Файл: Исследовательская работа по литературе Роль книги в жизни современного школьника Автор работы Антропова Анастасия Алексеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

Исследовательская работа

по литературе

Роль книги в жизни

современного школьника



Автор работы:

Антропова Анастасия Алексеевна,

учащаяся 11 класса

Руководитель:

Огиенко Таисия Александровна


Севастополь

2021 год

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1

Глава 1. История детского чтения 3

Глава 2. Отношение современного школьника к чтению 5

52% - отрицательно. 6

Глава 3. О пользе чтения 9

8 причин, почему стоит читать книги: 9

Заключение 12

Библиография, использованные Интернет-ресурсы 15

1.Воронцов В.В. Чаша мудрости / В.В.Воронцов. - М.:Детская литература, 2012.-230 с. 2.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я / И.И Тихомирова . -М.:Школьная библиотека, 2016.-350 с. 3.Чирва А.Н. Книга в твоих руках / А.Н.Чирва. - М.:Просвещение, 1985.- 144 с. 4.Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения». - Режим доступа:https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/chudinova_ne.. 5. Женский интернет-портал Ivetta [Электронный ресурс]. URL: https://motivation-life.ru/samorazvitiye/514-8-prichin-pochemu-stoit-chitat-knigi-kazhdyy-den.html 15


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность

Интеллектуальное и нравственное развитие современных школьников напрямую связано с получаемой ими информацией, именно поэтому огромную роль в формировании личности играют основные источники её получения - средства массовой коммуникации и книги.

В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется, потому что сегодня мы можем констатировать о возникновении такого явления современного общества как «экранная культура» (совокупность СМИ, электронных носителей информации, аудио- и мультимедиапроектов, Интернета, формирующая информационные, эстетические, культурные и развлекательные предпочтения человека). Попадая в зависимость от телевидения, Интернета, компьютерных игр (так называемую гаджет-зависимость), школьники зачастую не находят ни времени, ни желания на чтение художественной литературы, оказывающей неоценимо положительное влияние на грамотность, развитие речи, а также воспитательное воздействие на душу подрастающего поколения.


Современное поколение мало читает, и падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество во всех странах и на разных уровнях. Недаром в соответствии с Указом Президента В.В.Путина уже прошедший 2015 год в Российской Федерации был объявлен Годом литературы. Кроме того, приоритетной целью ФГОС (Федеральный государственный стандарт) основного общего образования является формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность.

В этой связи в настоящее время актуальной проблемой является поддержание интереса детей и подростков к книге, к самому процессу чтения, расширению и разнообразию книжного кругозора.
Объект исследования – учащиеся 8-ых классов «ГБОУ СОШ №12»

Предмет исследования – уровень читательской активности учеников 8-ых классов «ГБОУ СОШ №12»

Цель исследования - определить, какое место занимает книга в жизни современного школьника (среднего звена)

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Провести анкетирование среди учеников 8-ых классов ГБОУ СОШ №12

3. Выявить и оценить роль чтения в жизни современных школьников, круг их литературных предпочтений

4. Узнать, насколько популярно посещение школьниками библиотек

5. Дать рекомендации, советы о пользе чтения, подборе интересующей литературы

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

  • Теоретические (анализ литературы по теме)

  • Практические (анкетирование, интервьюирование)

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: Приведенные материалы, в том числе факты и рекомендации, помогут школьникам осознать, что активное и систематическое чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его речь, память, грамотность, образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Глава 1. История детского чтения


Ещё совсем недавно ценность чтения и книги в нашей стране была неоспорима. В 70-80 годах прошлого столетия СССР позиционировался как «самая читающая страна мира». Согласно статистическим данным, в 80-е годы лишь 16% взрослого населения страны не читали книги вообще, около 60% были подписчиками газет и половина всего населения посещала библиотеки. Старой модели чтения были характерны высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения и посещения библиотек, скудный книжный рынок (по причине упадка книгоиздательства).


С точки зрения многих специалистов, социологов и психологов, в последние два десятилетия, начиная с периода 1990 -х и по сегодняшние дни, мы находимся в ситуации кардинального изменения чтения в России, особенно среди детей и подростков. Так называемая «новая модель» чтения характеризуется преобладанием делового чтения над свободным. И это, по-моему, продиктовано сильным влиянием на развитие современного общества компьютерных технологий, средств массовой информации, всемирной сети Интернет, активно используемых в жизни каждого молодого человека, так называемой «экранной» культуры.

В наше время ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, заданной теме может прочитать, просмотреть полезные видеоматериалы и получить обширную информацию в доступной форме. Это положительная черта Интернета. Второй плюс - Интернет является источником безграничного общения с неограниченным количеством людей с похожими интересами, независимо от их местонахождения. Однако надо признать, что порой «социальные сети», компьютерные игры заменяют школьникам их настоящую реальную жизнь и уводят от решения важных общеобразовательных установок, подготовки домашних заданий, в том числе и чтения книг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

Сейчас наступил 2022 год, изменилась ли к лучшему ситуация с чтением литературы в нашем поселке, в нашей школе? Так давайте сейчас поближе познакомимся с результатами анкетирования, проведенного среди учащихся 8-ых классов ГБОУ СОШ №12, и узнаем, какова роль книги в жизни современных школьников.

Глава 2. Отношение современного школьника к чтению


Итак, в целях изучения интереса к чтению и читательских предпочтений я предложила учащимся 8-ых классов ГБОУ СОШ №12 (48 человек) ответить на 8 вопросов, вот результаты анкетирования:

На вопрос 1«Какой способ поиска информации ты предпочитаешь?»

88% опрошенных назвали интернет-ресурсы,

12% - справочную и учебную литературу (энциклопедии, справочники, учебники, пособия).

Другие источники информации (справочно-библиографический аппарат библиотеки, периодическая печать в виде газет, журналов, СD-диски и другое) интереса у школьников не вызывают.
На вопрос 2«Есть ли в твоей семье домашняя библиотека?»

77% респондентов ответили утвердительно,

23% - отрицательно.

Конечно, такой результат можно считать положительным и многообещающим, хотя могу предположить, что кто-то может считать домашней библиотекой и имеющиеся дома на полке 10-15 книг. И тогда утвердительный ответ о наличии семейной библиотеки сильно преувеличен.

Здесь, я думаю, уместно привести афоризм Цицерона: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».
Вопрос 3«Пользуешься ли ты услугами библиотек?»

54% учащихся не пользуются услугами библиотек,

46% пользуются.


Вопрос 4 «Любишь ли ты читать?»

52% детей ответили «Да» , оставшиеся 48% к чтению равнодушны.

Хочется отметить, что все девочки, участвующие в опросе, ответили на этот вопрос утвердительно, а сегмент с отрицательным ответом составили только мальчики.

Вопрос 5 «Какие литературные жанры предпочитаешь?»

Среди книг, относящихся к различным литературным жанрам, пользуются популярностью:

58% - фэнтези, фантастика, приключения,

31% - детективы,

11% - романтические книги.
Вопрос 6 «Вы перечитываете книги?»

Большинство читающих школьников никогда или крайне редко перечитывают книги, в процентном отношении это выглядит так:

73% - никогда или редко,

27% часто перечитывают понравившиеся им литературные произведения.

Анализируя ответы на вышеперечисленные вопросы, хочется привести изречение Л.Н.Толстого: «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы».
На вопрос 7 «Есть ли у тебя любимый автор (писатель, поэт)?»

48% опрошенных ответили утвердительно,

52% - отрицательно.
Среди любимых авторов подростки называют и классиков русской литературы (Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей Александрович Есенин,Николай Васильевич Гоголь), и представителей зарубежной литературы (Агата Кристи, Артур Конан Дойл), и авторов современности (Джоан Роулинг, Стивен Кинг,Нора Сакавич).

Вопрос 8 «Пробовал ли ты сам писать произведения?»

60% школьников ответили на него утвердительно, пояснив что они пробовали создавать стихи, рассказы, сказки.Это очень вдохновляющий результат.
Помимо письменного анкетирования я решила выявить, что является основным мотивом обращения к книге, и из полученных устных ответов я поняла, что им остаётся домашнее задание, полученное в рамках учебного процесса. Подавляющее число учеников не читают полностью произведения художественной литературы, изучаемые в рамках школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в юном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Своим сверстникам я задала вопрос: «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?», и вот какие ответы в результате интервьюирования я получила:

«Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернетом и перепишу сочинение на заданную тему без изменений» - ответили 51% опрошенных сверстников.

«Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад» - 15%.

«Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения» -27%.

И всего лишь 7% учащихся сказали: «Я постараюсь прочитать это произведение и буду пытаться писать сочинение самостоятельно».

Дополнительно я поинтересовалась, кто читает литературу только по школьной программе (этот выбор подтвердили 67% опрошенных), а кто на досуге помимо этого уделяет внимание и другим художественным произведениям, то есть чтению по интересам (33% опрошенных).

Из полученных ответов следует, что современному школьнику присуще преобладание делового чтения над досуговым, а также проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение произведения, ведь под рукой есть компьютер, который за минуту найдет нужную информацию. При этом он лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления. И как тут не вспомнить слова великого А.С.Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная».


Глава 3. О пользе чтения


Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди, в том числе и современные школьники, слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у читающих людей выше шанс построить успешную карьеру,