Файл: Экономический факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ





Выполнил:

студент группы ЭГМ-031-З-02

Писаренко Екатерина Владимировна

_________________________________

(подпись)





Проверил:

д.с.н, профессор кафедры РЭиУЧР

Рой Олег Михайлович

_________________________________

(подпись)

ЭССЕ

на тему: "Нормативное и административное регулирование. Классификация законодательных актов"

по дисциплине: Теория и механизмы государственного управления

Омск-2022

Содержание


Введение 3

Основная часть 4

Заключение 8

Список литературы 9

Введение


В основах гражданского права определено понятие нормативно-правового регулирования как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, направленных на их стабилизацию и упорядочивание. Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъекты, непосредственно не попадающих под правовое регулирование.

Регулирование может быть направлено на внешние правоотношение (регламентация общественных отношений, правила поведения и т.д.), так и на внутренние (саморегулирование).

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных
и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.

В современных условиях единое информационно-правовое пространство необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.

Нормативный правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие
от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются
в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники) [10].

В Российской Федерации существует система классификации нормативно-правовых актов, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, которая может быть использована в различных автоматизированных системах. Интеграция классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации, имеет большое значение в стандартизации формирования и ведения правовых информационных систем, усовершенствовании и упрощении процессов обмена информацией.

Основная часть


Правовым регулированием можно назвать такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели [6]. Например, в целях упорядочения прохождения государственной гражданской службы принят Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в результате которого реализуются поставленные цели, и есть нормативно-правовое регулирование.

Система законодательства Российской Федерации представляет собой
сложноорганизованную систему нормативных актов различных видов, принятых как
на уровне Российской Федерации, так и её субъектов [5, С. 6].

В России существует иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы.

Важнейшим элементом системы законодательства российской Федерации выступает Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года) (ред. 01.07.2020) (далее – Конституция), учредившая два основных вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Обе группы федеральных законов принимаются как в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации, т. е. принадлежащих только Российской Федерации

и реализуемых только ею самостоятельно, так и в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 71 и 72 Конституции).

Вторым по важности нормативно-правовым актом являются федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы принимаются
по вопросам, непосредственно указанным в Конституции.

К ним относятся, например, Федеральный конституционный закон от 31 декабря
1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ
"О Государственном флаге Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" и др.

Такие законы могут быть также приняты по любым конституционно закреплённым полномочиям федерального законодателя. Таким образом, статусом конституционных федеральных законов обладают те федеральные законы, нормы которых регулируют наиболее значимые правоотношения, имеющие непосредственное отношение к реализации основ конституционного строя Российской Федерации, устанавливают права и обязанности, компетенцию и структуру главных органов государственной власти, а также акты, посвящённые государственной символике [2].

Далее в системе нормативно-правового регулирования Российской Федерации располагаются федеральные законы и кодексы (издаются в форме федеральных законов). Федеральные законы составляют основу всей системы российского законодательства, детально регулируя самые разнообразные отношения, возникающие в обществе. В связи
с многообразием законодательных решений в Российской Федерации, как и в подавляющем большинстве стран мира, используется целый ряд приёмов технико-юридического характера, позволяющих, с одной стороны, избежать повторов и противоречий в различных актах,
а с другой – легко ориентироваться в действующем законодательстве.

Например, Федеральный закон от 13 июня 2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Российское законодательство формируется преимущественно по отраслевому принципу. Построение системы законодательства осуществляется в зависимости

от классификации того или иного законодательного правила по объекту его регулирования, т. е. с учётом содержательной стороны общественного отношения [3].

Например, если речь идёт о регулировании взаимоотношений между человеком
и государством (в лице органа государственной власти), действуют правила (нормы) административного права, если речь идёт о различных видах имущественных отношений, возникающих между физическими или юридическими лицами, то соответствующие нормы относятся к сфере гражданского права и т. д.

Все отрасли права традиционно подразделяются на два крупных блока:

- публично-правовые отрасли (конституционное, административное, муниципальное, бюджетное, таможенное, налоговое, уголовное, административно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, экологическое, трудовое право, право социального обеспечения, международное публичное право и т. д);

- частноправовые отрасли (гражданское право, банковское право, семейное право, международное частное право и т. д.) [5, С. 13].

Наиболее важные правила включаются в федеральный закон обобщающего характера – кодекс, который по мере необходимости может быть дополнен или изменён путём принятия соответствующего федерального закона, непосредственно вносящего поправки
в текст действующего акта, освобождая его от устаревших норм.

Кодекс – это законодательный акт (федеральный закон), содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей [5].

Пример: "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021), "Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)" от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ и другие.

Особое место в системе права и законодательства Российской Федерации занимает международное право, поскольку Конституция провозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью правовой системы России, но, как правило, не имеют приоритет над российскими законами.

Российская Федерация является участником многочисленных международных договоров и конвенций, которыми она руководствуется в своих международных отношениях. Это касается органов внешних сношений, дипломатических представителей Российской Федерации за рубежом и деятельности представителей зарубежных государств
в Российской Федерации, консульских отношений, различных иммунитетов государства

и его представителей и т. д.

Российская Федерация также является членом международных правительственных (прежде всего ООН) организаций, специализированных организаций ООН, международных союзов (например, Евразийского экономического союза), решениями и постановлениями которых она должна руководствоваться в своей внешнеполитической деятельности,
а отчасти и в решении внутренних вопросов.

Также следует отметить, что ряд вопросов относится к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов – это вопросы административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и об охране окружающей среды, а также вопросы адвокатуры и нотариата. Проект федерального конституционного или федерального закона, касающийся перечисленных отраслей, может быть направлен в соответствующие субъекты Российской Федерации для учёта их мнения при принятии того или иного акта.

Субъекты Российской Федерации принимают законы в пределах совместных предметов ведения Федерации и её субъектов, а также в пределах исключительных предметов ведения субъектов Российской Федерации.

Основу системы законодательства субъектов Российской Федерации составляют их конституции (уставы).

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – это основной региональный государственно-правовой акт, принимаемый в соответствии с Конституцией самостоятельно субъектом Российской Федерации и устанавливающий экономические
и финансовые основы данного субъекта, систему органов его государственной власти
и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и т.д.

Например, Устав (Основной Закон) Омской области (принят Постановлением Законодательного собрания Омской области от 26 декабря 1995 года № 193.

Система законодательства Российской Федерации в свою очередь опирается помимо перечней предметов ведения (ст. 71, 72 Конституции), также на правила, установленные ст. 76 Конституции.

Согласно этой статье: федеральные конституционные и федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории страны; федеральные законы, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, также действуют на всей территории страны, а законы субъекта Российской Федерации в этой сфере – только на территории соответствующего субъекта; федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах предметов ведения Российской Федерации и в пределах предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, – в случае такого противоречия действует федеральный закон; в случае противоречия между федеральным законом и законом либо иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, принятым вне предметов ведения Российской Федерации и вне совместных предметов ведения Российской Федерации и её субъектов, т. е. в пределах исключительного ведения субъектов Российской Федерации, действует акт субъекта Российской Федерации [1].