Файл: Реферат безопасность как основа развития личности ребенка автор реферата Д. А. Аксёнова, студентка v курса группы кдб218.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и исследовании запретных зон. Опасность может расцениваться как смелость, а безопасное поведение еще мало освоено в данном возрасте. Но, в отличие от дошкольного возраста, проявление ответственности в меньшей мере зависит от присутствия значимых взрослых. Ответственность переходит во внутренний план и становится личностной чертой. На этом этапе важно донести до ребенка понимание того, что он ответственен за свою безопасность [7].

Ведущим видом деятельности ребенка становится учение. Хотя игра по-прежнему занимает существенное место в его жизни. Но теперь именно учебная деятельность является наиболее значимой для его развития и проявления способностей и задатков. Авторитет учителя становится максимальным, по сравнению с другими людьми. Поведение учителя может рассматриваться ребенком как эталон. Действия учителя в различных ситуациях интуитивно усваиваются ребенком как модель «правильного» поведения.

Нужно помнить, что для ребенка этого возраста наиболее важным является процесс обучения, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование безопасного поведение следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Хотя формирование абстрактно-логических форм мышления позволяет уже фантазировать и размышлять о разных ситуациях, их последствиях. Ребенок младшего школьного возраста очень сензитивен к принятию различных правил и норм (конвенциональная ступень развития).

Поэтому эффективно ознакомление с правилами безопасного поведения и их закрепление на практике. Сложности могут возникать при необходимости реализовать эти правила на практике, особенно в нетипичных, сложных, критических ситуациях.

В сложных ситуациях ребенок может по-разному отреагировать на опасность:

– ступор, т. е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска;

– дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий;

– активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам:


– формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях);

– формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций;

– психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска;

– сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных навыков безопасного поведения.

Таким образом, формирование безопасного поведения младшего школьника усложняется в связи с развитием и усложнением его психики. В формировании соответствующих навыков педагогом может быть активно задействована игровая и учебная деятельность [5].
3. Средства ознакомления детей с основами безопасности.
Самым важным средством ознакомления ребёнка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребёнка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом,  помочь накопить социальный опыт,  показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребёнка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребёнка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребёнка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого ребёнка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребёнок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются  произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. 
(Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон"). Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности [9].
4. Методы ознакомления детей с основами безопасности.
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. 

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств [2].

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.
5. Взаимодействие с родителями.
В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями [3].


Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания [6].

Заключение



Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было – изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи [4].


В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:

1. Информационный компонент – знания о безопасности жизнедеятельности человека;

2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях; 3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации;

4. Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и здоровью человека.

5. Рефлексивный компонент - умение найти ошибки в поведении ребенка.


Список использованных источников





  1. Болдин, А. С. Безопасность / А. С. Болдин – Москва : Академия Жуковского, – 2020. – 48 с. – Текст: непосредственный.

  2. Виленский, М. Я. Основы безопасности жизнедеятельности / М. Я. Виленский – Москва : КноРус, – 2018. – 181 с. – ISBN 978-5-406-05081-1 – Текст: непосредственный.

  3. Горькова, Л. Г. Жизнь без опасностей / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова ; – Москва : Издательство «5 за знания», – 2005. – 98 с. – Текст: непосредственный.

  4. Гриненко, М. Ф. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / М. Ф. Гриненко, Г. С. Решетников ; – Москва : ЭКО, – 1991. – 33с. – Текст: непосредственный.

  5. Иванова, С. С. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / С. С. Иванова – Текст: непосредственный // ИКТ для детей. – 2015. – №3 – С. 38-41.

  6. Колосова, Е. В. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащегося (на материале обучения безопасности жизнедеятельности) / Е. В. Колосова – Саратов : Наука, – 2018. – 160 с. – ISBN: 978-5-9999-2963-1 – Текст: непосредственный.

  7. Мельников, Ю. А. . Безопасность жизнедеятельности / Ю. А. Мельников – Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2021. – 80 с. – Текст: непосредственный.

  8. Тиссен, П. П. Теория и методика обучения ОБЖ / П. П. Тиссен – Оренбург : ОГПУ, – 2019. – 128 с. – ISBN 978-5-85859-689-9 – Текст: непосредственный.

  9. Фурманов, А. Г. Как обеспечить безопасность дошкольников /

А. Г. Фурманов – Минск : БГУФК, 2020. – 49 с. – ISBN 978-985-569-483-1 – Текст: непосредственный.