Файл: Текущий ремонт скважин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подъемник – механическая лебедка установлена на тракторе , автомобиле, или отдельной раме. Приводом лебедки является тяговый двигатель трактора или от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Агрегат, кроме этого оснащен вышкой и механизмом для ее подъема или опускания.

Для спускоподъемных операций применяют грузоподъемные сооружения, элеваторы, спайдеры, трубные и штанговые ключи, автоматы.

Грузоподъемное сооружение – вышка, которая устанавливается на площадке над устьем скважины. Вышки могут устанавливаться стационарно или входят в комплект агрегата подземного ремонта скважин и монтируются над устьем скважины только при её ремонте.

Элеваторы предназначаются для захвата и удержания их на весу при СПО.

Спайдер служит для захвата и удержания на весу колонны НКТ при спуске или подъеме из скважины.

Трубные ключи используют для свинчивания и развинчивания насосных труб.

Штанговые ключи предназначены для свинчивания и развинчивания насосных штанг.

Для механизации работ по свинчиванию и развинчиванию труб, а также для удержания колонны труб на весу применяют автоматы подземного ремонта.

Для ловильных работ применяют труболовки, овершоты, колокола, метчики, крючки, удочки, ерши, магнитные фрезеры.

Для ловли насосных штанг применяют шлипсовые муфты.

Ловлю перфораторов, кабеля и стального каната проводят различного рода крючками, удочками и ершами.

Для ловли небольших металлических предметов применяют магнитный фрезер.

При выполнении работ по капитальному ремонту скважин используют также оборудование для вращения инструмента, цементировочные и насосные установки, цементировочные и пескосмесительные машины, блоки манифольдов.

К оборудованию для вращения инструмента относятся роторы вертлюги. Ротор предназначен для вращения бурильного инструмента и удержания на весу колонны труб при СПО. Вертлюг предназначен для удержания на весу вращающегося бурильного инструмента и подвода промывочной жидкости от насоса в колонну труб.

Цементировочные агрегаты служат для приготовления, закачивания и продавливания тампонажных и других растворов в скважину, для промывок скважин через спущенные в них трубы, обработки призабойной зоны пласта, опрессовки труб и оборудования.

Для проведения работ по воздействию на призабойную зону пласта с целью интенсификации добычи нефти и газа и работ по ограничению притока пластовых вод используют насосные установки.


Пескосмесительная установка используется для транспортирования песка, приготовления песчано – жидкостной смеси и подачи её на прием насосных агрегатов при гидравлических разрывах пласта, проведении различных операций, включающих закачку в скважину сыпучих, гранулированных материалов.

Блоки манифольдов предназначены для обвязки насосных установок между собой и с устьевым оборудованием при нагнетании жидкости в скважину.

Агрегат А – 50 У предназначен для освоения и ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин с проведением СПО с НКТ и бурильными трубами, промывки песчаных пробок, глушения скважин, циркуляции промывочного раствора при бурении, фрезеровании и разбуривании цементных стаканов, для проведения ловильных и других работ по ликвидации аварий в скважинах. Все механизмы агрегата смонтированы на шасси КРАЗ – 250 с подогревателем ПЖД – 44 – П.

В качестве привода насосного оборудования используется ходовой двигатель в агрегате шасси КРАЗ – 250. Мощность от двигателя отбирается через коробку отбора мощности, находящейся на раздаточной коробке автомобиля.

Рисунок 2.4 – Агрегат А – 50 У: 1 - передняя опора; 2 – промежуточная опора; 3 – компрессор; 4 – трансмиссия; 5- промежуточный вал; 6 – гидроцилиндр подъема вышки; 7 – ограничитель подъема крюкоблока; 8 – талевая система; 9 – лебедка; 10 – вышка; 11 – пульт управления; 12 – опорные домкраты; 13 – ротор.
В рабочем положении мачта одной стороны опирается на лебедку, другой через домкрат – на грунт. Установку мачты из транспортного положения в вертикальное – рабочее и обратно проводят посредством домкратов, цилиндры у которых защищены кожухом. Кронблок мачты и талевый блок оснащены талевым канатом. На мачте размещены подвеска ключей и подвеска бурового рукава, который соединяется с насосом при помощи манифольда. При необходимости к талевому блоку можно подвесить вертлюг с квадратной штангой. Нагрузка на крюке определяется при помощи индикатора веса, устанавливаемого на «мертвом» конце талевого каната. В транспортном положении мачта опирается на переднюю опору, размещенную на переднем буфере, где также находится балка для крепления силовых оттяжек, и на среднюю опору, на которой установлена вспомогательная электролебедка. Гидросистема обеспечивает питание гидрораскрепителя и гидромотора.



В состав установки входит также электрообуродование, узел управления и освещения шасси, установка запасного колеса и площадки оператора.

Установку вышки в вертикальное и горизонтальное положение проводят при работе коробки передач автомобиля на первой передаче и при одном включенном маслонасосе. Гидросистема заполняется профильтрованным маслом ВМТ 3 для работы при температуре окружающей среды от -500С до +650С. Пневмосистема агрегата снабжается сжатым воздухом от двухцилиндрового двухступенчатого компрессора М155 – 2В 5.


3 Технологическая схема текущего ремонта скважин



Первично, согласно схеме выполнения работ по текущему ремонту скважин, осуществляется переезд комплекса ремонтного оборудования. Переезд – механизированный комплекс работ, обеспечивающих перемещение
бригады по ремонту скважины с оборудованием до места производства работ за один рейс. Началом переезда является убытие со скважины первого транспорта с оборудованием, которым укомплектована бригада по ремонту скважины. Окончанием переезда является прибытие последнего транспорта с указанным оборудованием.

При этом необходимо:

- подготовить нефтепромысловую дорогу для возможности перевозки оборудования, проверить наличие и обеспечить подъездные пути к кустовой площадке, скважине, при необходимости произвести отсыпку, планировку (выравнивание территории, устранение созданных в процессе работы траншей, ям);

- произвести очистку территории куста от замазученности, посторонних предметов;

- очистить подходы к станции управления, кабельным эстакадам, гребёнкам, групповым замерным установкам, дренажным ёмкостям.

Для производства ремонтных работ скважина должна быть заглушена.


Рисунок 3.1 – Схема расположения агрегатов и оборудования при глушении скважины

Глушение скважин – это технологический процесс, в результате которого создаётся противодавление на пласт и прекращается добыча флюида. Глушение скважины может производиться несколькими методами: чаще всего
для этого используют специальные жидкости или пену. Благодаря этим веществам можно создать нужный уровень противодавления на забое, который превысит показатель пластового.


Монтаж – комплекс работ, обеспечивающих приведение бригады по ремонту скважин в состояние готовности к началу проведения работ и получение официального разрешения о готовности к проведению работ. Началом монтажа является окончание работ по переезду. Окончанием монтажа является готовность бригады к началу работ по срыву планшайбы.

Демонтаж – комплекс работ, обеспечивающих приведение бригады по ремонту скважин с бригадным оборудованием в состояние готовности к переезду. Окончанием демонтажа является освобождение устья законченной ремонтом скважины.

Перед выполнением текущего ремонта скважин выполняется:

- установка передвижных мостков у устья (если нет стационарных);

- проверка якорей для крепления оттяжек;

- устройство площадки для опоры домкрата вышки и агрегата;

- установка агрегата у устья скважины;

- установка вышки в вертикальное положение, выдвижение её секций;

- центровка мачты и натяжение оттяжек;

- установка настила рабочей площадки.

Передвижные приёмные мостки предназначены для обслуживания, укладки и временного складирования труб и штанг, в количестве, необходимом для производства работ на скважине и для подачи и приёма труб при спуско-подъёмных операциях. Конструкции мостков и стеллажей в зависимости от применяемого материала бывают различными.

В Западной Сибири применяются переносные приёмные мостки, выполненных в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора. Транспортировать и устанавливать на устье скважины приёмные мостки следует только трактором Т-150 или К-701 с исправной гидравлической подвеской. Приёмные мостки на устье скважины устанавливают горизонтально или с уклоном не более 1:25 в сторону от устья скважины. Также мостки должны быть оборудованы с обеих сторон трапами-сходнями в соответствии с требованиями правил безопасности. Стеллажи приёмных мостков должны обеспечивать возможность укладки труб при высоте штабеля не более 1,25 м, иметь противооткатные металлические стойки, предохраняющие трубы от раскатывания. Беговая дорожка должна быть выполнена шириной не менее 1 метра из досок толщиной 50 мм, а трапы-сходни шириной не менее 1 метра и досок толщиной 40 мм.

Для монтажа подъёмного агрегата выбирается, расчищается и при необходимости планируется площадка для установки подъёмника, приёмных мостов и стеллажей. При установке подъёмника запрещено находится в зоне движения подъёмника к устью скважины. Движением подъёмника руководит старший вахты (ст. оператор ТРС, бурильщик КРС). Под колёса подъёмника после его установки устанавливаются противооткатные упоры. Под опорные домкраты устанавливаются деревянные подушки, брусья сбиваются между собой скобами. Производится установка на домкраты и фиксация их контргайками.


Работы на высоте по монтажу, демонтажу и ремонту вышек и мачт в ночное время, при ветре со скоростью 8 м/с и выше, во время грозы, сильного снегопада, при гололедице, ливне, тумане видимостью менее 100 м должны быть приостановлены.

При подъёме мачты необходимо следить за выполнением работы, в случае отклонений немедленно сообщить машинисту подъёмника. Силовые и ветровые оттяжки подъёмного агрегата должны закрепляться за якори на расстоянии 28 метров и под углом 45 градусов. Неточность установки якорей допускается 1,5 м.

Оттяжки к якорям присоединяются при помощи винтовых оттяжек специальными цепями с приспособлением для их надёжной фиксации или маркированными петлями и крепятся не менее как четырьмя зажимами, расположенными между собой на расстоянии не менее 300 мм.

Винтовые оттяжки должны иметь контрольные окна или установленные ограничители, исключающие полное выворачивание винтов из гаек. На расстоянии 100 мм от вертикального конца врезается крестовина, диаметром 26 мм, на которую зацепляется петля из стального каната, диаметром не менее 18 мм. Производится заземление подъёмного агрегата, силовые кабели укладываются на треноги, производится монтаж рабочей площадки, проверяется центричность талевого блока по отношению к оси скважины, производится центровка.

Рабочая площадка должна быть выполнена из листов рифлёного 5 мм железа или деревянных досок толщиной 40 мм размером 3 м / 4 м. Рабочая площадка оборудуется ступенями. В случае сооружения на высоте более 0,75 м рабочая площадка оборудуется лестницами и перилами высотой 1,25 м с продольными планками, расположенными на расстоянии не более 40 см друг от друга, и борт высотой не менее 15 см, образующий с настилом зазор не более 1 см для стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной колонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее 500 мм. Схемы расположения агрегатов и оборудования при текущем ремонте скважин представлены на рисунках 3.2.



Рисунок 3.2 – Расположение осей агрегата и приёмных мостков 180 градусов (одиночная скважина)

Заключение



В экономике нефтегазовой отрасли наряду с возрастанием добычи нефти и газа, важное значение приобретает снижение ее себестоимости. Один из путей на сегодняшний день - ввод в строй скважин посредством текущего ремонта, так как это существенно более оперативно и менее затратно, чем строительство новых. Важным фактором интенсификации добычи нефти и газа является снижение времени капитального, планового ремонтов и обслуживания скважин. Поэтому успешное решение проблем ремонта и обслуживания скважин средней и большой глубины – важнейшее направление развития нефтегазовой отрасли.