Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика российского предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства и истоки его зарождения в Древнерусском государстве
1.2 Основные стадии развития предпринимательства в России
1.3 Тенденции и особенности развития предпринимательства в современной России
2. Социальный имидж российского предпринимательства
2.1 Имидж российского предпринимательства
2.2 Меры поддержки со стороны правительства
Оказывает государство поддержку и тем предприятиям, которые готовы работать в условиях параллельного импорта. К примеру, Минздрав одобрил ввоз в страну препаратов в иностранной упаковке (это, в основном, фармацевтические поставки из Китая и Индии). Кроме этого, действует федеральная программа по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, облегчающая условия работы производителям лекарств и тех предприятий, которые обеспечивают технологическое переоснащение медпроизводств.
Все эти меры государственной поддержки так или иначе помогают запуску новых предприятий, одновременно способствуя развитию рынка рабочей силы, который тоже в связи с санкционным давлением находится в непростой ситуации. Объективная картина восстановления внутреннего рынка производства и потребления будет ясна ближе к концу года, но уже сейчас можно сказать, что в целом Россия справляется с негативом санкционного ужесточения довольно неплохо.
2.3 Открывшиеся перспективы
Ужесточение западных санкций влияет на российскую экономику по-разному, и нельзя сказать, что эффект однозначно отрицательный. Известно, что многие западные компании приняли решение об уходе из страны, что открывает возможности для развития отечественного бизнеса.
Нужно понимать, что особенно благоприятные перспективы открываются перед компаниями из определенных отраслей и сфер торговли. В выигрыше, в первую очередь, предприниматели, чья деятельность завязана на интернет. Хорошо себя чувствует отечественный сегмент рынка маркетплейсов, что неудивительно: работа на этих торговых площадках не требует от продавцов больших бюджетов и несет минимум сопутствующих рисков.
Крупные площадки маркетплейсов с учетом непростых для России обстоятельств активно помогают продавцам в торговле. Согласно проведенному маркетинговым агентством Data Insight исследованию, маркетплейсы за прошедший год позволили увеличить обороты большинству российских предпринимателей (примерно 89% вышедших на этот рынок продавцов из числа опрошенных).
Открывать бизнес через маркетплейсы в новых реалиях стало выгоднее и проще потому, что значительная часть иностранных селлеров (продавцов) перестала работать с Россией. Это привело к снижению конкуренции на таких площадках как Wildberries, OZON, AliExpress Россия. Растут обороты торговли и на российских маркетплейсах, таких как Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет.
Довольно уверенно сейчас чувствует себя рынок франшиз. Несмотря на то, что к концу февраля он просел в России процентов на 40, достаточно быстро число заявок на покупку франшиз из разных отраслей вернулся к стабильным показателям. Этому способствовал, в частности,
уход многих западных брендов, например, в том же общепите: российские предприниматели спешат заместить иностранные компании на перспективных направлениях, например, в нише того же стритфуда.
В целом, если анализировать показатели первого квартала 2022 года, то заметно, что активно развиваются франшизы в медицине (в том числе в фармацевтике), в бизнесе услуг по выдаче товара, ремонта квартир, ремонта бытовой техники, производства детских товаров.
Развивается сегодня и бизнес тех компаний, которые задействованы в сфере параллельного импорта. Правительственный указ об узаконивании схем параллельного импорта был подписан еще весной этого года: с этого момента заметно оживление на потребительских рынках сферы питания, фармацевтики и медицинской техники, косметики и парфюмерии, торговли транспортными средствами и автозапчастями, различной бытовой, компьютерной техники, химической промышленности и так далее. По сути, весь российский сегмент параллельного импорта направлен на замещение продукции ушедших из страны иностранных производителей, хотя о крупных промышленных оборотах говорить рано.
Объем рынка параллельного импорта сейчас оценивается примерно в 9 миллиардов долларов, к концу года эта цифра может увеличиться вдвое. Спрос на продукцию параллельного импорта выгоден не только потому, что он дает возможность работать сотням российских компаний малого и среднего бизнеса, но и удерживает инфляцию в допустимых пределах.
2.4 Основные проблемы в условиях западных санкций
Но не всё так просто для российских предпринимателей. Как правило, основная часть производимой продукции изготавливалась на импортных станках. Современные технологические разработки представляют слабую конкуренцию для аналогичных импортных технологий, в связи с чем предприниматели сталкиваются с рядом проблем: нехватка комплектующих, отсутствие станков, производственных линий и др.
Изучив высказывание российских предпринимателей о влияние западных санкций на ведение бизнеса, выделим основные проблемы:
1. Одна из самых серьезных точек напряженности – логистика. За годы пандемии логистика уже подорожала, ставки фрахта выросли в 3–4 раза, но сейчас кроме роста стоимости существует проблема остановки груза по основным каналам доставки. Перегруппировка на другие маршруты может стоить очень дорого, и доставка грузов будет значительно дольше по времени.
2. Цена, зафиксированная в действующих контрактах, уже не соответствует реальной себестоимости, а отказ от поставок по старым ценам или недостаточный объем поставки грозят операторам штрафами. Причем штрафы соразмерны стоимости поставки, а это прямая угроза банкротства производителей. Такая позиция неадекватна ситуации. Пока магазины не хотят брать на себя риск, участвовать в финансировании процесса, их не интересует, каким образом и за чей счет будут осуществлены поставки. Это недальновидная позиция.
Неадекватное поведение грозит банкротством игроков, дестабилизацией рынка, потерей собственной промышленности и пустыми полками. Чтобы товар не пропал с полок магазинов, необходимо незамедлительно провести переговоры по пересмотру цен в зависимости от брендов и сегментов. За счет большей наценки на премиальную продукцию можно демпфировать повышение стоимости продукции экономсегмента, но это должна быть совместная работа поставщиков и розницы.
3. В маркетинге российский бизнес сильно отстает от зарубежных компаний. И проблема не только в бюджетах: крупные транснациональные компании – это в первую очередь технологии производства, продаж, маркетинга, клиентские. Мы сильно от них отстаем, у нас нет отработанных процессов, вышколенных сотрудников, грамотных маркетологов. В России нет компаний, способных обеспечить покрытие в масштабе страны. Например, Zara ушла, но российская «Зарина» в одночасье ее не заменит: несмотря на то, что Melon fashion group – прекрасная компания, с хорошим маркетингом, она просто физически не способна так быстро масштабировать бизнес. На покрытие компаниям сейчас потребуются большие оборотные средства.
4. Многие российские компании ведут маркетинговые исследования, поддерживают стартапы, ищут инновационные идеи и ведут технологические разработки, но пока этим компаниям надо расти, а для этого потребуются немалые инвестиции. Помимо инвестиций нужно еще и время: найти партнеров, «упаковать» новые решения и запустить их. Потенциал есть, но в ближайшее время он нереализуем, замена будет происходить постепенно, в течение двух–трех лет.
5. Повышение ключевой ставки сейчас делает невозможными практически любые инвестиции, тем более – долгосрочные. Субсидирование процентной ставки как никогда важно, причем если раньше субсидирование касалось инвестиционных вопросов – открытия новых предприятий
, закупки оборудования, – то сейчас хорошо бы выделять средства на поддержание оборота. Несомненно, будут возникать разрывы в оборотах из-за курсовой разницы и разрывов в логистике.
6. Предложения депутата Хинштейна о госрегулировании цен на широкий спектр товаров внесены в законопроект. Хорошо если бы этот законопроект не был принят или касался только социально значимых товаров. Несомненно, регулирование цен создаст дефицит на полке, потому что легче не производить, чем работать себе в убыток. Тем более что за предыдущие годы пандемии резервы компаний практически выбраны.
Вывод
Предпринимательство представляет собой особый вид трудовой деятельности, результаты которой направлены не только и не столько на удовлетворение собственных потребностей, сколько на извлечение прибыли. Его отличительными особенностями выступают самостоятельность, инициативность, рискованность и прибыльность.
Первоначальный этап зарождения предпринимательства в России длился с древних времен до XV века. Его опорой на тот период выступало развитие ремесел и торговли. Первоочередная роль отводилась купцам.
Уже начиная с XV столетия и вплоть до начала XIX столетия происходи процесс образования сообщества предпринимателей, основными членами которого выступали ремесленники, купцы, ростовщики и иные участники предпринимательской деятельности.
Сегодня предпринимательство в России является неотъемлемым компонентом рыночной экономики. Оно выступает в качестве платформы социально-экономического развития, как частного бизнеса, так и российского государства в целом. Показатели предпринимательской активности растут. Особая роль отводится развитию малых и средних предпринимательских инициатив.
В условиях кризиса, образовавшегося на фоне введенных санкционных ограничений, субъекты МСП переживают трудные времена. Однако, заручившись надежной поддержкой государства, большинство предпринимателей смогут, как минимум, «остаться на плаву». Для тех же, кто видит в каждой трудности возможность, открываются новые перспективы: как с возможностью занять опустевшие ниши, так и с потенциалом открытия новых, до настоящего времени не существовавших видов экономической деятельности.
Именно сейчас происходит активное становление имиджа российского предпринимательства, несмотря на все ограничения, связанные с ведением западных санкций, наши предприниматели с активной поддержкой государства, разрабатывают стратегию развития независимой и конкурентоспособной
экономики нашей страны, тем самым наращивая имидж российского предпринимательства на мировом рынке.
Список литературы
1. Донченко, И. А. Субъекты малого и среднего предпринимательства в условиях санкционных ограничений: трудности, поддержка, возможности / И. А. Донченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 176-178.
2. Предпринимательство / Г. Б. Клейнер // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
3. Баумоль У. Микротеория инновационного предпринимательства = The Microtheory of Innovative Entrepreneurship (2010). — М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. — 432с.
4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма = The Economic Institutions of Capitalism. — Лениздат. — 1996.
5. Бессолицын, А. А. История российского предпринимательства / А.А. Бессолицын. - М.: Синергия, 2015. - 400 c.
6. Гавлин, М. Л. Из истории российского предпринимательства. Династия Строгановых: моногр. / М.Л. Гавлин. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - 136 c.
7. Тимофеева, А. А. История предпринимательства в России / А.А. Тимофеева. - М.: Флинта, 2015. - 268 c.
Интернет ресурсы
8.https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-razvitie-predprinimatelstva-i-biznesa
9.https://emoney-hub.com/blog/investing/sankcii-i-biznes-v-rossii-kak-oni-otrazyatsya-na-predprinimatelyax-i-ekonomike
10.https://zaochnik.com/spravochnik/ekonomika/makroekonomika/istorija-razvitija-predprinimatelstva/