ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Старение. Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды.
Так резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатируемых жидкостей ухудшаются в результате:
накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении:
снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий;
у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадка.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации

Условия эксплуатации


Условия эксплуатации
Различают следующие условия эксплуатации:
дорожные условия;
условия движения;
природно-климатические и сезонные условия;
транспортные условия (или условия перевозки).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Дорожные условия определяют режим работы автомобиля характеризуются:
технической категорией дороги (всего пять категорий);
видом и качеством дорожного покрытия, определяющим сопротивление движению автомобиля (табл. 4.1);
элементами дороги в плане и профиле (шириной дороги, радиу­сом закруглений, уклоном подъёмов и спусков).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации

Таблица 4.1


Таблица 4.1
Влияние типа покрытия дороги на режим работы агрегатов автомобиля большой грузоподъёмности
В свою очередь, режим работы автомобиля влияет на надёжность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.


В табл. приведены данные по коэффициенту загруженности некоторых агрегатов автомобиля, равному отношению нагрузок на агрегат в рассматриваемом режиме работы и при езде по междугородному шоссе.
Данные получены при испытаниях грузового автомобиля ЗИЛ-164 с полной нагрузкой.



4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Из таблицы 4.2 следует, что для сцепления и рулевого управления наиболее лёгкими являются условия эксплуатации при движении по междугородным дорогам с асфальтобетонным покрытием, а наиболее тяжёлыми — при движении по улицам больших городов.
Для деталей тормозной системы наиболее легкие условия эксплуатации соответствуют движению по грунтовым дорогам в равнинных местностях и наиболее тяжёлые - движению в карьере.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации

Таблица 4.2


Таблица 4.2
Коэффициент нагруженности агрегатов автомобиля ЗИЛ


Воздействия неровностей дороги на автомобиль определяются микропрофилем дороги.
Неровности дороги, не вызывающие колебаний подвески и гасящиеся в шине, в этом случае не принимаются во внимание.
Практически колебания подвески вызываются дорожными неровностями, длина которых находится в пределах 0,2...50 м.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Данные НАМИ по пределам изменения среднего квадратического отклонения ах микропрофиля дорог основных типов следующие:
дорожное покрытие <зх, мм булыжное в плохом состоянии 25,0...32,8
булыжное в удовлетворительном состоянии 13,5...22,9
асфальтированное 8,0... 12,6
цементобетонное 5,0... 12,4


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Дороги с цементобетонным покрытием имеют наиболее низкочастотный состав спектра микропрофиля и наибольшую длину неровностей волн.
Дороги с булыжным покрытием в плохом состоянии характеризуются наиболее короткими волнами неровностей.
Эти данные являются исходными для проведения расчётов амплитуд колебаний рес­сорного подвешивания и оценки динамических напряжений в раме.
Износ и разрушение дорожного покрытия сокращают надёжность ав­томобиля на 14...33 %.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Условия двшсенш характеризуются влиянием внешних факторов на режим движения и, следовательно, на режим работы автомобиля и его агрегатов.

Так, режимы работы грузовых автомобилей при интенсивном городском движении отличаются от режимов работы на загородных дорогах (при одинаковом покрытии) следующим образом:
скорость больше на 50...52 %;
средняя частота вращения коленчатого вала больше на 130... 136 %;
число переключения передач больше в 3...3,5 раза.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Таблица 4.3 Длительность пользования передачами в процентах от пройденного пути
В табл. 4.3 приведены данные по длительности пользования передачами в процентах пройденного пути при различных условиях эксплуатации.


Тип автомобиля


Условия эксплу­атации


Относительная длительность пользования передачей, %


I


II


II


IV


V


Передачи выключены


Легковой


В городе


0,02


1,4


5,9


83,7


-


9,0


Вне города по хорошим дорогам


0,01


0,6


ЗД


91,4


4,9


Грузовой общего назна­чения


В городе


0,01


1,2


4,9


39,9


45,1


8,9


Вне города по хорошим дорогам


0,01


0,2


1,4


7,8


87,3


3,3


По плохим дорогам


1,4


6,5


21,5


36,0


26,0


8,6


Грузовой высокой проходимости


По плохим дорогам и вне дороги


0,4


5,4


29,3


56,5


8,4


Выделяют также три группы условий движения:
за пределами пригородной зоны;
в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. человек и в пригородной зоне;
в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. человек. Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний названных условий, а также рельефа местности учитывается поправочными коэффициентами на нормативы показателей надёжности для пяти категорий условий эксплуатации (табл. 4.4).


Выделяют также три группы условий движения:
за пределами пригородной зоны;
в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. человек и в пригородной зоне;

в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. человек.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний названных условий, а также рельефа местности учитывается поправочными коэффициентами на нормативы показателей надёжности для пяти категорий условий эксплуатации (табл. 2.9).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Таблица 4.4 Классификация условий эксплуатации


Категория условий эксплуатации


Условия движения


За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)


В малых городах (до 100 тыс. жите­лей) и в пригород­ной зоне


В больших городах (более 100 тыс. жителей)


I


Д.-РьР2,Рз


-


-


II


д.- р4
Д2- РьРгЛЛ Дз-РьР2,Р3


Д1- Р1,РьРз,Р4
Д2-Р.


III


Ai- Рз Дг- Рз Дз- Р4,Р5
Д4-РьР2,Рз,Р4,Р5


Д.- Рз Дг- Р2,Рз,Р4,Р5 Дз -Р,,Р2.Рз.Р4.Р5
Д4-Р1,Р2,Рз,Р4,Рз


Д, -РьР2,Рз,Р4,Р5
Д2-Р1,Р2,Рз,Р4
Дз-Р.ЛЛ
Д4-Р.


IV


Дз -РьРгЛЛЛ


Да- , Рз Дз- Р4,Рз
Л" Р2,Рз,Р4,Р5
Дз-РьРъРзЛЛ


V


Дб РьРгЛЛЛ

Обозначения к табл. 4.4:


Обозначения к табл. 4.4:
1. Условные обозначения дорожных покрытий:
Д1 - цементо-, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Дг - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные биту­мом);
Дз - щебень (гравий) без обработки, дёгтебетон;
Д( - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обрабо­танные вяжущими материалами, зимники


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


д5 _ грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами, лежне­вое и бревенчатое покрытия;
Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и от­вальные дороги, подъездные пути без твердого покрытия.
2. Условные обозначения типа рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р, - равнинный (до 200 м); Р2 - слабохолмистый (от 200 до 300 м); Р3 - холмистый (от 300 до 1000 м); Р4 - гористый (от 1000 до 2000 м); Р5 - горный (свыше 2000 м).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации



Условия перевозки наряду со скоростью движения характеризуются:
длиной гружёной ездки /, коэффициентом использования пробега [3, коэффициентом использования грузоподъёмности у, коэффициентом использования прицепов Кпр,
родом перевозимого груза.
Оценка влияния наиболее важных параметров условий эксплуатации на эксплуатационную надёжность автомобилей приведена в табл. 2.10


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации

Таблица 4.5


Таблица 4.5
Влияние дорожных и транспортных условий на эксплуатационную надёжность грузовых автомобилей, %


Автомобили


/


п


г


/


Р


У


Всего


ЗИЛ
КамАЗ


29
33


21
19


12 18


8
6,5


13 12


10
6


7 5,5


100
100

Обозначения к табл.4.5:


Обозначения к табл.4.5:
/- коэффициент сопротивления качению;
/ - среднее значение уклона дороги на маршруте;
П - коэффициент помехонасыщенности маршрута (отношение скорости", развиваемой автомобилем на горизонтальном участке междугородной дороги первой категории, к средней скорости автомобиля на данном маршруте).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими параметрами.
Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы агрегатов и соответственно на их техническое состояние и надежность.


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Интенсивность изнашивания агрегатов автомобиля и, как следствие, общее количество отказов, отнесенных к пробегу, в зависимости от средней температуры окружающего воздуха изменяются по кривой, имеющей минимум, соответствующий оптимальной температуре окружающего воздуха (рис. 2.9).


4.1 Закономерности изменения технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации


Соответственно и для каждого агрегата существует оптимальный тепловой режим.
Например, минимальный износ двигателя соответст­вует температуре охлаждающей жидкости 70...90 °С (рис. 2.10).