Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ"
Тема: "Вольтер и Руссо великие просветители"
Студента группы ТМД-СО-22-2
Саруханова Алексея Анатольевича
Содержание работы
Введение 3
1. Философия французского Просвещения 5
2. Вольтер (1694 - 1778) 8
3. Жан Жак Руссо (1712-1778) 21
4. Взаимоотношения Руссо и Вольтера 30
Заключение 34
Список литературы 35
Введение
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.
В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия”возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя.
Если рассматривать Просвещение как этап истории философской мысли, то мы вынуждены будем признать, что он не был богат яркими открытиями, принципиально новаторскими идеями. Философы-просветители восприняли и развили наследие своих великих предшественников XVII в. Их воззрения на природу опирались на физику Декарта и Ньютона
, метафизику Спинозы, гносеология - на локковский сенсуализм, социальная философия - на доктрины Гоббса и Локка. И все же эта философия оригинальна и даже уникальна. Она оказала грандиозное влияние на умы современников, изменила мировоззрение общества и стала прелюдией к тем грандиозным преобразованиям, в результате которых родилась современная западная цивилизация.
Уподобление знания свету, а невежества тьме относится к числу древнейших метафор культуры. Просветителями всегда называли тех, кто несет людям новое знание, обучает и воспитывает. Просвещением же с большой буквы называется культурное движение, охватившее в XVIII в. все страны Европы, Северную, а отчасти и Южную Америку и ставшее важной вехой в духовной истории западного мира. Философия в культуре Просвещения играла столь важную роль, что понятия "просветитель" и "философ" считались синонимами.
Человек мог быть математиком, врачом, свободным литератором, государственным чиновником, но его называли философом, если он был просветителем, т.е. критически мыслящим человеком.
1. Философия французского Просвещения
XVIII век в культуре Западной Европы был обозначен как век или эпоха Просвещения. Просвещение - это особый этап, ступень в развитии общей культуры и нового времени. Через этот этап проходят все страны в период перехода от феодализма к буржуазному обществу. То есть это как бы обязательный этап в развитии страны.
Таким образом, Просвещение это эпоха, которая существует в рамках другой эпохи - Нового времени, поэтому Просвещение во многом продолжало традиции Возрождения XVII века. Однако, XVIII век нес с собой и много нового. Это проявлялось в особых акцентах, в поворотах и развитии этих идей, а также в появлении новых идей, которые продолжали традиции Нового времени.
Что нового внесла эпоха? Эпоха Просвещения носила ярко выраженную антифеодальную направленность, подводная критика всего того, что имело отношение к средневековой культуре: официальное христианство, церковь, как атрибут, схоластику и вообще средневековую ученость с ее культом авторитета старины, зрелости и веры в божественные откровения, как источник знания. Средневековье расценивалось как провал в развитии культуры, застой в развитии человечества. Средневековой культуре противопоставлялась культура знаний, культура естественного человеческого разума. Причем идеалом знаний выступает наука. Наука боготворилась, считалось, что научные знания обладают неограниченными познавательными возможностями. Кроме этого считали, что наука несет с собой только благо и знаниями нельзя злоупотребить. Царил познавательный оптимизм и наукоцентризм.
При всем уважении к науке, тем не менее, научное знание не считалось самоцелью, наука - это средство решения определенного круга практических задач.
Какие же задачи? Наука - это инструмент для завоевания природы. Остается лозунг: "Знание - сила". Однако Просвещение было уверено, что наука не только инструмент, но так же и средство для совершенствования общества и человека, то есть наука - это инструмент социального прогресса. Отсюда считалось, что важным является не только добывание новых знаний, но также и их распространение. "Культура для народа" - новый лозунг XVIII века.
XVIII век подвергает критике идеи XVII века. Философия XVII века упрекается в метафизичности, в том, что она далека от решения проблем человеческой жизни и в связи с этим мыслители XVIII века активно обращаются, к так называемым, мирским проблемам, естественным проблемам. Человек и его бытие становится очень важной темой исследования мыслителей XVIII века. Человек воспринимается как часть общества и мыслители активно обсуждают проблемы как возможно гармоничное взаимодействие между личностью и обществом, между личными интересами (которые святы) и общественным благом. Социоцентризм.
Именно XVIII век формулирует впервые идею общественного прогресса. В это время формируется своего рода исторический оптимизм. Общество уверено в том, что светлое будущее впереди. Таким светлым будущим XVIII век представлял себе совершенное общественное устройство, которое обозначалось как царство разума на земле. Иными словами, человечество должно сконцентрировать свои усилия на достижении особого справедливого общественного устройства, которое обеспечит условия для процветания и счастья всех людей, где общество будет преобразовано по условиям разума и разум станет естественным критерием для оценки всех общественных порядков, и идеала и общественной гармонии между личным. Философия эпохи Просвещения делала акцент главным образом, на двух больших темах:
теория познания - гносеология (происхождение человеческих знаний, возможности и границы достоверного человеческого знания и так далее).
социально-политические проблемы и проблемы человек - общество.
Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции.
Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д'Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеции, Мельхиор Гримм - вот только некоторые, самые известные имена из блестящей когорты французских просветителей. Это люди, которые имели мужество пользоваться своим собственным умом открыто, публично в стране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья в Европе. Здесь король мог сказать: "Государство - это я", поскольку уже около ста лет не собирались Генеральные штаты (собрание представителей дворянства), а буржуазия, игравшая все более заметную роль в экономике страны, вообще не имела политических прав. Не имело их и крестьянство (23из 25 млн. чел. населения страны). Католическая церковь, устоявшая перед натиском Реформации, приговаривала к галерам, порола и даже казнила протестантов. Всякое
печатное и устное слово подвергалось цензуре, парижский парламент запрещал и одну за другой сжигал книги передовых мыслителей. Крестьяне нищенствовали и вымирали от "народной болезни" (так называли голодную дистрофию).
Просвещение объединило людей разнообразных философских взглядов и политических убеждений, среди них встречаются материалисты, деисты, скептики, пантеисты, сторонники просвещенного абсолютизма и республиканцы, воинствующие безбожники и последователи "естественной религии". Внутри Просвещения никогда не стихала полемика. Но как бы ни были велики разногласия между философами, их: воззрения имели общую идейную платформу, формировались в русле единого мировоззрения и стиля. Они были едины по крайней мере в следующем:
В своей оппозиционности к официальной Франции. Существующие в стране порядки расценивались ими как неразумные, несправедливые и безнравственные.
Они считали свое время переломной эпохой и с оптимизмом смотрели в будущее, где им грезился "век триумфа философии", "царство разума", которое принесет счастье и благоденствие человечеству.
Философы верили, что история возложила на них особую миссию - распространять и пропагандировать научные знания. Эта вера отличала их от мыслителей XVII в. и делала просветителями. Влюбленные в науку, они были убеждены в ее всемогуществе и все свои рассуждения о прогрессе строили на этих предпосылках.
2. Вольтер (1694 - 1778)
Франсуа Мари Вольтер относится к виднейшим мыслителям французского просвещения. Творчество Вольтера настолько полно отражало основные устремления времени, что весь 18-ый век стали отождествлять с Вольтером. "Он был больше, чем человек. Он был веком", - сказал о нём Виктор Гюго.
Вольтер оказал огромное влияние на проникновение французского просвещения в Россию в конце 18-го века. Интересно и то, что он был в самой гуще политических процессов в Европе и вёл переписку со многими венценосными особами, тем самым оказывая определённое влияние на политику.
Вольтер был не только философом, однако именно его философские взгляды представляют большой интерес. Это связано не только с тем, что они имели огромное влияние на претендовавших на "просвещённость монархов и их приближённых", но и с тем, что Вольтер находил свою подлинную аудиторию в среде прогрессивной общественности того времени.
французское просвещение вольтер руссо
Вольтер сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. Имя "Вольтер" было одним из 137 различных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, драматурга, романиста, поэта и публициста.
В истории философии ХVIII в. Вольтер завоевал себе место как пропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и как мыслитель, который остро сформулировал и поставил ряд проблем, хотя их и не решил.
В виде дилемм им были выдвинуты следующие три основные проблемы:
а) существует ли в мире зло и если да, то каков его источник?
б) материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию?
в) имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм?
Первая из этих трех проблем приобрела характер апории для Вольтера потому, что он с самого начала на пути к ее разрешению возвел препятствие в виде понятия мудрого и справедливого божества, от которого невозможно ожидать зла. Сначала Вольтер в размышлениях по этому поводу находился под влиянием оптимизма Лейбница и Шафтсбери. В повести Вольтера "Задиг, или судьба" спор все же остался нерешенным, и Вольтер сам не очень был уверен в предположении, согласно которому теперешнее зло дает побеги грядущего добра.
Но во второй половине 40-х годов обстановка во Франции стала более мрачной. Людовик ХV отбросил свои заигрывания с общественным мнением, и вновь начались преследования всякого вольномыслия, от которых пришлось спасаться и Вольтеру. В 1757 г. был издан указ о смертной казни за всякое сочинение против религии и властей. Кроме того, Вольтер был потрясен известием из Португалии, где в 1755 г. произошла ужасная катастрофа, - океанская волна, высотой в 10 м, вызванная подводным землетрясением, обрушилась на Лиссабон и погубила 35 тыс. человек, в том числе много женщин и детей.