Файл: Социальный имидж российского предпринимательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический

университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «История и культурология»

Контрольная работа

по дисциплине «История Российского предпринимательства»
на тему: «Социальный имидж российского предпринимательства»

Выполнил:

студент ССЭИ

гр. с1-ЭБЗз -21

заочной формы обучения

Парастаев Александр Алексеевич

(Ф.И.О. – полностью)
Проверил(а):

к.и.н доц. Ефимова Е.А

(должность, фамилия И.О)


Саратов 2023

Содержание


Введение 3

1. Общая характеристика российского предпринимательства 4

1.1 Сущность предпринимательства и истоки его зарождения в Древнерусском государстве 4

1.2 Основные стадии развития предпринимательства в России 5

1.3 Тенденции и особенности развития предпринимательства в современной России 7

2. Социальный имидж российского предпринимательства 7

2.1 Имидж российского предпринимательства 8

2.2 Меры поддержки со стороны правительства 9

2.3 Открывшиеся перспективы 11

2.4 Основные проблемы в условиях западных санкций 12

Вывод 15

Список литературы 17


Введение


История российского предпринимательства очень обширная и имеет несколько этапов своего развития. Тема моей работы наиболее актуальна, так как она показывает как западные санкции повлияли на имидж российского предпринимательства и саму экономику в целом.

Целью данной работы является исследование социального имиджа российского предпринимательства.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать сущность предпринимательства и истоки его зарождения в Древнерусском государстве.

  2. Проанализировать основные стадии развития предпринимательства в России

  3. Проанализировать тенденции и особенности развития предпринимательства в современной России

  4. Проанализировать имидж российского предпринимательства в условиях западных санкций

  5. Охарактеризовать меры поддержки со стороны правительства

  6. Охарактеризовать открывшиеся перспективы



1. Общая характеристика российского предпринимательства



1.1 Сущность предпринимательства и истоки его зарождения в Древнерусском государстве


Предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси в торговой форме, а также в виде различных промыслов – звероловства и бортничества. Русских купцов можно назвать первыми массовыми представителями российского предпринимательства. Лесной промысел, развивающиеся сельские и городские ремесла, дерево– и металлообработка вместе с торговлей формировали крупные зоны российского предпринимательства. Уже в XI в. на Руси был принят первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями – кодекс «Русская Правда». В нем были закреплены принцип и право неприкосновенности собственности предусмотрена возможность банкротства. Татаро-монгольское иго задержало развитие предпринимательства на Руси на века. До XV–XVI вв. предпринимательство проявлялось в основном в виде сельских промыслов. Затем расцвела торговля смолой, воском, льном, коноплей, изделиями из кожи и металла и др. В XVI в. зародилась Нижегородская ярмарка. Монастырские колонии и казачество внесли большую лепту в развитие предпринимательского дела в России. С XVI в. в Московском государстве расцвело торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое столичным купечеством. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считается род Строгановых, породивший крупнейших купцов и промышленников в период XVI–XX вв. Эпоха Петра послужила мощным импульсом развития предпринимательства. Петр и поколение предпринимателей, порожденное им, заложили базис российского торгово-промышленного бизнеса.

1.2 Основные стадии развития предпринимательства в России


Первоначальный этап зарождения предпринимательства в России длился с древних времен до XV века. Его опорой на тот период выступало развитие ремесел и торговли. Первоочередная роль отводилась купцам.

Уже начиная с XV столетия и вплоть до начала XIX столетия происходи процесс образования сообщества предпринимателей, основными членами которого выступали ремесленники, купцы, ростовщики и иные участники предпринимательской деятельности.

Именно в этот период был сформирован сам термин «предпринимательство». Он относился ко всем лицам, которые были заняты деятельностью, связанной с развитием торговли, производства и получением дохода.



Наиболее активное развитие предпринимательства наблюдалось в эпоху Петра I и его реформ. В этот период были созданы они из первых в России мануфактур, бурное развитие получили такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, суконные и полотняные производства.

Третий этап становления и развития предпринимательства в России приходится на вторую половину XIX века. Одним из самых знаковых событий этого периода послужила отмена крепостного права (1861 г.). Помимо прочего этот период российской истории был ознаменован появлением новых методов корпоративного финансирования, способствовавших образованию предпринимательских союзов. Уже к началу ХХ века предпринимательство в России приобрело массовый характер, а сами предприниматели формировались как собственники.

Начиная с октябрьской революции 1917 года, было положено начало новому витку развития истории российского предпринимательства. Его основными чертами выступали:

  • централизация экономики;

  • установление государственной монополии.

В целом государством был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Само же предпринимательство было жестко ограничено в своем развитии.

Тем не менее, уже к началу 1920-х гг. российское правительство взяло курс на выстраивание так называемой новой экономической политики. Она предусматривала становление предпринимательства в форме частных и смешанных концессий. Основными организационными формами частного предпринимательства выступали товарищества, кооперативы, акционерные общества. В период с 1920-х до 1980-х годов наблюдалось постепенное смещение характера ведения предпринимательской деятельности. Из устойчивого легального положения оно переходило в нелегальную и теневую экономику. Теневая экономика представляет собой определенную часть незаконно действующей экономики, отражающую совокупность действий и производственных отношений, не подлежащих фиксированию в официальной финансовой отчетности. Основным источником ее развития выступали растущие диспропорции между расширяющимися потребностями российского общества и ограниченным характером его производственных возможностей, ведущие к дефициту товаров и услуг.

Начиная с 1980-х гг. стало меняться экономическое мышление. Его базой стала выступать социалистическая предприимчивость. Были возрождены такие формы хозяйствования, как кооперация, аренда и подряд. С 1990-х гг. начался переход российской экономики на рыночный путь развития. В результате было изменено само отношение общества к институтам частной собственности, конкуренции и предпринимательству. Последнее получило активное развитие, которое не прекращается и по сей день.

1.3 Тенденции и особенности развития предпринимательства в современной России


Сегодня предпринимательство в России является неотъемлемым компонентом рыночной экономики. Оно выступает в качестве платформы социально-экономического развития, как частного бизнеса, так и российского государства в целом. Показатели предпринимательской активности растут. Особая роль отводится развитию малых и средних предпринимательских инициатив.

Современное предпринимательство выступает в роли мощного импульса развития национальной экономики. В то же время предпринимательство в России испытывает серьезные трудности. В первую очередь они связаны с:

  • дороговизной и сложностью привлечения кредитных ресурсов;

  • высокой налоговой нагрузкой на бизнес;

  • развитием коррупции и взяточничества;

  • низкой степенью прозрачности российской экономики.

Все эти проблемы существенно ограничивают возможности развития предпринимательства в современной России и требуют своего решения.


2. Социальный имидж российского предпринимательства



2.1 Имидж российского предпринимательства


Что же из себя представляет имидж предпринимательства? Имидж предпринимательства – это представление о предпринимательстве, её статус, конкурентоспобособность, устойчивость к рыночным изменениям. Имидж российского предпринимательства в связи с нарастающими санкциями, имеет негативный характер. Введение с каждым днем все большего количества санкций несомненно направлено на ухудшение экономики страны в целом и может иметь негативное влияние на всех образующих её субъектов в частности. Становится очевидным, что сильнее всего ограничения скажутся на деятельности крупного бизнеса, особенно деятельности крупных компаний, работавших на экспорт. Однако крупный бизнес на то и крупный, что, несмотря на значительные трудности, вызванные внешним воздействием, он имеет достаточно ресурсов, чтобы «продержаться на плаву» без риска исчезновения.

С объектами малого и среднего предпринимательства ситуация выглядит «с точностью до наоборот»: масштабы возможных издержек не так велики и заметны. Однако в рамках сложившегося околокризисного состояния экономики значительно возрастает риск банкротства и прекращения деятельности.


Являясь одновременно одним из основополагающих элементов экономического двигателя страны, МСП в то же время представляют из себя наименее устойчивый к колебаниям субъект экономики, особенно нуждающийся в правильных и своевременных мерах государственной поддержки.

Главные проблемы, которые выделили опрашиваемые владельцы и руководители компаний (по увеличению степени негативного воздействия):

1) Разрыв цепочек поставок;

2) Колебания курса национальной валюты;

3) Снижение потребительского спроса и, как следствие, выручки;

4) Рост закупочных цен.

Причиной такого ощутимого воздействия введенных ограничений является зависимость отечественного бизнеса от импортной составляющей, как полная, так и частичная. Учитывая тот факт, что еще не восстановившийся после «ковидного» кризиса бизнес уже стоит на пороге нового, «санкционного», кризиса, необходимость государственной поддержки субъектов МСП ощущается особо остро.


2.2 Меры поддержки со стороны правительства


Государство, осознавая все санкционные риски и последствия кризиса для российской экономики, старается поддерживать те отрасли, которые готовы работать под иностранным давлением.

Особо заметна государственная поддержка в IT. В частности, все компании высокотехнологичной сферы на три года официально освобождены от плановых налоговых проверок, отменен налог на прибыль. Внедряются различные меры льготного кредитования: стартапам одобряют кредиты по ставке в 3% (при максимальном размере в 500 миллионов рублей), выдаются гранты на разработку (максимальная сумма гранта на разработку и внедрение также не превышает 500 миллионов рублей).

Вместе с тем упрощается и процедура найма иностранных айтишников, облегчается процесс получения ими вида на жительство в России. Согласно новым условиям, если со специалистами из-за границы заключен трудовой договор, то разрешение на работу от госорганов не потребуется.

Некоторым категориям IT-специалистов предоставляется отсрочка от службы в армии — эта привилегия касается, в основном, тех, кто работает в отрасли больше года и занимается разработкой/внедрением программ. Также для айтишников из крупных городов-миллионников облегчены условия выплаты ипотеки.

Помогает государство и развивающемуся рынку франшиз. Работа по поддержке этого бизнес-сегмента действует еще со времен пандемии, однако в первой половине 2022 года региональные власти активизируют усилия. В одной только Москве было одобрено свыше ста ранее поданных заявок, а в целом программа увеличения субсидий франчайзинговым предприятиям действует в Московской, Мурманской и Ленинградской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и в других регионах России.