Файл: 1. Психологические особенности формирования личности несовершеннолетнего преступника 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические особенности формирования личности несовершеннолетнего преступника
1.1 Проблема несовершеннолетних в юридической психологии
1.2 Социопсихологические особенности подросткового возраста как причины нарушений поведения
2. Причины и профилактика преступности среди несовершеннолетних
2.1 Социальные факторы, влияющие на рост подростковой преступности
Существенно сократилась численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все сильнее сказываются такие факторы как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия на телевидении, свободная продажа спиртных напитков.
Но одна из основных причин возникновения преступности заключается в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.
Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.
Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общество значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно стимулирующих подростковую преступность. Среди них, такие факторы:
-
кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья «... именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения»7.
В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.
Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:
-
воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи. -
воспитательно-устойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы. -
воспитательно-неустойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи. -
воспитательно-слабые с утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников; -
воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой; -
с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой; -
маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией; -
правонарушительные; -
преступные; -
психически отягощенные;
Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания8.
-
неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи; -
неблагоприятный социально-психологический климат в семье; -
психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.
Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.
В воспитании подростка определяющим является социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.
К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого – неполноценное воспитание личности.(К этому приводят факторы социального риска), об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко: Среди них можно выделить:
-
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); -
медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.); -
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми); -
социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); -
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.
-
Дистанцирование школы от детей. Среди институтов социализации, обуславливающих усвоения подростками социального опыта, особое место занимает школа, прямое назначение которой обучать и воспитывать детей, давать им знания необходимые для будущей профессиональной деятельности. Наряду с вышеперечисленными назначениями, школа выступает институтом социализации. -
Отчуждение и утрата влияния школы значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем утрата влияния семьи. Очевидно, психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации прежде всего нужно искать в причинах, снижающих референтную значимость школы.
2.2 Профилактика преступности несовершеннолетних
несовершеннолетний преступник личность поведение
Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких – либо нежелательных явлений, с 1970-х годов начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние.9
Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.
Несколько слов необходимо уделить каждому из этих названных субъектов профилактики. Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране. Основная задача КДН – предупреждение правонарушений, безнадзорности и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования.
Вторым названным элементом системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты – это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с теми подростками, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.
Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на «стационарной» основе (в то время как органы социальной защиты на «амбулаторной» основе). К таким учреждениям относятся:
-
социально-реабилитационные центры; -
социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей; -
центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.
Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.
К учреждениям образования, ответственным за профилактические функции также относятся детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Значительную роль среди учреждений образования в деле индивидуальной профилактики правонарушений несовершеннолетних имеют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов.
Пятым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Деятельность шестого элемента системы профилактики - органов управления и учреждений здравоохранения, в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации молодежи, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного процесса существенно возрастают. Органы здравоохранения организуют распространение санитарно – гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, реализуют пропаганду здорового образа жизни, ведут круглосуточный прием несовершеннолетних, оказывают медицинскую помощь.
Седьмым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ОППН). Среди многочисленных функций ОППН особенно выделяются две. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Второй, может быть еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественные действия.
Вспомогательными элементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним или его семьей.
Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. В систему профилактики преступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ, которая осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с их преступностью.