ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Теории и истории государства и права»
Творческое задание
по дисциплине «Философия права»
Выполнила: Ишутина Т.А.
Студентка группы 11Юуп-мз
Орел, 2022
ПЛАН
Легизм....................................................................................................3
Юридический позитивизм...................................................................6
Либертарно-юридическая теория В. С. Нерсесянца..........................7
Психологическая теория права............................................................9
Список литературы..............................................................................12
-
Изучив литературу по философии права о легизме (юридический позитивизм) подобрать к нему стихотворную иллюстрацию из творческого наследия В.В. Маяковского.
Легизм - школа китайской философии, которая достигла выдающегося положения в бурную эпоху воюющих государств (475-221 гг. до н.э.) и, благодаря влиянию философов Шан Яна, Ли Си и Ханьфэйцзы, сформировала идеологическую основу первой императорской династии Китая Цинь (221-207 гг. до н.э.). Тремя основными заповедями легистов являются строгое применение широко распространенных законов (фа).
Легисты считали, что политические институты должны быть смоделированы в соответствии с реалиями человеческого поведения и что люди по своей природе эгоистичны и близоруки. Таким образом, социальная гармония не может быть обеспечена за счет признания народом добродетели своего правителя, а только за счет сильного государственного контроля и абсолютного подчинения власти. Легисты также выступали за правление с помощью системы законов, которые жестко предписывали наказания и поощрения за определенное поведение. Они подчеркивали направленность всей человеческой деятельности на достижение цели увеличения власти правителя и государства.
Издание подобных норм, направленных на подавление общественного движения в сочетании с жестокими методами наказания отражены в стихотворении В.В. Маяковского «Корона и Кепка» (1927).
Корона и кепка
Царя вспоминаю –
и меркнут слова.
Дух займет,
и если просто «главный».
А царь –
не просто
всему глава,
а даже –
двуглавный.
Он сидел
в коронном ореоле,
царь людей и птиц...
– вот это чин! –
и как полагается
в орлиной роли,
клюв и коготь
на живье точил.
Точит
да косит глаза грозны!
Повелитель
жизни и казны.
И свистели
в каждом
онемевшем месте
плетищи
царевых манифестин.
«Мы! мы! мы!
Николай вторый!
двуглавый повелитель
России-тюрьмы
и прочей тартарары,
царь польский,
князь финляндский,
принц эстляндский
и барон курляндский,
издевающийся
и днем и ночью
над Россией
крестьянской и рабочей...
и прочее,
и прочее,
и прочее...»
Десять лет
прошли –
и нет.
Память
о прошлом
временем грабится...
Головкой русея,
– вижу –
детям
показывает шкрабица
комнаты
ревмузея.
– Смотрите,
учащие
чистописание и черчение,
вот эта бумажка –
царское отречение.
Я, мол,
с моим народом –
квиты.
Получите мандат
без всякой волокиты.
Как приличествует
его величеству,
подписал,
поставил исходящий номер –
и помер.
И пошел
по небесной
скатерти-дорожке,
оставив
бабушкам
ножки да рожки.
– А этот...
не разберешься –
стул или стол,
с балдахинчиками со всех сторон?
– Это, дети,
называлось «престол
отечества»
или –
«трон».
«Плохая мебель!» –
как говорил Бебель.
– А что это за вожжи,
и рваты и просты? –
Сияют дети
с восторга и мления.
– А это, дети,
называлось
«бразды
правления».
Корона –
вот этот ночной горшок,
бриллиантов пуд –
устанешь носивши. –
И морщатся дети:
– Нехорошо!
Кепка и мягше
и много красивше.
Очень неудобная такая корона...
Тетя,
а это что за ворона?
Двуглавый орел
под номером пятым.
Поломан клюв,
острижены когти.
Как видите,
обе шеи помяты...
Тише, дети,
руками не трогайте! –
И смотрят
с удивлением
Маньки да Ванятки
на истрепанные
царские манатки.
1927 год1
Получите мандат без всякой волокиты. Как приличествует его величеству, подписал, поставил исходящий номер – создание властью нормы права - закона.
И пошел по небесной скатерти-дорожке... - наказание.
Юридический позитивизм имеет истоки в древней политической философии. Его наиболее важные корни лежат в политической философии Гоббса и Юма, и его первая полная разработка принадлежит Джереми Бентаму (1748-1832). Согласно этой теории закон - это приказ суверена, подкрепленный силой. Но середине XX века акцент на законодательных институтах был заменен акцентом на правоприменительные институты и теорий, подчеркивающие системный и нормативный характер права. Единственными влиятельными позитивистскими моральными теориями являются взгляды на то, что моральные нормы действительны только в том случае, если они имеют источник в божественных заповедях или в социальных условностях.
Данное направление в теории права получает свое обоснование в стихотворении В. Маяковского “Интернациональная басня” (1917).
Интернациональная басня
Петух
однажды,
дог
ивор
такой скрепили договор:
дог
соберет издогов свору,
накрасть предоставлялось вору,
апетуху
про гром побед
орать,
ибудет всем обед.
Ноэто все раскрылось скоро.
Прогнали
строна
вшею
вора.
Навертывается мораль:
туда же
догу
непораль?2
Здесь упоминается о договоре “Петух однажды, дог ивор такой скрепили договор”. В юридическом позитивизме также предусматривается теория общественного договора, скрепленная нормами морали. За несоблюдение этого следует наказание, осуществляемое всеми участниками договора “Прогнали строна вшею вора”.
Либертарно-юридическая теория В. С. Нерсесянца была сформулирована в 1990-е гг. В.С. Нерсесянц говорил, что правовключает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же “юридическии” в названии концепции означает “правовой”, т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (естественное право), с другой – от легизма (право – закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве. В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция различения и соотношения права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права – то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа, т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя. Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила. Термин “закон” здесь используется в собирательном смысле и охватывает все
источники официально позитивного права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления нормативного характера, наделенные законной принудительно-обязательной силой.
Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей (коллективное)
(Кодекс законов о труде)
Пришел и грянул октябрьский гром.
Рвал,
воротил,
раскалывал в щепки.
И встал
над бывшим
буржуйским добром
новый хозяин —
рабочий в кепке.
Явился новый хозяин земли.
Взялся за руль рукой охочей.
— Полным ходом!
Вперед шевели! —
Имя ему —
советский рабочий.
За всю маету стародавних лет,
что месили рабочих
в кровавое тесто, —
пропорол рабочий
хозяйский жилет,
пригвоздил
штыком
на нужное место.
Где хозяйская спесь?
Присмирел, как зайчик,
под рукой рабочих волк-хозяйчик,
Ни шагнуть ему,
ни орнуть,
ни икнуть.
Настал для хозяйчиков
страшный годик, —
свистнул хозяев,
и над ними,
как кнут,
навис трудовых законов кодекс.
В этом кодексе
крепкий наказ:
растить
и беречь рабочий класс.
О рабочем труде
должен радеть
кодекс законов о труде.
Этот закон
не объедешь с тылу,
пока рабочая власть жива.
Будем хранить рабочую силу,
будем
беречь
рабочьи права3.
В этом произведении говорится об общих правах рабочих, закрепленных в кодексе законов о труде и имеющих принудительный характер для всех трудящихся.
Психологическая теория права - возникла в 20 веке, ее основоположниками являются Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер. Принципы этого направления состоят в следующих положениях: 1) психика людей является фактором, который влияет на развитие общества, его мораль, право и государство; 2) понятие и сущность права обусловлены правовыми эмоциями людей, носящих императивно-атрибутивный характер; 3) правовые переживания делятся на позитивные (государственные) и интуитивные (личные). Большое внимание в этой теории уделяется психологическим факторам и правосознанию в развитии правовой системы общества.
Данное направление находит отражение в стихотворении В. Маяковского “Выволакивайте будущее!” (1925).
Выволакивайте будущее!
Будущее
не придет само,
если
не примем мер.
Зажабры его,— комсомол!
Захвост его,— пионер!
Коммуна
не сказочная принцесса,
чтоб оней
мечтать поночам.
Рассчитай,
обдумай,
нацелься —
ииди
хоть помелочам.
Коммунизм
не только
уземли,
у фабрик впоту.
Онидома
за столиком,
вотношеньях,
в семье,
в быту.
Кто скрипит
матершиной смачной
целый день,
как немазаный воз,
тот,
кто млеет
под визг балалаечный,
тот
до будущего
не дорос.
Пофронтам
пулеметами такать —
невэтом
одном
война!
Исемей
и квартир атака
угрожает
не меньше
нам.
Кто невыдержал
натиск домашний,
спит
в уюте
бумажных роз, —
догрядущей
жизни мощной
тот
пока еще
не дорос.
Как ишуба,
и время тоже —
проедает
быта моль ее.
Наших дней
залежалых одёжу
перетряхни, комсомолия!4
В произведении отражается влияние духа народа, лежащего в его самосознании, на будущее общества, которое основано на коллективном праве и морали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.
1 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.
2 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.
3 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.
4 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.