Файл: Экономический факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим видом нормативно-правовых актов являются подзаконные нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации наделила Президента и Правительство полномочиями по изданию нормативных правовых актов [1]. Требования к этой группе нормативных актов едины: указы и распоряжения Президента, постановления
и распоряжения Правительства не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а акты Правительства – также и нормативным указам Президента [1]. Президент в силу ст. 80 Конституции может самостоятельно (если отсутствует федеральный закон) реализовать нормотворческие функции в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека, в целях охраны суверенитета Российской Федерации, её независимости
и государственной целостности, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [1].

Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября
2016 года № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации
по вопросам поощрения и защиты инвестиций».

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации также наделяют полномочиями по изданию подзаконных нормативных правовых актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (президентов и глав правительств) и (или) иные органы исполнительной власти этого уровня, которые могут передавать соответствующие полномочия местным министерствам и ведомствам.

Например, Указ Губернатора Омской области от 30 декабря 2021 года № 210
"О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области".

Подзаконный характер носят нормативные правовые акты местного самоуправления, принимаемые как его выборными органами, так и органами исполнительными. Эти акты имеют локальный характер, их действие распространяется на территорию соответствующей местности. Конституция устанавливает компетенцию органов местного самоуправления: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления также весьма разнообразны по форме (указы, постановления, приказы и т.д.) [6].

Последнюю подгруппу нормативных правовых актов, имеющих подзаконный характер, составляют внутрифедеральные договоры и соглашения или внутренние конвенциональные акты. Они заключаются на основе и в развитие Конституции

и действующих законов.

Все законы Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом, международные договоры публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации в "Парламентской газете" и "Российской газете", а также в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации". Официальным опубликованием считается первое опубликование полного текста закона в одном из названных изданий [5].

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на территории всей страны по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не установлено в самом акте. Аналогичные правила существуют
и в отношении законов субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти также подлежат официальному опубликованию.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 7 дней после их первого официального опубликования.

Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека
и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении также 7 дней после их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, проходят обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально публикуются в обязательном порядке в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Такие нормативно-правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении
10 дней после их официального опубликования, если иное не установлено самими актами.

Заключение


Таким образом, нормативно-правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества, благодаря которому регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.


Исходя из представленного выше анализа системы нормативно-правовых актов Российской Федерации, можно сделать вывод, что эта система весьма разнообразна и имеет четкую иерархию.

В заключение данной работы хочется только сказать, что нормативные правовые акты имеют очень важное в правовой системе значение и в обществе в целом. Их роль с каждым днем возрастает.

Список литературы


Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 01.07.2020) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. "Концепция системы классификации правовых актов РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

Книги, монографии

3. Федорец А.Г. "О нормативных правовых актах в Российской Федерации:
научное издание. – М.: ИБТ, 2015. – 100 с.

4. Рой О.М. Теория и механизмы государственного управления: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2020.

Интернет ресурсы

5. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] – URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения 07.01.2022).

6. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] – URL: www.wikipedia.org (дата обращения 09.01.2022).