Файл: Практикум Учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИя РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Косыгина (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)
Горяева Г.С.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Практикум
Учебное пособие
Допущено к изданию редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия для подготовки бакалавров по направлениям 38.03.02,38.05.01,29.03.02,29.03.04, 29.03.01, 29.03.04,29.03.05,38.03.03, 38.03.04,39,03,01,42.03.01,54.03.03 всех форм обучения
Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019

УДК 340.2 (072)

Г 072

Г072 Горяева Г.С.

Правоведение. Практикум: Учебное пособие 2-е изд, исп. и доп. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. 119 с.

Рецензенты:

-Кобозев И.Г.- зам. исполнительного директора, начальник организационно-правового отдела Общероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности

- Боженова Е.В. – федеральный судья в отставке, старший преподаватель кафедры «История, политология и право» ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

Практикум по дисциплине »Правоведение» составлен в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта и предназначается для обучающихся по направлениям подготовки 29.03.02 Технология и проектирование текстильных изделий, 29.03.04 Технология художественной обработки материалов, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 42.03.02 Реклама и связь с общественностью, 43.03.01 Сервис, 50.03.03 Изящные искусства; 54.03.01 Дизайн; 54.03.02 всех

форм обучения
Подготовлено к печати на кафедре

«История, политология и право»

Печатается в авторской редакции
© РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019

© Горяева Г.С., 2019

ПРЕДИСЛОВИЕ


Современное российское общество находится в стадии становления правового государства, в котором права и свободы каждого гражданина признаны высшей ценностью государства и поэтому нуждаются в надежной защите. Правовые знания являются непременным условием реализации человеком его прав и свобод. Правовое обучение ведет к осмыслению личностью ее прав и свобод, к пониманию ценности общественного строя, а также способствует развитию социально активной личности, знающей свои права и возможности, умеющей отстаивать, защищать их всеми законными способами.


Учебная дисциплина «Правоведение» является составной частью обще гуманитарной подготовки студентов вуза и включенав базовую часть БлокаIФГОС ВО.

Целями освоения учебной дисциплины «Правоведение» являются:

  1. формирование основ правовых знаний и глубокого уважения к праву у будущих специалистов, что закладывает фундамент индивидуальной правовой культуры и отношение к праву как к величайшей социальной ценности;

  2. защищать свои права и свободы, как человека и гражданина России;

  3. ориентироваться в законодательстве, находить необходимую правовую информацию;

  4. обоснование принятых решений на основе действующего законодательства.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: признаки права и государства; существующие теории происхождения государства; основные функции государства и права; систему источников российского права; порядок официального опубликования нормативных правовых актов; основные отрасли российского права; нормы Конституции РФ и особенности их применения; особенности федеративного устройства государства; основы разделения властей в российском праве; понятие и виды юридической ответственности, их специфику; элементы состава правонарушения; понятие правового статуса личности; понятие и структуру гражданского правоотношения; понятие и принципы наследственного права; основания классификации наследственных правоотношений; порядок наследования по договору, завещанию и по закону; сферу правового регулирования семейного законодательства; правовой статус супругов и ребенка в семье; общие положения трудового законодательства и сферу их действия; основания возникновения, изменения и прекращения трудового договора; этапы развития экологического законодательства; основные источники права, регулирующих экологические правоотношения; понятие и виды информации как объекта правовых отношений; положения важнейших правовых важнейших правовых актов области защиты информации;


Уметь: проводить отличия между нормами права нормами морали, а также иными способами регулирования общественных отношений; объяснять содержание различных форм государства; определять сферу применения нормативного акта; анализировать структуру правовых норм; характеризовать критерии выделения отрасли законодательства; выявлять административно-теоретические элементы государственного устройства России; определять сферу полномочий органов государственной власти; определять основания возникновения юридической ответственности; отличать правонарушения от преступления; квалифицировать действия лиц, не соблюдающих действующее законодательства.

Владеть: основной юридической терминологией; навыками анализа содержания нормативного акта и его применения в пространстве, во времени и по кругу лиц; навыками анализа и толкования конституционных норм, их грамотного применения; понятийным аппаратом гражданского, наследственного, семейного права и иных отраслей российского права; навыками консультирования по вопросам защиты экологических прав граждан; навыками правовой защиты трудовых прав.

Учебный процесс осуществляется в виде лекций, семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов. Данным учебным пособием обеспечиваются семинарские занятия и самостоятельная работа студентов.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения семинарских занятий по результатам устных выступлений студентов, подготовленных докладов и рефератов, письменных работ, контрольного тестирования, выполнения домашних заданий.

Темы, по которым готовятся рефераты, доклады, выбираются из примерных перечней тем и согласовываются с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Студент имеет право по согласованию с преподавателем подготовить письменную работу на тему, не указанную в примерной тематике.

Домашнее задание представляет собой выполнение одного или нескольких практических занятий. Количество выполненных практических заданий, засчитываемых в качестве домашнего задания, определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Итоговый контроль производится в форме зачета по основным вопросам изучения учебного курса или итогового тестирования по всем разделам по усмотрению преподавателя или экзаменатора.


I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Задание № 1. Государство и право. Их роль в жизни общества

1. Выпишите не менее пяти определений понятия «государство» и проанализируйте их.

2. Политический режим

Пример государств с демократическим политическим режимом______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Характерные признаки демократического политического режима: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________

4. Заполните таблицу.

Виды монархии

Характерные черты

Исторические виды монархий




Античная

 

Раннефеодальная

 

Сословно-представительная

 

Абсолютная

 

Современные виды монархий




Абсолютная

 

Дуалистическая

 

Парламентарная

 


5. Дайте определение понятия «государственно-правовой режим»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2 Правовые нормы и источники российского права

1. Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права.

2. Укажите, к каким источникам (формам) права относится: договор об аренде помещения; решение судьи принятое на основе решения по аналогичному делу; уголовный кодекс; коллективный договор; трудовой договор.

Какой из перечисленных примеров не является источником права?

3. Найдите в действующем законодательстве:

А) правовые обычаи (указания на возможность их использование), а также нормы, которые изначально были именно обычаями, а затем нашли свое закрепление в праве;

Б) по одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов).

4. Заполните таблицу по отраслям права: