Файл: Педагогика как наука о воспитании и развитии личности.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.
Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Следующая категория педагогики – «образование» – понимается как:
-
ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом; -
единый процесс обучения и воспитания человека; -
как результат процесса обучения; -
как система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.
Заключение
Педагогическая наука — это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Список литературы
-
Алаева З. М. Педагогика как наука и искусство воспитания //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 21-2 (99). – С. 78-81. -
Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Педагогика как наука //Инженерные технологии и системы. – 2015. – Т. 25. – №. 3. – С. 10-18. -
Новиков А. М. О предмете педагогики //Педагогика. – 2010. – №. 6. – С. 8-15. -
Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс //Высшее образование в России. – 2004. – №. 9. – С. 108-115. -
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. - Москва : Гос. учеб.-педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. - Т. 1. - 640 с.