Файл: Курсовая работа по теме Социальные направления обеспечения экономической безопасности.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.2. Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
2.3. Социальная напряженность в обществе.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.2. Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
Уровень жизни населения – удовлетворение насущных потребностей домашнего хозяйства, которое определяется группой показателей, рассчитываемых Росстатом15.
Уровень и качество жизни отражено в среднедушевых денежных доходах населения в месяц, реальными располагаемыми доходами, объемом и структурой доходов по источникам поступления, объемом и составом денежных накоплений населения. К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и национальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения16.
Проблема бедности и малообеспеченности извечная проблема в России, которая приобрела особую значимость в условиях текущего экономического кризиса, способного аннулировать все полученные за период экономического роста достижения страны в сфере повышения благосостояния населения.
Повышение благосостояния личности, формирование условий для полного удовлетворения ее потребностей, в том числе творческого проявления и саморазвития, является центральным ориентиром развития государства, а также важным элементом общественного прогресса.
Как показывает история, вероятность возникновения социальных конфликтов возрастает, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет около 8%, а разрыв между богатыми и бедными превышает 10 раз. Превышение данных показателей приводит к обнищанию населения и конфликтам в обществе.
Проблема бедности тянется на протяжении всего развития общества. Она присуща любому государству вне зависимости от общественного устройства.
В РФ уровень бедности определяется на основе бюджета прожиточного минимума. Прожиточный минимум представляет собой стоимость условной потребительской корзины, в которую включены товары и услуги, удовлетворяющие базовые потребности человека, не потребляя которые, снижается физическая активность и здоровье. В потребительскую корзины включены расходы на продовольственные и непродовольственные товары, оплата на жилье, транспорт, связь, налоги и иные платежи.
При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования.
Дифференциация доходов — объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения.
Неравенство доходов объясняется рядом причин:
-
разные интеллектуальные и физические способности, физиологические особенности; -
разные уровни образования и профессиональной подготовки; -
демографические факторы; -
неравенство собственности и накопленного богатства; -
монополизм товаров и услуг на рынке; -
личные качества17.
Политика сокращения бедности подразумевает выстраивания системы комплекса мер, направленных на смягчение бедности, таким образом выводя из категории «бедных» многие семьи, а также на поддержку данных групп населения. Существуют показатель вероятности попадания различных типов семей в категорию бедных и дефицита доходов, которые позволяют выявить типы домохозяйств с наибольшим вкладом в общую бедность.
Повышение уровня занятости населения, заработной платы, снижение денежного неравенства, адресная поддержка малообеспеченных семей являются основополагающей стратегией снижения уровня бедности.
2.3. Социальная напряженность в обществе.
Социальная сфера – это совокупность отраслей предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и влияющих на образ и уровень жизни и благосостояния людей. Она включает в себя образование, здравоохранение, культуру, социальное обслуживание, связь, транспорт. Социальная сфера играет важную роль не только в самой экономике, но и в экономической безопасности. Данная сфера жизни общества отражает интересы как общества в целом, так и отдельной личности или социальной группы, государства.
Социальная незащищенность населения может спровоцировать социальные взрывы, которые возникают на основе социальных противоречий.
Социальная напряженность – это такое состояние общественной жизни, которое отражает внутренние противоречия и вызывается совокупностью экономических, политических, социальных, духовных процессов, усугубляясь под влиянием внешних обстоятельств или локальных факторов.
Социальная напряженность – состояние всей общественной жизни, состояние недовольства населения существующим положением дел в стране, готовность выразить свое недовольство открыто. В основе данного явления лежат неудовлетворенные потребности и не представленные интересы отдельных социальных общностей, групп.
Социальную напряженность могут вызвать такие экономические факторы как:
-
высокий уровень инфляции; -
высокий уровень безработицы; -
угроза дефолта, нестабильность валюты; -
увеличение расслоения между богатыми и бедными; -
низкий уровень жизни значительной части населения; -
официальный прожиточный минимум ниже фактического18.
Социальная напряженность может протекать в скрытой форме. Но стоит отметить, что скрытое недовольство общества в течение длительного периода времени является хорошим фундаментом для возникновения различных видов общественных движений, которые не всегда положительно влияют на судьбу государства, или может перерасти в социальный конфликт, охватывающий в том числе и государство во всех ее сферах.
Социальная напряженность приводит к снижению рождаемости, что приводит к сокращению кадров и рабочих рук в будущем, эмиграции, росту преступности, терроризма, а также снижению образовательного и культурного уровня.
Отсутствие социальной напряженности демонстрирует устойчивое развитие государства. Таким образом, одной из приоритетных задач власти является выявление и ликвидация причин социальной напряженности. Для решения данных задач можно использовать следующие меры: экономические меры по снижению безработицы; определение минимальной оплаты труда и прожиточного минимума; развитие социальной поддержки населения; пропаганда равенства.
Решение данной проблемы заключается в грамотной экономической и социальной политики государства.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения
Сегодня требуется выработка вариантов повышения уровня и качества жизни. Очень важно преодолеть несправедливость в распределении доходов. Главная цель — формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.
Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 90% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 70%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.
Анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни, проведенный во второй главе, показал, что к ним относятся следующие:
-
низкий уровень оплаты труда; -
рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы; -
длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.
Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка программы повышения уровня и качества жизни. Ее главной целью, на первом этапе, является восстановление у большинства уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.
Основными задачами могли бы стать:
-
недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения; -
повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства; -
обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов; -
переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
В программе требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем — повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.
В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап — восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы.
Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.
Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.
Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости.