христианство. История принятия христианства показывает, что этот процесс был долгим и мало напоминал "триумфальное шествие" новой веры на Руси. Это было трудно и продолжалось много десятилетий, а то и столетий. С принятием христианства Россия стала одним из государств тогдашней культурной части населения мира. Именно с этого времени в России распространилась грамотность, появились школы. В новых монастырях развивается традиция летописания. Идет активный процесс строительства храма. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

1.1 Причины принятия христианства


Самые первые известия о проникновении христианства на Русь относятся к первым векам нашей эры. В IX веке Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге-957; второй-при Владимире 988.

После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Россия поддерживала хорошие отношения и с Византией, и с Римской церковью, были и мусульмане, и иудеи.

Но обратиться в христианство было необходимо по некоторым причинам:

  • Это было необходимо в интересах развития государства, во избежание изоляции от всего мира.

  • Монотеизм соответствовал сущности единого государства, возглавляемого монархом.

  • Христианство укрепило семью, ввело новую мораль.

  • Способствовал развитию культуры-философии, богословской литературы.

  • Социальное расслоение требовало новой идеологии.


Принятие христианства ввело Россию в семью европейских народов, а язычество обрекло на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относятся к язычникам как к нелюдям. При этом следует иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел только в 1054 году.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство путем создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привело к преодолению племенного сепаратизма и укреплению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае были связаны, по-видимому, с тем, что бог молнии считался главным в среде дружины. Только единобожие могло объединить страну и осветить авторитет единственной княжеской власти.

И сам Владимир размышлял о своей жизни, где было братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотности, летописания, архитектуры и храмового строительства; все это во многом могло бы определить формирование самой русской христианской культуры.

Растущая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира задуматься о принятии единой веры для Руси.

1.2 Выбор веры


Важна и проблема "выбора веры", от решения которой зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир, после похода против ятвягов, вернулся в Киев и принес жертву идолам вместе со своим народом; старцы и бояре сказали: "Бросим жребий на отроков и девиц; на кого выпадет, того принесем в жертву богам." В это время в Киеве жил варяг, пришедший из Греции и исповедовавший христианскую веру. У него был сын, прекрасный лицом и душой; на этого молодого варяга выпал жребий. Посланные из народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: "Жребий пал на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву." Варяг ответил: "У вас нет богов, но есть дерево; сегодня оно есть, а завтра будет гнить, не есть, не пить, не говорить, но сделано руками человеческими из дерева; и один Бог, которому служат и поклоняются греки, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; и что сделали эти боги? Я не отдам своего сына демонам!» Посланники передали эти речи народу. Толпа взяла оружие, подошла к дому Варягов и сломала ограду вокруг него; Варяг стоял в зале со своим сыном. Люди кричали ему: "Отдай своего сына богам." Он ответил: "Если это боги, то пусть они пошлют одного бога, чтобы забрать моего сына, и о чем ты беспокоишься?" Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась на варягов, срубила полог под ними и убила их. Несмотря на то, что отважный варяг пал жертвой торжествующего язычества, это событие не могло не произвести сильного впечатления. Язычество, идолы, были торжественно брошены вызов, они
были торжественно прокляты; проповедь была произнесена громко; люди в пылу ярости убили проповедника, но ярость прошла, и страшные слова остались: "ваши боги-дерево; бог один, которому поклоняются греки, который все сотворил", - и владимирские идолы были безответны перед этими словами, и что могла сказать славянская религия в свою пользу, что она могла ответить на высокие требования, предъявляемые к ней проповедниками других религий? Самыми важными из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. То, что вопрос о будущей жизни имел сильное влияние на языческих славян, как и на другие народы, видно из легенды о том, как болгарский царь обратился в христианство в результате впечатления, произведенного на него картиной Страшного суда. По русскому преданию, греческий проповедник употребил здесь то же средство и тоже произвел сильное впечатление на Владимира; после беседы с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и рассказывает им, что приходили проповедники из разных народов, каждый восхваляя свою веру. Наконец, пришли и греки, хулящие все другие законы, восхваляющие свои, много говорящие о начале мира, о его существовании, говорящие лукаво, любящие слушать их, и говорящие о другом мире: если кто войдет в их веру, то, умерев, воскреснет и не умрет после вовеки, но если войдет в другой закон, то на том свете сгорит в огне.

1.3 Крещение Руси


В 987 году Россия и Византия начали переговоры о крещении. Владимир потребовал жениться на сестре императора Василия II-княгине Анне. Византия нуждалась в помощи русских в борьбе с восставшими. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но взамен сам Владимир должен был креститься и подавить восстание. Русский отряд отправляется в Византию, восстание подавляется, но греки не спешат выполнять условия брачного договора. Владимир собрал войско и в 988 году двинулся к центру византийских владений в Крыму-Херсонесу (Корсунь). Осада продолжалась несколько месяцев. Однажды в лагерь Владимира с осажденных стен была пущена стрела с запиской о том, что необходимо перекрыть водопровод. Ее написал священник Анастас.

Херсонес был взят, и Владимир послал гонцов в Константинополь требовать, чтобы Анна вышла за него замуж. В послании он обещал креститься. Здесь он и получил его, получив христианское имя-Василий.

Владимир вышел из Херсонеса с царицей и взял с собой Анастасия, священников и мощи святителя Николая. И Фивы, сосуды церкви, иконы, взяли два медных идола и четырех медных коней. По некоторым сведениям, митрополит Михаил, назначенный управлять новой русской церковью, тоже приехал во Владимир в Херсонес – весьма вероятная новость, поскольку Константинопольская церковь не могла медлить с отправкой этого человека, столь необходимого для установления нового порядка вещей на севере. По возвращении в Киев Владимир первым делом крестил своих сыновей и близких ему людей. Затем Он приказал свергнуть идолов. Это должно было положить начало обращению народа; свергнув прежние предметы почитания, нужно было показать их ничтожество. Это средство считалось самым эффективным почти всеми проповедниками, и так оно и было. Кроме того, усердие новообращенного не могло позволить Владимиру сохранить хотя бы на время идолов, которые стояли на самых видных местах города и которым, вероятно, не переставали приносить жертвы. Из низвергнутых идолов одних изрубили на куски, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к конскому хвосту и потащили вниз с горы, а двенадцать человек избили идола палками: это
было сделано не потому, что дерево почувствовало, а чтобы оскорбить дьявола, соблазнившего людей этим идолом: так пусть и он возьмет возмездие от людей. Когда идола тащили к Днепру, народ плакал; а когда Перун плыл по реке, людям поручалось отталкивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

Тогда они стали обращаться к киевлянам. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. По некоторым весьма вероятным сведениям, в этом деле замешан сам князь. Многие были радостно крещены. Но были и другие, кто не соглашался. Некоторые не хотели креститься не из-за сильной привязанности к древней религии, а из-за новости и важности дела, они колебались. Другие не хотели креститься из упрямой привязанности к старой вере. Видя это, князь употребил более сильное средство: он разослал по всему городу весть, чтобы на другой день все некрещеные люди пошли к реке, а кто не явится, тот будет противником князя. Услышав этот приказ, многие отправились на охоту, именно те, кто раньше колебался из-за нерешительности, колебался, ждал только чего-то решительного, чтобы креститься; еще не понимая превосходства новой веры над старой, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она была принята высшими: "Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее", - говорили они. Одни шли к реке по принуждению, а некоторые яростные приверженцы старой веры, услышав строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после оглашения княжеского приказа Владимир вышел со священниками к Днепру, где собралось много народа. Все вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь; малолетние стояли у берега, старшие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства, а также занимая место их получателей, священники на берегу читали молитвы.

1.4 Распространение христианской веры


Сразу же после крещения Владимир приказывает построить церкви и поставить их на тех местах, где раньше стояли идолы. Так, церковь Василия Блаженного была построена на холме, где стоял идол Перуна и других богов. Владимир велел строить церкви и приставлять к ним священников и в других городах, а также приводить людей к крещению во всех городах и селах.

Так, христианство при Владимире распространялось главным образом по узкой полосе, примыкающей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра,
вдоль Оки и Верхней Волги, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии монахи Печерского монастыря будут проповедниками христианства среди вятичей и Мери и будут там мучениками; летописец прямо говорит, что в свое время вятичи еще сохраняли языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимира, называет русских христиан малым стадом Христовым. Сам князь отвечает за распространение христианства к западу от Днепра, в странах, которые ему пришлось посетить из-за его отношений с Польшей; есть известие, что в 992 году он отправился с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил во имя его город Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Митрополит и епископы были посланы из Царь-Града. В Киеве, если раньше были христиане и церковь, то были, конечно, священники. Владимир также привез священников из Херсонеса. Но всего этого количества не хватало для крещения и обучения людей в Киеве и других местах.

1.5 Значение крещения Руси


Потребовалось несколько столетий, чтобы укрепить христианство, но влияние язычества не ослабевало – существовала двойная вера: они молились в церкви и продолжали отмечать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а Масленица-с Великим постом.

Церковь получила землю, на которой она организовала свое хозяйство. Прежде всего-монастыри: обет безбрачия, отход от всего земного. Во главе стоит настоятель.

Со временем монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества:

  • Укрепившись экономически, церковь стала играть большую роль в политической жизни. Епископы и митрополиты выступали против междоусобиц и за единство России.

  • При церквах были учреждены школы. Стремительно стало развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей.

  • Князья стали поручать церквам судебные разбирательства по семейным и религиозным делам.

  • Пропагандируя культуру и грамотность, церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы как бесовские.

Содействуя экономическому, культурному и религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь противостоит "латинизму", способствуя тем самым изоляции от стран Западной Европы и происходивших там духовно-культурных процессов.