Файл: Составьте подборку упражнений наиболее способствующих развитию лексического строя речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня


Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.

  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.

  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.

  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Прогноз и профилактика


В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

Задание 5. Разработать конспект обследование ребёнка с ФФН (конспект).

Тема: Сказка о весёлом Язычке. Звуки [А], [У].

Цели:

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- учить детей выделять гласный звук из ряда звуков;

  обозначать звуки [А], [У] картинками-символами (по Т.А. Ткаченко);

- вырабатывать направленную воздушную струю;

- развивать голосовые модуляции;

- развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Кукла – мальчик-Язычок, зеркала  по количеству детей, демонстрационные и раздаточные (на каждого ребёнка) картинки–символы звуков [А], [У], салфетки, магнитофон, диски Каплуновой И.Н., Новоскольцевой И.А. для детей средней возрастной группы.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам на занятие (показ игрушки)?

Дети: Мальчик-Язычок.

Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку о весёлом Язычке. А вы мне будете помогать. Садитесь на стульчики, спинка ровная. Пододвиньте к себе зеркала, руки положите на колени, внимательно слушайте.

II. Основная часть

Логопед: Жил-был мальчик Язычок. Жил он в своём домике, он назывался …

Дети: Ротик.

Логопед: Открыл Язычок в домике окошко.

(Дети широко открывают рот – упражнение  «Окошко»)

Логопед: Посмотрите на свой рот в зеркале. Открыли окошко (удерживают позу несколько секунд), закрыли (повторить упражнение два раза).



Логопед: Выглянул Язычок из домика, спрятался.

(Дети высовывают язык изо рта, потом убирают; повторяют упражнение несколько раз, контролируют выполнение упражнения в зеркале).

Логопед: Погода хорошая, решил Язычок погреться на солнышке.

(Дети выполняют упражнение «Лопатка», удерживают позу под счёт логопеда до 5).

Логопед: Посмотрите на свой язычок, какой он широкий, как спокойно лежит на нижней губе.

Логопед: Сел Язычок на свою лошадку и поскакал на прогулку.

(Дети выполняют упражнение «Лошадка», сопровождая его движениями пальцев по столу – лошадка скачет).

Пальчиковая игра «Лошадка»

По дорожке ровной гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Логопед: Скакал Язычок, скакал и прискакал на полянку. А там домик стоит.

Пальчиковая игра «Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Логопед: А в этом домике жила бабушка. Она варила очень вкусное варенье. Съел Язычок варенье и стал облизывать верхнюю губу.

(Дети выполняют упражнение «Вкусное варенье», контролируют выполнение в зеркале).

Логопед: Во дворе у бабушки стояли качели. Качели качались вверх – вниз.

(Дети вместе с логопедом поднимают, а затем опускают правую ладошку).

Логопед: Захотел Язычок покачаться на качелях.

(Дети выполняют упражнение «Качели» - движение языка вместе с движением ладони – вверх, вниз, смотрят на свой язычок в зеркале).

Логопед: Наелся Язычок, накачался на качелях. Сказал бабушке …

(Дети: Спасибо. До свидания.)

Логопед: Сел на лошадку и поскакал дальше.

(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок на полянку. Вся полянка была засыпана снегом. Захотел Язычок поиграть. А вы хотите поиграть?

(Дети: Да!)

Динамическая пауза

«Снежинки»

Вот пришла к нам зима,

Кружатся пушинки,

На кусты, на дома

Падают снежинки.

Землю побелили,

Замели тропинки,

Все поля укрыли

Белые снежинки.

(Дети выполняют движения по показу логопеда под музыку).

Дыхательные упражнения:

Логопед: Мне на ладошку упала снежинка. Протяните свои ладошки, поймайте снежинки. Подуйте на свою снежинку.

(Дети вытягивают губы трубочкой и дуют на воображаемую снежинку).

Логопед: Поиграли со снежинкой. Замёрзли ручки! Давайте их погреем.


(Дети, глядя на логопеда, трут ладошки рук, дышат поочерёдно на каждую руку: Х – Х – Х – Х).

Логопед: А чтобы совсем согреться будем лепить снежную крепость.

Двигательное упражнение (со сменой темпа музыки)

(Дети идут по кругу друг за другом, затем останавливаются, «катают» комки, «лепят» снежки и бросают).

Логопед: Покажите, какие снежки вы умеете лепить.


Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой комок слепили.

Круглый,

Крепкий,

Очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем!

Загибают пальцы в кулачок.

«Лепят» комок.

«Рисуют» руками круг.

«Замок»

Гладят одной рукой другую.

Грозят пальцем.

Поднимают руки вверх.

Прижимают руки к груди.

Опускают руки вниз.

Топают ногой.
Координация речи с движением «Комок»

Логопед: Наигрался Язычок, сел на лошадку и поскакал дальше.

(Дети садятся за столы, выполняют упражнение «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок в гости к звукам–песенкам. Отгадайте, какие там жили звуки. Смотрите внимательно на мои губы, какой звук я хочу спеть?

(Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети произносят их.)

Логопед: Какой это звук?

(Логопед показывает символ звука [А].

(Дети произносят звук).

Логопед показывает символ звука [У].

(Дети произносят звук).

Логопед: Звук [А] можно спеть по-разному:

как Аня плачет: А-А-А;

покажем доктору горлышко: А-А-А (протяжно);

девочка уколола пальчик: А- -А- -А (отрывисто);

Мишка поёт: А-А-А (низким голосом);

Зайка поёт: А-А-А (высоким голосом).

Логопед: Звуки-песенки хотят с нами поиграть. Положите перед собой карточки (символы звуков [А], [У]). Я произнесу звук, а вы покажите нужную карточку.

(Логопед произносит гласные звуки [А], [У]. Дети поднимают соответствующие карточки-символы).

Логопед: Молодцы! Поиграл Язычок со звуками-песенками, сказал им…

(Дети: До свидания). И поскакал на лошадке домой.

(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок домой. Он очень устал, лёг Язычок на кроватку и заснул. Откройте рот, покажите, как ваш язычок лежит спокойно во рту, за зубками.


(Дети открывают рот, смотрят на свои языки в зеркала).

III. Итог

Логопед: Вот и закончилась сказка. Ребята, вам она понравилась?

(Дети: Да).

Логопед: Вы сегодня все очень старались. Молодцы. Мальчик-Язычок говорит вам: «До свидания». Но он обязательно придёт к нам в гости ещё раз и расскажет новую сказку.

Захарова М.А